Решение по делу № 2а-3856/2021 от 09.06.2021

Дело № 2а-3856/2021 КОПИЯ

УИД- 66RS0003-01-2021-003135-23

Мотивированное решение изготовлено 25.08.2021 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

11 августа 2021 года Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Шимковой Е.А., при секретаре Ксинтарис Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску

Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Екатеринбурга к Соколовскому Геннадию Владимировичу о взыскании обязательных платежей и санкций, пени

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г.Екатеринбурга (далее – административный истец, налоговый орган) обратился в суд с административным иском к Соколовскому Г.В. (далее – административный ответчик, налогоплательщик), в котором указал следующее. Соколовский Геннадий Владимирович ИНН ***, *** г.р. состоит на налоговом учете в ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга в качестве налогоплательщика. С 01.04.2004 по 30.11.2020 г.г. Соколовский Г.В. состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 3 ст. 13 Налоговым Кодексом РФ (далее – НК РФ) страховые взносы относятся к федеральным налогам и сборам. На основании Федерального закона от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации…», с 01.01.2017 налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Согласно ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе и индивидуальные предприниматели. Согласно ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 п.1 статьи 419 настоящего кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. Ответчиком сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет не уплачена. В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. По правилам ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику было(и) направлено(ы) требование(я) об уплате налога и пени от 25.08.2017 ***, от 09.04.2018 ***, от 14.08.2018 ***, от 15.08.2018 ***, от 07.12.2018 ***, от 21.01.2019 ***, от 15.01.2020 ***. В установленные в требованиях сроки налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджеты задолженностей. По обращению административного истца о вынесении судебного приказа, о взыскании задолженности по обязательным платежам с Соколовского Г.В., мировым судьей судебного участка № 5 Кировского судебного района г. Екатеринбурга 06 апреля 2021 года вынесен судебный приказ № 2а-823/2021. На основании поступивших от Соколовского Г.В. 23 апреля 2021 года возражений относительно исполнения данного судебного приказа, определением мирового судьи от 30.04.2021 судебный приказ №2а-823/2021 был отменен. Определение об отмене судебного приказа №2а-823/2021 административному истцу поступило 04 мая 2021 года, о чем свидетельствует отметка о его получении.

На основании изложенного, административный истец просит суд:

1. Взыскать с Соколовского Г.В. (ИНН ***) в доход бюджетов задолженности на общую сумму 102 977,08 руб. в том числе:

- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017г.): налог в размере 79 299 руб., пеня в размере 2 143, 48 руб.;

- Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г.): налог в размере 3796, 85 руб.;

- Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017г.): налог в размере 17 314, 85 руб., пеня в размере 423, 75 руб.

Представитель истца в суд не явился, извещен надлежащим образом, в иске ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчик в суд не явился, извещался по адресам регистрации: *** (регистрация с 06.04.2021). Судебное извещение возвращено в суд с отметкой почты «истек срок хранения», что в силу ст. 165.1 ГК РФ является надлежащим извещением.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы настоящего дела, а также дело № 2а-823/2021 по заявлению о выдаче судебного приказа, иные представленные сторонами доказательства, в их совокупности и каждое в отдельности, о дополнении которых ходатайств заявлено не было, суд приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В силу части 1 статьи 3, пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Таким образом, уплата налога является публичной обязанностью налогоплательщиков.

Налоги являются составной частью доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьей 41 БК РФ, поэтому неуплата налогов в бюджет нарушает права государства или муниципального образования на формирование соответствующего бюджета, за счет которого исполняются публичные обязанности государства или муниципального образования, возложенные на них Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными актами. Обязанность по уплате налога физическим лицом не исполнена, поэтому налог подлежит взысканию в судебном порядке.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Судом установлено и ответчиком не оспорено, что ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 01.04.2004 г. и состоял на налоговом учете в ИФНС по Кировскому району г. Екатеринбурга до 30.11.2020 г.

Согласно пункту 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Согласно статьи 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного Фонда РФ, Фонда социального страхования РФ в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При этом с 01 января 2017 года в соответствии с п. 2 ст. 4, ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" указанные полномочия принадлежат налоговым органам.

В соответствии с п. 3 ст. 13 Налоговым Кодексом РФ (далее – НК РФ) страховые взносы относятся к федеральным налогам и сборам.

Согласно ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе и индивидуальные предприниматели.

Согласно п. 1-3 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п.1).

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (п.2).

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам (п.3).

В связи с указанным, ответчик обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, страховые взносы на обязательное социальное страхование.

