Мотивированное решение изготовлено 02.09.2024 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29.08.2024 года г. Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Полузиной Е.С.,
при секретаре Зубакиной А.А.,
с участием помощника прокурора г. Апатиты Лапухова А.М.,
представителя ООО «ГорСервис» Решёткина К.М.,
представителя третьего лица Тареева С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ГорСервис» об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой г. Апатиты во исполнение приказов Генпрокуратуры России от 07.12.2007 №195, от 03.03.2017 №140 проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности ООО «ГорСервис», осуществляющего управление и предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах расположенных по адресам: Мурманская область, г. Апатиты ул. Дзержинского дом №31; ул. Бредова дома №5, №14; ул. Ленина дом №16; ул. Московская дом №13; ул. Победы дома №21, №25; ул. Строителей дома №37, №41; ул. Космонавтов дома №8, №11; ул. Зиновьева дом №19; ул. Жемчужная дом №4; пр. Сидоренко дом №22; ул. Ферсмана дом №18. ООО «ГорСервис», как лицо, ответственное за надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в состав которого включены, в том числе внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, обязано разработать программу производственного контроля и на основании данной программы проводить лабораторные исследования качества холодной и горячей воды в распределительной сети обслуживающего жилого многоквартирного дома на границе балансовой принадлежности в соответствии с требованиями ст. 11,19 Федерального закона №52-ФЗ, СанПин 2.1.3684-21. По информации Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в г. Апатиты, г. Кировск и Ковдорском районе от 16.02.2024, ООО «ГорСервис» не разработана и не представлена на согласование программа производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды. По выявленным нарушениям 22.03.2024 в адрес ООО «ГорСервис» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Вместе с тем по состоянию на 18.06.2024 представление с участием представителя прокуратуры г. Апатиты не рассмотрено, мер направленных на устранение нарушений закона не принято.
По состоянию на 26.04.2024 ООО «ГорСервис» не разработана и не представлена на согласование в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в г. Апатиты, г. Кировск и Ковдорском районе программа производственного контроля качества и безопасности питьевой и горячей воды, что нарушает права и законные интересы граждан в части отсутствия надлежащего контроля качества поставляемых коммунальных ресурсов, а также создания благоприятных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирном доме.
В связи с чем прокурор, просит обязать ООО «ГорСервис» в срок до 18.12.2024 года разработать программу производственного контроля качества и безопасности питьевой и горячей воды в многоквартирных домах расположенных по адресам: Мурманская область, г. Апатиты ул. Дзержинского дом №31; ул. Бредова дома №5, №14; ул. Ленина дом №16; ул. Московская дом №13; ул. Победы дома №21, №25; ул. Строителей дома №37, №41; ул. Космонавтов дома №8, №11; ул. Зиновьева дом №19; ул. Жемчужная дом №4; пр. Сидоренко дом №22; ул. Ферсмана дом №18 и согласовать ее в Территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в г. Апатиты, г. Кировск и Ковдорском районе.
Представитель истца Лапухов А.М. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно указав, что программа производственного контроля качества и безопасности питьевой и горячей воды ООО «ГорСервис» до настоящего времени не разработана и не согласована.
