Решение по делу № 2-394/2017 от 02.05.2017

дело № 2-394/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июня 2017 года                             с. Чемал

Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи                         Чориной Е.Н.,

при секретаре                                 Макаревич Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию Чемальского района «ЖКО Чемал», ООО «Теплосервис», Администрации муниципального образования «Чемальский район» о возложении обязанности предоставить проект зон санитарной охраны,

УСТАНОВИЛ:

Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц:

к МУП «ЖКО Чемал» о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект зон санитарной охраны скважины №Г3/99, расположенной в <адрес>, и предоставить его на утверждение в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай;

к ООО «Теплосервис» о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект зон санитарной охраны скважины , расположенной в <адрес>, и предоставить его на утверждение в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай.

Исковые требования мотивированы следующим. Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации источников водоснабжения. Установлено, что МУП «ЖКО Чемал» предоставлено право пользования недрами на основании лицензии ГОА 00194 ВЭ с целью добычи подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Из информации администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что расположенная в <адрес> скважина №ГЗ/99 эксплуатируется МУП «ЖКО Чемал». Скважина , находящаяся в <адрес>, в настоящее время эксплуатируется ООО «Теплосервис». Собственником указанных скважин является администрация МО «<адрес>». Проверкой установлено, что указанные источники водоснабжения эксплуатируются организациями в отсутствие утвержденных Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай проектов зон санитарной охраны.

ДД.ММ.ГГГГ суд по ходатайству сторон привлек к участию в деле в качестве соответчика Администрацию МО «<адрес>».

ДД.ММ.ГГГГ Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор уточнил требования в части привлечения соответчиком Администрацию МО «<адрес>».

ДД.ММ.ГГГГ Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор уточнил требования в части срока, в который ответчики должны разработать проект ЗСО, изменив его с ДД.ММ.ГГГГ – до ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик - Администрация МО «<адрес>» представил в суд возражения на исковые требования от ДД.ММ.ГГГГ, в которых исковые требования не признал, указав, что является ненадлежащим ответчиком, водонапорная башня и водонапорные сети в <адрес> переданы МУП «ЖКО «Чемал» на праве хозяйственного ведения и Муниципальное образование согласно положениям статьи 7 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» не несет ответственность по обязательствам муниципального унитарного предприятия. Согласно концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ в отношении централизованной системы холодного водоснабжения <адрес>, заключенного между администрацией района и ООО «Теплосервис», устройство зоны санитарной охраны скважины отнесено как к обязательствам концедента (администрация района), так и концессионера (общество). Возражения обоснованы ссылками на нормы ст.51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.ст. 11, 18 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Манузина А.В., действующая на основании поручения от Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора, поддержала исковые требования.

Представитель ответчика – администрации МО «<адрес>» по доверенности Четвернина А.И. исковые требования не признала, поддержав доводы возражения на иск.

Директор ООО «Теплосервис» и начальник МУП ЖКО «Чемал» в судебном заседании признали исковые требования прокурора.

Изучив материалы дела, выслушав представителей истца и ответчиков, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации источников водоснабжения на территории муниципального образования <адрес>, проверкой были установлены факты нарушения собственником и пользователями артезианских скважин санитарно-эпидемиологического законодательства.

Из информации администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что расположенная в <адрес> скважина №ГЗ/99 эксплуатируется МУП «ЖКО Чемал». Установлено, что МУП «ЖКО Чемал» предоставлено право пользования недрами на основании лицензии ГОА 00194 ВЭ с целью добычи подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Скважина , находящаяся в <адрес>, в настоящее время эксплуатируется ООО «Теплосервис».

Собственником указанных скважин является администрация МО «<адрес>».

Проверкой установлено, что указанные источники водоснабжения эксплуатируются организациями в отсутствие утвержденных Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай проектов зон санитарной охраны.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества возложено на его собственника.

В силу ст. 92 Водного кодекса РФ водопользователи обязаны рационально использовать водные объекты, не допускать ухудшения качества поверхностных вод; содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению, аварийных и других чрезвычайных ситуаций, влияющих на состояние водных объектов; вести в установленном порядке учет забираемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них; соблюдать установленный режим использования водоохранных зон; осуществлять иные мероприятия по охране водных объектов; выполнять другие обязанности, предусмотренные водным законодательством РФ.

Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного муниципальных районов, в том числе отнесены полномочия по организации в границах районов водоснабжения населения.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 18 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственнобытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 утверждены Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», которые обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (далее - Правила).

В соответствии с п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.

Пункт 1.6 вышеуказанных СанПиН 2.1.4.1110-02 предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

В соответствии с п. 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02, ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Порядок утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, регламентирован Постановлением Правительства Республики Алтай от 13.09.2011 № 247 (далее - Порядок).

Согласно п. 3 Порядка проект зон санитарной охраны принимается Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай для рассмотрения на основании заявления о принятии проекта зон санитарной охраны водного объекта на согласование и утверждение.

В соответствии с п. 11 Порядка решение об утверждении или об отказе в утверждении проекта зон санитарной охраны оформляется приказом Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай.

Между тем, прокурорской проверкой установлено, что указанные источники водоснабжения эксплуатируются организациями в отсутствие утвержденных Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай проектов зон санитарной охраны.

Таким образом, нарушаются интересы Республики Алтай в области рационального комплексного использования участков недр местного значения, а также неопределенного круга лиц, использующего подземные воды для питьевых целей.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Соблюдение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 при эксплуатации источников водоснабжения, водозаборных сооружений должно обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению, соответствующее требованиям СанПиНа 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".

Согласно ч. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

В силу статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 статьи 27 Кодекса, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселений водоснабжения населения.

Исходя из указанных норм, обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, лежит на органе местного самоуправления. Именно ответчик как орган местного самоуправления осуществляет полномочия собственника в отношении них, независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании.

Непосредственное осуществление МУП ЖКО «Чемал» и ООО «Теплосервис» деятельности по водоснабжению и водоотведению не освобождает администрацию МО «<адрес>» от своей деятельности, в том числе, обязательств по финансированию.

Как указывалось выше, п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" устанавливает субъектом несения расходов на мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей, граждан. Администрация <адрес> района как орган местного самоуправления попадает под указанный перечень.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию <адрес> «ЖКО Чемал», ООО «Теплосервис», Администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности предоставить проект зон санитарной охраны удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие <адрес> «ЖКО Чемал», Администрацию муниципального образования «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект зон санитарной охраны скважины №Г3/99, расположенной в <адрес> и предоставить его на утверждение в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <адрес>.

Обязать ООО «Теплосервис», Администрацию муниципального образования «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект зон санитарной охраны скважины , расположенной в <адрес> и предоставить его на утверждение в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.

Судья     Е.Н. Чорина

Мотивированное решение изготовлено 27 июня 2017 г. &#0;

2-394/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Чемальского района
Горно - Алтайская межрайонная природоохранная прокуратура Республики Алтай
Ответчики
Муниципальное унитарное предприяте "ЖКО Чемал"
ООО "ТеплоСервис"
Администрация МО "Чемальский район"
Суд
Чемальский районный суд Республики Алтай
Дело на странице суда
chemalsky.ralt.sudrf.ru
02.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.05.2017Передача материалов судье
10.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.05.2017Судебное заседание
14.06.2017Судебное заседание
22.06.2017Судебное заседание
27.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее