дело № 2а-558/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19июля 2018 года п.Ванино
Судья Ванинскогорайонного суда Хабаровского края ПрилепскаяН.А.,
при секретаре Бренько К.В.,
с участием:
помощника прокурора Кандидатовой К.Н.,
представителя административного ответчика Тынаургина Ю.С., действующей на основании доверенности от 02.07.2018 г., выданной сроком до 31.12.2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ванинского района Хабаровского края (в интересах неопределенного круга лиц) к администрации сельского поселения «Поселок Токи» Ванинского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ванинского района обратился в Ванинский районный суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Поселок Токи» Ванинского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и о понуждении к совершению действий.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Ванинского района Хабаровского края при осуществлении мониторинга сайта http://zakupki.gov.ru/в информационнотелекоммуникационной сети Интернет выявлены нарушения законодательства в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предупреждения и минимизации последствий чрезвычайных ситуаций, а также Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в деятельности администраций муниципальных образований сельских поселений района. При проведении проверки установлено, что отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии с процедурой, предусмотренной Законом № 44-ФЗ, администрацией сельского поселения «Поселок Токи» Ванинского района Хабаровского края в 2017 году - в текущем периоде 2018 года не проводился, до настоящего времени перечень поставщиков в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок администрацией поселения не составлен. Таким образом, положения Закона № 44-ФЗ, предусматривающие обязанность составления муниципальными заказчиками перечня поставщиков путем проведения предварительного отбора участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительно оплаты или с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, администрацией сельского поселения, выступающей в качестве муниципального заказчика товаров, работ и услуг, необходимых для решения вопросов местного значения, не исполняются, что является грубым нарушением федерального закона о закупках товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд связанных с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Поселок Токи» Ванинского района Хабаровского края, выразившееся в неисполнении обязанности по проведению предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера; обязать администрацию сельского поселения «Поселок Токи» Ванинского района Хабаровского края, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести предварительный отбор участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, по результатам которого составить перечень поставщиков, в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В судебном заседании представитель процессуального административного истца помощник прокурора Ванинского районаКандидатова К.Н. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации сельского поселения «Поселок Токи» Тынаургин Ю.С. с заявленными требованиями не согласился в полном объеме, в обоснование своих доводов суду пояснил, что Решением Совета депутатов сельского поселения «Поселок Токи» от 13.11.2017 № 10 переданы органам местного самоуправления Ванинского района часть полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе, по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, о чем было заключено Соглашение от 01.01.2018 года. Таким образом, администрация «Поселка Токи» не может отвечать по требованию прокурора в части признания незаконным бездействие администрации сельского поселения «Поселок Токи» Ванинского района Хабаровского края, выразившееся в неисполнении обязанности по проведению предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. По второму пункту исковых требований прокурора требований административный ответчик возражений не имеет.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, (далее КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу п.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п. 1 ч.2 ст.227 КАС РФ решение об удовлетворении заявленных требований принимается судом в случае, если суд признает оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В обоснование административного иска прокурор Ванинского района ссылается на то, что прокуратурой Ванинского района Хабаровского края при осуществлении мониторинга сайта http://zakupki.gov.ru/в информационнотелекоммуникационной сети Интернет выявлены нарушения законодательства в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предупреждения и минимизации последствий чрезвычайных ситуаций, а также Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в деятельности администраций муниципальных образований сельских поселений района.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, при проведении проверки установлено, что отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии спроцедурой, предусмотренной Законом № 44-ФЗ, администрацией сельского поселения «Поселок Токи» Ванинского района Хабаровского края в 2017 году - в текущем периоде 2018 года не проводился, до настоящего времени перечень поставщиков в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок администрацией поселения не составлен.
Так, согласно п.п. 8 ч.1, ч.3 ст. 14 ФЗ от 16.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Хабаровского края от 26.11.2014 № 16 «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон № 68-ФЗ) органы местного самоуправления осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуации; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон - № 44-ФЗ), муниципальным заказчиком признается муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от именимуниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 80 Закона № 44-ФЗ, в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - предварительный отбор).
По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее также - перечень поставщиков) в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок.
Исходя из вышеизложенного, сельские поселения обязаны участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, для чего на случай возникновения чрезвычайных ситуаций в целях быстрого и эффективного устранения последствий таких ситуаций должны проводить предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии с процедурой, предусмотренной Законом № 44-ФЗ, администрацией сельского поселения в 2017 году - в текущем периоде 2018 года не проводился, до настоящего времени перечень поставщиков в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок администрацией сельского поселения не составлен.
В соответствии с ч. 2 ст. 80 Закона № 44-ФЗ перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора.
В случае, если до даты проведения предварительного отбора в перечне поставщиков остался один участник закупки, перечень поставщиков подлежит обновлению не позднее чем через сорок пять дней с даты исключения предпоследнего участника закупки из этого перечня поставщиков.
По смыслу положений Закона № 44-ФЗ указанная выше обязанность должна выполняться заказчиком независимо от того, существует ли на настоящий момент необходимость в закупке товаров в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Таким образом, положения Закона № 44-ФЗ, предусматривающие обязанность составления муниципальными заказчиками перечня поставщиков путем проведения предварительного отбора участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительно оплаты или с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, администрацией сельского поселения, выступающей в качестве муниципального заказчика товаров, работ и услуг, необходимых для решения вопросов местного значения, не исполняются, что является грубым нарушением федерального закона о закупках товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд связанных с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-Ф3 «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции являются признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-Ф3 «О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещениизаказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, суд приходит к выводу, что бездействие ответчика, выражающееся в несоблюдении единого порядка размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нарушает единство экономического пространства на территории Российской Федерации при осуществлении закупок для муниципальных нужд, препятствует эффективному использованию средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, развитию добросовестной конкуренции, совершенствованию деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности, предотвращению коррупции и других злоупотреблений в обозначенной сфере.
Кроме того, выявленные нарушения могут повлечь за собой в дальнейшем совершение коррупционных правонарушений путем обхода обязательных норм действующего федерального законодательства при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.
Отсутствие перечня поставщиков, которые могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, могут повлечь грубое нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц при возникновении подобных ситуаций, способно повлечь увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба.
Доводы представителя административного ответчика о том, что администрация поселка Токи не является надлежащим ответчиком по административному иску прокурора, поскольку полномочия по решению вопроса местного значенияпо участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций переданы администрации Ванинского муниципального района, несостоятельны.
Так, передача полномочий на проведение предварительного отбора участников размещения заказа возможна в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В судебном заседании установлено, что администрацией сельского поселения «Поселок» Токи» полномочия на проведение предварительного отбора участников размещения заказа возможна в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»администрации Ванинского муниципального района не переданы.
Исходя из вышеизложенного,административное исковое заявлению прокурора Ванинского района Хабаровского края (в интересах неопределенного круга лиц) к администрации сельского поселения «Поселок Токи» Ванинского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и о понуждении к совершению действий, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 05 ░░░░░░ 2013 ░░░░ № 44-░░ «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ 20.07.2018░.
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░