Представитель ООО «ГорСервис» Решёткин К.М. просил в удовлетворении исковых требований отказать, указав что ООО «ГорСервис» не является исполнителем коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению, ввиду заключения собственниками прямых договоров. Собственниками помещений в указанном многоквартирном доме принято решение о заключении от своего имени договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, с ресурсоснабжающими организациями. В связи с чем, при заключении прямых договоров исполнителем коммунальных услуг становится ресурсоснабжающая организация. Кроме этого, представитель ответчика считает, что у ООО ««ГорСервис» отсутствует нормативно предусмотренная обязанность по осуществлению производственного контроля за качеством питьевой и горячей воды. ООО «ГорСервис» осуществляет управление МКД и несет обязанность по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД согласно Минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ №290 от 03.04.2013. В связи с чем обязанность по соблюдению конкретных требований санитарного законодательства обусловлена теми видами деятельности, которые осуществляет хозяйствующий субъект. Считает, что обязанность по организации производственного контроля за качеством питьевой и горячей воды централизованной системы холодного и горячего водоснабжения возложена на лиц, осуществляющих водоснабжение и эксплуатацию системы (сетей) водоснабжения. ООО ««ГорСервис» отвечает за надлежащее содержание внутридомовых систем МКД и не может быть признано лицом, осуществляющим водоснабжение и эксплуатацию централизованной системы водоснабжения. В случае удовлетворения требований просил предоставить срок исполнения решения, исчисляемый с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель третьего лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в г. Апатиты, г. Кировск и Ковдорском районе Тареев С.Ю. в ходе рассмотрения дела исковые требования Прокуратуры г. Апатиты поддержал в полном объеме, пояснив, что управляющие компании являются как исполнителями коммунальных услуг в многоквартирных домах, так и лицами ответственными за надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в состав которого включены, в том числе внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения. Они также выполняют работы по содержанию и ремонту системы водопровода многоквартирного дома, имеют непосредственный доступ к данным системам и оборудованию, предназначенному для холодного и горячего водоснабжения. В этой связи управляющая компания должна обеспечить дальнейшую доставку непосредственно потребителю холодной и горячей воды с установленными нормативными показателями по качеству (СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»), которая поставлена водоснабжающей организацией на границу эксплуатационной принадлежности, также с установленными нормативными показателями по качеству. Управляющая компания при обслуживании общедомового, в том числе технического имущества жилых многоквартирных домов г. Апатиты, надлежащая эксплуатация которого обеспечивает в том числе качество воды, подаваемой в квартиры жильцов, должна проводить контроль ее качества. Данная позиция Роспотребнадзора отражена в письме от 22.03.2024 №09-3662-2024-40.
Заслушав участвующих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Исходя из пунктов 4, 5, 15,16, 27 статьи 2 того же Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; организацией, осуществляющей холодное или горячее водоснабжение, является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы холодного или горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы; централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта.
Частью 2 статьи 25 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (часть 5 статьи 25 Закона N 416-ФЗ).
В силу части 6 статьи 25 Закона N 416-ФЗ программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя перечень показателей, по которым осуществляется контроль; указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, и абонентов; указание частоты отбора проб воды.
В силу статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем).
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (часть 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2,4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 закреплено, что внутридомовые инженерные системы - это являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети) и иное оборудование, предназначенное для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения). Холодное водоснабжение – это снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме. Горячее водоснабжение - это снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.04.2015 года N 307-АД14-5816 по делу N А13-2182/2014 и позиции Третьего кассационного суда общей юрисдикции изложенной в определениях от 08.04.2024 № 2-1180/2023, от 05.12.2022 N 88-22513/2022, организация, управляющая многоквартирным домом является исполнителем коммунальных услуг, и обязана обеспечивать предоставление собственникам помещений коммунальных услуг надлежащего качества, в том числе услуг горячего и питьевого водоснабжения, отвечающих санитарным и техническим требованиям, а также осуществлять контроль, в том числе путем организации производственного контроля качества горячей и питьевой воды в соответствии с санитарными требованиями и нормативами. Именно управляющая организация обязана контролировать качество поставляемых гражданам коммунальных ресурсов и при их несоответствии утвержденным нормативам предъявлять соответствующие требования поставщикам ресурсов.
Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения установлены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", введенными в действие с 01.03.2021 года.
В соответствии с пунктом 77 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 года N 10 и приложениями N 2 - N 4 к Санитарным правилам.
Согласно пункту 1 приложения N 4 к СанПиН 2.1.3684-21, хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения и (или) обеспечивающие население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, в соответствии с программой производственного контроля должны постоянно контролировать качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в местах водоразбора наружной и внутренней распределительных сетей (далее - места водопользования).
Как следует из пункта 1 СанПиН 2.1.3684-21, настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Согласно пунктам 2.3.1, 2.3.2, 2.3.4 Методических рекомендаций МР 2.1.4.0176-20 "Организация мониторинга обеспечения населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2020 года, производственный контроль обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения и/или обеспечивающим население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, по согласованной и утвержденной в установленном порядке программе производственного контроля качества и безопасности воды. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения и/или обеспечивающие население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, в соответствии с программой производственного контроля должны постоянно контролировать качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней распределительных сетей (далее - места водопользования).