Как указывает истец и подтверждается материалами дела, у ответчика имеется задолженность по уплате следующих налогов:

- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017г.): налог в размере 79 299 руб., пеня в размере 2 143, 48 руб.;

- Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г.): налог в размере 3796, 85 руб.;

- Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017г.): налог в размере 17 314, 85 руб., пеня в размере 423, 75 руб.

В добровольном порядке суммы налога не уплачены.

В соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом на сумму недоимки начислены пени.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 69 НК РФ налогоплательщику при наличии у него недоимки направляется требование об уплате налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

По правилам ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику было(и) направлено(ы) требование(я) об уплате налога и пени от 25.08.2017 г. *** со сроком исполнения до 14.09.2017, от 09.04.2018 г. *** со сроком исполнения до 27.04.2018, от 14.08.2018 *** со сроком исполнения до 28.08.2018, от 15.08.2018 г., *** со сроком исполнения до 04.09.2018, от 07.12.2018 г. *** со сроком исполнения до 27.12.2018, от 21.01.2019 *** со сроком исполнения до 08.02.2019, от 15.01.2020 *** со сроком исполнения до 11.02.2020.

В установленные в требованиях сроки налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджеты задолженностей.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Таким образом, срок на обращение в суд по требованию об уплате налога и пени от 25.08.2017 г. *** со сроком исполнения до 14.09.2017 истек 14.03.2018, от 09.04.2018 г. *** со сроком исполнения до 27.04.2018 истек 27.10.2018, от 14.08.2018 *** со сроком исполнения до 28.08.2018 истек 28.02.2019, от 15.08.2018 г., *** со сроком исполнения до 04.09.2018 истек 04.03.2019, от 07.12.2018 г. *** со сроком исполнения до 27.12.2018 истек 27.06.2019, от 21.01.2019 *** со сроком исполнения до 08.02.2019 истек 08.08.2019, от 15.01.2020 *** со сроком исполнения до 11.02.2020 истек 11.08.2020.

К мировому судье, с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по обязательным платежам с Соколовского Г. В. административный истец обратился 30.03.2021, что с пропуском срока на обращение более, чем на 7 месяцев.

Не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 N 479-О-О).

Вместе с тем, мировым судьей судебного участка № 5 Кировского судебного района г. Екатеринбурга 06 апреля 2021 вынесен судебный приказ № 2а-823/2021.

На основании возражений, поступивших 23.04.2021 от Соколовского Г.В., относительно исполнения данного судебного приказа, определением мирового судьи от 30.04.2021 судебный приказ 2а-823/2021 был отменен.

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, срок, предусмотренный п. 3 ст. 48 НК РФ, истекает 30.10.2021 г.

С настоящим иском истец обратился 09.06.2021 г., что с соблюдением срока на обращение, установленного п. 3 ст. 48 НК РФ.

Вместе с тем, обращение за вынесением судебного приказа о взыскании задолженности с нарушением установленного законом срока влечет пропуск всех последующих сроков в процедуре принудительного взыскания задолженности.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Соблюдение налоговым органом срока на обращение в суд с административным иском после отмены судебного приказа, не свидетельствует о соблюдении срока, установленного статьей 48 НК РФ, статьей 286 КАС РФ.

Несоблюдение налоговым органом установленных налоговым законодательством сроков на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогу, пени является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

В силу ст. 286 КАС РФ, ст. 48 НК РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В административном иске не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, суд руководствуется следующим:

Вместе с тем, указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.

Суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин для восстановления налоговому органу пропущенного процессуального срока, полагает, что у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа в установленный срок.

Доказательств, наличия уважительных причин пропуска срока обращения к мировому судье, объективно препятствовавших обращению в суд в установленный законом срок с момента истечения сроков исполнения требований не усматривается.

ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания. Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что реальная возможность обратиться в установленные законом сроки, у налогового органа имелась, обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению с заявлением, административным истцом не приведено.

Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований (ст.219 КАС РФ).

Поскольку срок обращения в суд с административными исковыми требованиями о взыскании с ответчика задолженности административным истцом пропущен и уважительных причин для его восстановления не имеется, в связи с чем суд находит не обоснованными и не подлежащими удовлетворению требования административного истца о взыскании с административного ответчика указанных сумм, в том числе, суммы пени.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 227, 175-186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья /подпись/ Е.А. Шимкова

2а-3856/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга
Ответчики
Соколовский Геннадий Владимирович
Суд
Кировский районный суд г. Екатеринбурга
Судья
Шимкова Екатерина Алексеевна
Дело на сайте суда
kirovsky.svd.sudrf.ru
09.06.2021Регистрация административного искового заявления
10.06.2021Передача материалов судье
11.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
11.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.08.2021Судебное заседание
25.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее