дело № 2-394/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июня 2017 года с. Чемал
Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Чориной Е.Н.,
при секретаре Макаревич Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию Чемальского района «ЖКО Чемал», ООО «Теплосервис», Администрации муниципального образования «Чемальский район» о возложении обязанности предоставить проект зон санитарной охраны,
УСТАНОВИЛ:
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц:
к МУП «ЖКО Чемал» о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект зон санитарной охраны скважины №Г3/99, расположенной в <адрес>, и предоставить его на утверждение в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай;
к ООО «Теплосервис» о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект зон санитарной охраны скважины №, расположенной в <адрес>, и предоставить его на утверждение в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай.
Исковые требования мотивированы следующим. Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации источников водоснабжения. Установлено, что МУП «ЖКО Чемал» предоставлено право пользования недрами на основании лицензии ГОА 00194 ВЭ с целью добычи подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Из информации администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что расположенная в <адрес> скважина №ГЗ/99 эксплуатируется МУП «ЖКО Чемал». Скважина №, находящаяся в <адрес>, в настоящее время эксплуатируется ООО «Теплосервис». Собственником указанных скважин является администрация МО «<адрес>». Проверкой установлено, что указанные источники водоснабжения эксплуатируются организациями в отсутствие утвержденных Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай проектов зон санитарной охраны.
ДД.ММ.ГГГГ суд по ходатайству сторон привлек к участию в деле в качестве соответчика Администрацию МО «<адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор уточнил требования в части привлечения соответчиком Администрацию МО «<адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор уточнил требования в части срока, в который ответчики должны разработать проект ЗСО, изменив его с ДД.ММ.ГГГГ – до ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик - Администрация МО «<адрес>» представил в суд возражения на исковые требования от ДД.ММ.ГГГГ, в которых исковые требования не признал, указав, что является ненадлежащим ответчиком, водонапорная башня и водонапорные сети в <адрес> переданы МУП «ЖКО «Чемал» на праве хозяйственного ведения и Муниципальное образование согласно положениям статьи 7 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» не несет ответственность по обязательствам муниципального унитарного предприятия. Согласно концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении централизованной системы холодного водоснабжения <адрес>, заключенного между администрацией района и ООО «Теплосервис», устройство зоны санитарной охраны скважины отнесено как к обязательствам концедента (администрация района), так и концессионера (общество). Возражения обоснованы ссылками на нормы ст.51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.ст. 11, 18 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Манузина А.В., действующая на основании поручения от Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора, поддержала исковые требования.
Представитель ответчика – администрации МО «<адрес>» по доверенности Четвернина А.И. исковые требования не признала, поддержав доводы возражения на иск.
Директор ООО «Теплосервис» и начальник МУП ЖКО «Чемал» в судебном заседании признали исковые требования прокурора.
Изучив материалы дела, выслушав представителей истца и ответчиков, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации источников водоснабжения на территории муниципального образования <адрес>, проверкой были установлены факты нарушения собственником и пользователями артезианских скважин санитарно-эпидемиологического законодательства.
Из информации администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что расположенная в <адрес> скважина №ГЗ/99 эксплуатируется МУП «ЖКО Чемал». Установлено, что МУП «ЖКО Чемал» предоставлено право пользования недрами на основании лицензии ГОА 00194 ВЭ с целью добычи подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Скважина №, находящаяся в <адрес>, в настоящее время эксплуатируется ООО «Теплосервис».
Собственником указанных скважин является администрация МО «<адрес>».
Проверкой установлено, что указанные источники водоснабжения эксплуатируются организациями в отсутствие утвержденных Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай проектов зон санитарной охраны.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества возложено на его собственника.
В силу ст. 92 Водного кодекса РФ водопользователи обязаны рационально использовать водные объекты, не допускать ухудшения качества поверхностных вод; содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению, аварийных и других чрезвычайных ситуаций, влияющих на состояние водных объектов; вести в установленном порядке учет забираемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них; соблюдать установленный режим использования водоохранных зон; осуществлять иные мероприятия по охране водных объектов; выполнять другие обязанности, предусмотренные водным законодательством РФ.
Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного муниципальных районов, в том числе отнесены полномочия по организации в границах районов водоснабжения населения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 18 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственнобытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 утверждены Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», которые обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (далее - Правила).
В соответствии с п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.
Пункт 1.6 вышеуказанных СанПиН 2.1.4.1110-02 предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
В соответствии с п. 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02, ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Порядок утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, регламентирован Постановлением Правительства Республики Алтай от 13.09.2011 № 247 (далее - Порядок).
Согласно п. 3 Порядка проект зон санитарной охраны принимается Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай для рассмотрения на основании заявления о принятии проекта зон санитарной охраны водного объекта на согласование и утверждение.
В соответствии с п. 11 Порядка решение об утверждении или об отказе в утверждении проекта зон санитарной охраны оформляется приказом Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай.
Между тем, прокурорской проверкой установлено, что указанные источники водоснабжения эксплуатируются организациями в отсутствие утвержденных Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай проектов зон санитарной охраны.
Таким образом, нарушаются интересы Республики Алтай в области рационального комплексного использования участков недр местного значения, а также неопределенного круга лиц, использующего подземные воды для питьевых целей.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Соблюдение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 при эксплуатации источников водоснабжения, водозаборных сооружений должно обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению, соответствующее требованиям СанПиНа 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
Согласно ч. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
В силу статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 статьи 27 Кодекса, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселений водоснабжения населения.
Исходя из указанных норм, обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, лежит на органе местного самоуправления. Именно ответчик как орган местного самоуправления осуществляет полномочия собственника в отношении них, независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании.
Непосредственное осуществление МУП ЖКО «Чемал» и ООО «Теплосервис» деятельности по водоснабжению и водоотведению не освобождает администрацию МО «<адрес>» от своей деятельности, в том числе, обязательств по финансированию.
Как указывалось выше, п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" устанавливает субъектом несения расходов на мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей, граждан. Администрация <адрес> района как орган местного самоуправления попадает под указанный перечень.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию <адрес> «ЖКО Чемал», ООО «Теплосервис», Администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности предоставить проект зон санитарной охраны удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие <адрес> «ЖКО Чемал», Администрацию муниципального образования «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект зон санитарной охраны скважины №Г3/99, расположенной в <адрес> и предоставить его на утверждение в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <адрес>.
Обязать ООО «Теплосервис», Администрацию муниципального образования «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект зон санитарной охраны скважины №, расположенной в <адрес> и предоставить его на утверждение в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.
Судья Е.Н. Чорина
Мотивированное решение изготовлено 27 июня 2017 г. �