Таким образом, требования СанПиН 2.1.3684-21 распространяются на деятельность ООО «ГорСервис», как осуществляющего эксплуатацию систем водоснабжения.
Как следует из материалов дела, ООО «Горсервис» осуществляет управление многоквартирными домами расположенными по адресам: Мурманская область, г. Апатиты ул. Дзержинского дом №31; ул. Бредова дома №5, №14; ул. Ленина дом №16; ул. Московская дом №13; ул. Победы дома №21, №25; ул. Строителей дома №37, №41; ул. Космонавтов дома №8, №11; ул. Зиновьева дом №19; ул. Жемчужная дом №4; пр. Сидоренко дом №22; ул. Ферсмана дом №18, в связи с чем является исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги и обязано оказывать качественные коммунальные услуги. Согласно договорам управления, управляющая компания обязана предоставлять коммунальные услуги (в т.ч. холодное и горячее водоснабжение (Приложение №3) в соответствии с обязательными требованиями, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг.
Согласно договора теплоснабжения в целях поставки коммунального ресурса потребляемого при содержании общего имущества многоквартирных домов №619 от 01.02.2018, заключённого между ПАО «ТГК № 1» (поставщик) и ООО «ГорСервис» (покупатель), энергоснабжающая организация обязуется поставить теплоноситель (горячую воду) и (или) тепловую энергию потребляемые при содержании общего имущества многоквартирных домов, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемые ресурсы. При заключении данного договора, стороны признают, что договоры теплоснабжения и горячего водоснабжения в отношении объемов коммунальных ресурсов, рассчитанных в соответствии с жилищным законодательством РФ, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в многоквартирных домах, находящихся в управлении покупателя, заключены ТСО с потребителями многоквартирных домов, путем совершения конклюдентных действий в соответствии с п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 и с учетом положений ч.17 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 №176-ФЗ. Договором определена граница раздела внутридомовых инженерных систем, которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам. Покупатель обеспечивает безопасную эксплуатацию и исправность внутридомовых инженерных систем потребителя, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг на отопление, горячее водоснабжение и горячее водоснабжение на содержание общего имущества (п. 2.5). Поставщик (теплоснабжающая организация) отпускает тепловую энергию в централизованные сети инженерно-технического обеспечения теплосетевой организации АО «Апатитыэнерго» с параметрами на границе раздела указанных сетей, согласно температурного графика отпуска теплоты и в количестве необходимом покупателю (исполнителю) для предоставления коммунальных услуг (п. 3.1). Коммунальный ресурс поставляется поставщиком с показателями качества, позволяющими покупателю обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителю в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ №354 и условиями подключения (техническим условиям подключения) внутридомовых инженерных систем к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения при условии соблюдения потребителем и исполнителем правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (п. 3.2). Поставщик, покупатель и теплосетевая организация несут ответственность за качество поставляемого ресурса до границы своей балансовой и эксплуатационной ответственности, в том числе по возмещению убытков, связанных с перерасчетами за поставленный потребителю коммунальный ресурс (услуги) ненадлежащего качества (п. 3.3). При обнаружении нарушения качества поставляемых коммунальных ресурсов покупатель (исполнитель) направляет уведомление в адрес ТСО и ПАО «ТГК-1» для совместного фиксирования факта нарушений требований к качеству коммунального ресурса и (или) продолжительности перерывов его подачи, повлекшее снижение качества предоставляемой исполнителем коммунальной услуги в совместном акте (п. 3.4). Покупатель обязан поддерживать надлежащее состояние и обеспечивать техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, которые подключены к централизованным сетям. Покупатель обязан обеспечивать предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в соответствии с показателями качества, установленными Постановлением Правительства от 06.05.2011 №354 (п. 4.3.3). Покупатель обязан не ухудшать качество горячей воды в части водно-химического режима (п. 4.3.5). При поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги, связанной с поставкой коммунального ресурса ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме, выявлять причины, послужившие основанием для таких обращений в порядке установленном Правилами ПКУ (п. 4.3.18).
Таким образом, договором №619 от 01.02.2018 предусмотрена обязанность ООО «Горсервис» обеспечивать предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в соответствии с показателями качества, установленными Постановлением Правительства от 06.05.2011 №354, а также ответственность ООО «Горсервис» за качество предоставляемого ресурса потребителю; установлен порядок действий ООО «Горсервис» при обнаружении нарушения качества поставляемых коммунальных ресурсов покупателю.
