Дело №2-2467/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 октября 2020 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Наумовой А.В., при секретаре судебного заседания Ерахаевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2467/2020 по иску Буянтуева ФИО5 Центру по установлению и выплате пенсий ПФ РФ (ГУ) в РБ о признании незаконным решения, включении периодов работы в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости и возложении обязанности назначить пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Буянтуев Ю.Д. обратился в суд с иском, требуя признать незаконным решение Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ по РБ № 31296/20 от 18 февраля 2020 года об отказе в назначении пенсии, включить периоды работы с 19 апреля 1989 года по 07 августа 1992 года, с 11 августа 1992 года по 12 сентября 1996 года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязать Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ в РБ назначить пенсию с даты обращения за ее назначением, то есть с 21 июня 2019 года.
В обоснование требований истец указал, что 05 февраля 2020 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии, поскольку полагал, что у него имеется достаточный стаж для назначения страховой пенсии, однако в назначении пенсии незаконно было отказано. В период с 19 апреля 1989 года по 07 августа 1992 года истец работал мотористом гидрологического исследовательского судна « с 11 августа 1992 года по 12 сентября 1996 года матросом .
В судебном заседании истец Буянтуев Ю.Д. заявленные требования поддержал по указанным в иске доводам.
В судебном заседании представитель ответчика Центра по установлению и выплате пенсий ПФ РФ (ГУ) в РБ Галактионова М.Р. исковые требования просила оставить без удовлетворения, сославшись на доводы, изложенные в письменном возражении.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.п. 9 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Судом установлено, что 05 февраля 2020 года Буянтуев Ю.Д. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии в соответствии с приведенной нормой, поскольку полагал, что у него имеется достаточно трудового стажа для назначения такой пенсии.
Решением ГУ Центр по установлению и выплате пенсии Пенсионного фонда РФ по РБ от 18 февраля 2020 года № 31296/20 отказано в досрочном назначении пенсии с указанием на то, что на день его обращения за назначением пенсии стаж работы на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение пенсии по п.2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» составляет 03 года 05 месяцев 06 дней при требуемой продолжительности не менее 06 лет 03 месяцев.
В решении указано, что не включены в стаж на соответствующих видах работ периоды с 19 апреля 1989 года по 07 августа 1992 года в должности моториста 1 класса ГИСА «Альтаир» войсковой части 98688, с 11 августа 1992 года до 12 сентября 1996 года в должности матроса Владивостокской базы тралового и рефрижераторского флота, поскольку запись в трудовой книжке сведений о занятости в плавающем составе: машинной команде судов служебно – вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения), не содержит. Также запись в трудовой книжке не содержит сведений о занятости в плавсоставе на судах морского флота, флота рыбной промышленности.
Как следует из трудовой книжки истца, 19 апреля 1989 года от принят на работу мотористом 1 класса на ГИСУ «Альтаир» в войсковую часть 98688, 07 августа 1992 года уволен переводом в ВБТРФ. 11 августа 1992 года принят во Владивостокскую базу тралового и рефрижераторного флота с 11 августа 1992 года по 12 сентября 1996 года матросом судов с наименованиями: плавучая база «Северо-Уральск» № р-8266, морской рыболовный комплексный тральщик «Созидание» № р-4863, средний рыболовный тральщик морской «Цунами» № р-11508.
Верховный Суд Российской Федерации в своем Обзоре законодательства и судебной практики за третий квартал 2007 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.11.2007 г., указал, что исходя из буквального толкования подп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца. В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.
В соответствии со статьей 26 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации в состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна. К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи. Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам.
В соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11 октября 1990 года N 403/18-85 "Об утверждении Списка отдельных видов судов, профессий и должностей плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности" для назначения пенсии за выслугу лет независимо от возраста капитаны-директора, капитаны (старшины) и их помощники, штурманы, кочегары судов, механики всех наименований и их помощники, мотористы и машинисты всех наименований и их помощники, рулевые и матросы всех классов и наименований относятся к видам профессий и должностей плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности.
Факт работы истца в должности моториста, а также матроса объективно подтверждается материалами дела: трудовой книжкой, свидетельством о профессиональной подготовке от 25 декабря 1991 года, свидетельством квалифицированного матроса, учетной карточкой члена профсоюза, санитарными паспортами моряка, приказами Владивостокской базы тралового и рефрижераторного флота о приеме и увольнении, архивной выпиской из ведомостей начисления заработной платы работниками ОАО «Владивостокская база тралового и рефрижераторного флота» и указанными ниже документами.