Согласно договора холодного водоснабжения и водоотведения № 5327 от 01.08.2016 (с учетом дополнительных соглашений), заключённого между ресурсоснабжающей организацией ГОУП Мурманскводоканал (ОАО «Апатитыводоканал») и исполнителем ООО «Горсервис», ресурсоснабжающая организация (РСО) обязуется на условиях, предусмотренных данным договором, подавать исполнителю через централизованные сети инженерно-технического обеспечения холодную воду, используемую для оказания исполнителем коммунальных услуг… (п. 2.1). Исполнитель обязан обеспечивать безопасную эксплуатацию и исправность внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения и водоотведения с использованием которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов … (п. 2.3). Границы раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям ресурсоснабжающей организации и исполнителя определяются в соответствии с Актом разграничения эксплуатационной ответственности (п. 2.7). Качество холодной воды должно позволять исполнителю обеспечить бесперебойное круглосуточное предоставление коммунальной услуги потребителям и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) многоквартирного дома, общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома, к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения ресурсоснабжающей организации (п. 3.1). Качество холодной воды должно соответствовать требованиям законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3.2). Ресурсоснабжающая организация обязана осуществлять поставку холодной воды, отвечающей параметрам качества, установленным требованиям законодательства РФ и данным договором, в количестве (объеме), позволяющем исполнителю обеспечить предоставление потребителям коммунальной услуги, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации (п. 4.1.1). Исполнитель поддерживает надлежащее состояние и обеспечивает техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем водоснабжения и водоотведения, которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения ресурсоснабжающей организации (п. 4.3.3). При поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемых коммунальных услуг, связанных с подачей ресурсоснабжающей организацией холодной воды ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме, исполнитель обязан выявлять совместно с ресурсоснабжающей организацией причины предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме (п. 4.3.9). Исполнитель имеет право осуществлять контроль качества предусмотренных данным договором услуг по водоснабжению и водоотведению (п. 4.4.2).
Согласно договора холодного водоснабжения и водоотведения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме №5327ИД от 01.11.2021 (с учетом дополнительных соглашений), заключённого между ресурсоснабжающей организацией ГОУП Мурманскводоканал (ОАО «Апатитыводоканал») и исполнителем ООО «Горсервис», ресурсоснабжающая организация (РСО) обязуется подавать исполнителю через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду для нужд потребления при содержании общего имущества в многоквартирном доме… (п. 2.1). Границы раздела эксплуатационной ответственности объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения ресурсоснабжающей организации и исполнителя определяются в соответствии с Актом разграничения эксплуатационной ответственности (п. 2.4). Исполнитель обязан поддерживать надлежащее состояние и обеспечивать техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем водоснабжения и водоотведения, которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения ресурсоснабжающей организации (п. 3.3.3). Исполнитель обязан обеспечивать безопасную эксплуатацию и исправность внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения и водоотведения, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов (п. 3.3.4). Обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, установленными Правительством РФ (п. 3.3.5). Исполнитель обязан осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов и непрерывности их подачи до границ общего имущества в многоквартирном доме (п. 3.3.13).
Таким образом, договорами № 5327 от 01.08.2016, №5327ИД от 01.11.2021 предусмотрено, что ООО «Горсервис» обеспечивает предоставление потребителям коммунальной услуги, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации и осуществляет контроль качества предусмотренных данными договорами услуг по водоснабжению и водоотведению.
В соответствии с частью 16 статьи 161 Жилищного кодекса РФ лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно п. п. 5, 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491, в состав общего имущества, в частности, включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений из стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков; внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения. Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Таким образом, ООО «Горсервис», являясь лицом, ответственным за надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в состав которого включены, в том числе внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и обязанным обеспечивать предоставление потребителям коммунальных услуг надлежащего качества (в том числе услуг горячего и питьевого водоснабжения отвечающих санитарным и техническим требованиям), а также осуществлять контроль,- обязано разработать программу производственного контроля и на основании данной программы проводить лабораторные исследования качества холодной и горячей воды в распределительной сети обслуживающего жилого многоквартирного дома на границе балансовой (эксплуатационной) принадлежности в соответствии с требованиями Федерального закона N 416-ФЗ, Федерального закона №52-ФЗ и СанПиН 2.1.3684-21.
По результатам проведенной прокуратурой г. Апатиты проверки установлено, что ответчиком не разработана и не представлена на согласование в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в г. Апатиты, г. Кировск и Ковдорском районе программа производственного контроля качества и безопасности питьевой и горячей воды.
Прокурором г. Апатиты в адрес генерального директора ООО «ГорСервис» было внесено представление №4-305в-2024 от 22.03.2024 об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Мер направленных на устранение нарушений закона ответчиком не принято.
Отсутствие программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирных домах представителем ответчика не оспаривается и подтверждается представленным в материалы дела ответом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в г. Апатиты, г. Кировск и Ковдорском районе.
Из показаний специалиста Лаптиева И.М. (главного врача филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области, филиал в г. Кировске, г. Апатиты и Ковдорском районе») следует, что обязанность проведения производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в пределах границ своей эксплуатационной ответственности и разработки программ производственного контроля возложена на управляющие компании, являющиеся исполнителем коммунальных услуг и эксплуатирующие системы водоснабжения, то есть отдельные объекты такой системы. Управляющие компании должны обеспечить дальнейшую доставку непосредственно потребителю холодной и горячей воды с установленными нормативными показателями по качеству, которая поставлена водоснабжающей организацией на границу эксплуатационной принадлежности, также с установленными показателями по качеству.
Судом установлено, что на момент рассмотрения дела, выявленные нарушения действующего законодательства не устранены, при этом непринятие ответчиком мер по устранению указанных нарушений существенным образом нарушает права и законные интересы жителей многоквартирных домов расположенных по адресам: Мурманская область, г. Апатиты ул. Дзержинского дом №31; ул. Бредова дома №5, №14; ул. Ленина дом №16; ул. Московская дом №13; ул. Победы дома №21, №25; ул. Строителей дома №37, №41; ул. Космонавтов дома №8, №11; ул. Зиновьева дом №19; ул. Жемчужная дом №4; пр. Сидоренко дом №22; ул. Ферсмана дом №18, в части обеспечения надлежащего контроля качества поставляемых коммунальных ресурсов, а также создания благоприятных и безопасных условий проживания в многоквартирном доме.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, анализируя вышеприведенные нормы права, установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом изложенного, суд, учитывая конкретные обстоятельства дела, полагает возможным установить срок разработки и согласования программы производственного контроля качества и безопасности питьевой и горячей воды, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая данный срок разумным и достаточным, направленным на соблюдение баланса интересов сторон и скорейшее восстановление прав жителей многоквартирных домов расположенных по адресам: Мурманская область, г. Апатиты ул. Дзержинского дом №31; ул. Бредова дома №5, №14; ул. Ленина дом №16; ул. Московская дом №13; ул. Победы дома №21, №25; ул. Строителей дома №37, №41; ул. Космонавтов дома №8, №11; ул. Зиновьева дом №19; ул. Жемчужная дом №4; пр. Сидоренко дом №22; ул. Ферсмана дом №18. Доказательств невозможности исполнения решения суда в установленный срок ответчиком не предоставлено.
На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина, от уплаты которой прокурор г. Апатиты при предъявлении иска был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В связи с чем, с ответчика в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации за удовлетворенное требование неимущественного характера подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Апатиты Мурманской области в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ГорСервис» (ИНН 5101311509) об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства – удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ГорСервис», расположенное по адресу: 184209, Мурманская область, г. Апатиты, ул. Дзержинского д. 35, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, разработать программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Мурманская область, г. Апатиты ул. Дзержинского дом №31; ул. Бредова дома №5, №14; ул. Ленина дом №16; ул. Московская дом №13; ул. Победы дома №21, №25; ул. Строителей дома №37, №41; ул. Космонавтов дома №8, №11; ул. Зиновьева дом №19; ул. Жемчужная дом №4; пр. Сидоренко дом №22; ул. Ферсмана дом №18, и согласовать ее в Территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области в городе Апатиты, городе Кировске и Ковдорском районе.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ГорСервис» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Апатитский городской суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.С. Полузина