ГКУ «Государственный архив Приморского края» по запросу суда представлена личная карточка Буянтуева Ю.Д., являвшегося работником ОАО «Владивостокская база тралового и рефрижераторного флота» (ранее АООТ «Владивостокская база тралового и рефрижераторного флота»), из которой следует, что Буянтуев Ю.Д. являлся матросом п/б «Североуральск», затем с 21 августа 1992 года матросом РМБ «А. Чуев», с 26 апреля 1994 года матросом МРКТ «Созидание», с 28 декабря 1994 года матросом СТР «Сураж», с 908 декабря 1995 года матросом СРТМ «Цунами».
Согласно поступившей по запросу суда информации Федерального автономного учреждения «Российский морской регистр судоходства» суда т/х «Североуральск», регистровый номер т/х «Цунами», регистровый номер т/х «Созидание», регистровый номер , т/х «Алексей Чуев» регистровый номер , т/х «Сураж» регистровый номер относились к судам флота рыбной промышленности, не являлись портовыми, постоянно работающими в акватории порта, служебно – вспомогательными или разъездными, а также судами пригородного и внутригородского сообщения.
Согласно представленной по запросу суда информации врио командира войсковой части 45163 гидрографическое исследовательское судно «Альтаир» было предназначено для проведения океанографических и гидрографических исследований в водах России и в ограниченных районах океанов мира, при автономном плавании – совместно с судами снабжения в произвольных районах океанов, являлось плавающим в океанах и морях, не относилось к служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения, к портовым, постоянно работающим на акватории порта.
Оценив представленные суду доказательств в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат частичному удовлетворению.
Поскольку истец работал в плавсоставе на судах флота рыбной промышленности, морского флота в период с 19 апреля 1989 года по 07 августа 1992 года, с 11 августа 1992 года по 12 сентября 1996 года, указанные периоды работы подлежат включению в стаж для досрочного назначения пенсии по п.п. 9 п.1 ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации».
Указанных периодов, а также периодов, которые учтены пенсионным органом как дающие право на досрочное назначение пенсии по п.2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» достаточно для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости.
Пунктом 2,3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 предусмотрено суммирование периодов работы с тяжелыми условиями труда; работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).
Рассматривая требование об обязании ответчика назначить пенсию с 21 июня 2019 года, суд оснований для его удовлетворения не усматривает, поскольку нет объективных данных, свидетельствующих о том, что 21 июня 2019 года Буянтуевым Ю.Д. было подано заявление о назначении пенсии и представлены необходимые для этого документы. Из уведомления, на котором указана дата приема заявления 21 июня 2019 года, следует, что было обращение за устной консультацией.
Пункт 4 ст. 5 Федерального закона «О страховых пениях» предусматривает, что граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.
Суд исходит из того, что обращение Буянтуева Ю.Д. за назначением пенсии было 05 февраля 2020 года, что документально подтверждается. Поскольку установлено, что на момент обращения в пенсионный орган истец имел необходимый специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии, у истца возникло право на назначение пенсии со дня обращения – 05 февраля 2020 года, оснований для назначения пенсии с иной даты не имеется.
Требование о признании незаконным решения Центра по установлению и выплате пенсий ПФ РФ (ГУ) в РБ удовлетворению не подлежит в связи со следующим.
Действующим пенсионным законодательством строго определен перечень и виды документов, а также их содержание, которые необходимо предоставить гражданину в пенсионный орган для решения вопроса об установлении и выплате пенсии. С учетом этой специфики законодательства, а также пределов полномочий пенсионного органа по оценке пенсионных прав граждан по представленным им документам, толкований положений законодательства ответчику не представлено.
Необходимые тому доказательства получены в ходе судебного разбирательства по настоящему делу и результаты их оценки представленным доказательствам позволили суду прийти к выводу о возможности включения спорных периодов в специальный стаж и определения его общей продолжительности.
Несогласие с решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, предоставляет право обжаловать решение, при судебной проверке проверяется наличие у гражданина специального стажа и восстановление права возможно путем признания в судебном порядке за гражданином права на досрочную пенсию, возложения обязанности по ее установлению и выплате.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Буянтуева ФИО6 удовлетворить частично.
Включить период работы Буянтуева Юрия Дымбрыловича с 19 апреля 1989 года по 07 августа 1992 года, с 11 августа 1992 года по 12 сентября 1996 года в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии согласно п.п. 9 п.1 ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» и обязать Государственное учреждение Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Бурятия назначить ему досрочную страховую пенсию со дня обращения с 05 февраля 2020 года.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 27 октября 2020 года.
Судья А.В. Наумова