Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2025 г. г. Кирс
Верхнекамский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Сунцовой О.В., при секретаре судебного заседания Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верхнекамского районного суда Кировской области гражданское дело № 2-7/2025 (№) (№) по исковому заявлению прокурора Верхнекамского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Премьер» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о водоснабжении и водоотведении,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Верхнекамского района обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Премьер» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о водоснабжении и водоотведении, в его обоснование указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о водоснабжении и водоотведении, в ходе которой установлено, что постановлением администрации Верхнекамского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы развития системы водоснабжения на территории <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы для ООО «Премьер». Согласно п.4 данного технического задания срок разработки инвестиционной программы – в течение двух месяцев с момента утверждения технического задания. В ходе проверки также установлено, что в собственности ООО «Премьер» находятся объекты централизованного водоснабжения потребителей <адрес>. В нарушение требований законодательства ООО «Премьер» до настоящего времени не разработало инвестиционную программу развития системы водоснабжения и водоотведения на территории <адрес>, целью которой является выполнение мероприятий, направленных на приведение качества воды в соответствии с требованиями законодательства, что негативно отражается на потребителях <адрес>. ООО «Премьер» разработана программа производственного контроля, однако лабораторные исследования и испытания качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами ежемесячно не проводятся. По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ прокурором Верхнекамского района Кировской области в адрес ООО «Премьер» внесено представление. Однако указанные нарушения не устранены. Выявленные нарушения законодательства о водоснабжении и водоотведении нарушают права и интересы потребителей <адрес>, то есть неопределенного круга лиц. Просит обязать ООО «Премьер» разработать инвестиционную программу развития системы водоснабжения и водоотведения на территории <адрес> и согласовать ее в соответствии с Правилами разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; заключить договор на проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, Региональная служба по тарифам Кировской области, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Кировской области в <адрес>.
В судебном заседании старший помощник прокурора Верхнекамского района Кировской области Х. на удовлетворении уточненных исковых требований настаивала, привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «Премьер» Ч. в судебном заседании с требованиями прокурора не согласна, пояснила, что ООО «Премьер» не является ресурсоснабжающей организацией, договоры на поставку воды ни с кем не заключены, водозабор организован на безвозмездной основе. Намерений предоставлять услугу по водоснабжению населения у Общества не имеется, тарифы не утверждены. ООО «Премьер» подготавливает документацию для продажи объектов водоснабжения в муниципальную собственность.
Представитель третьего лица администрации Верхнекамского муниципального округа Кировской области, действующая на основании доверенности, Г. в судебном заседании оставляет решение по требованиям прокурора на усмотрение суда.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, Региональная служба по тарифам Кировской области, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Кировской области в <адрес> в судебное заседание не явились, о месте, времени и дате рассмотрения дела извещены.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие в сфере водоснабжения и водоотведения, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту – Федеральный закон № 416-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона № 416-ФЗ установлено, что по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона № 416-ФЗ предусмотрено, что производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей холодное или горячее водоснабжение.
Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (часть 5 статьи 25 Федерального закона № 416-ФЗ).
В силу части 6 статьи 25 Федерального закона № 416-ФЗ программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя перечень показателей, по которым осуществляется контроль; указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, и абонентов; указание частоты отбора проб воды.
Согласно пункту 29 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона № 416-ФЗ плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности включаются в состав инвестиционных программ, производственных программ, реализуемых организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в договоры аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и концессионные соглашения, объектами которых являются такие системы, отдельные объекты таких систем, на каждый год срока действия указанных программ, договоров аренды, концессионных соглашений с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ инвестиционная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, - программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления (часть 1 статьи 40 Закона № 416-ФЗ).
Инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы. В случае, если инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, такая программа до ее утверждения подлежит согласованию с органом местного самоуправления. Согласованная органом местного самоуправления инвестиционная программа направляется в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 5 статьи 40 Закона № 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 11 статьи 40 Закона № 416-ФЗ порядок разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утверждается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 утверждены Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно пункту 2, 3, 6, 10 Правил № 641 проект инвестиционной программы разрабатывается регулируемой организацией, инвестиционная программа утверждается уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления поселения (муниципального округа, городского округа) на основе разработанного и утвержденного органом местного самоуправления поселения технического задания. В инвестиционную программу включаются мероприятия по строительству, а также мероприятия по модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечивающие изменение технических характеристик этих объектов и предполагающие изменение первоначальной (полной) стоимости модернизируемого и (или) реконструируемого объекта.
В соответствии с пунктом 12 Правил № 641 в случае если утверждение инвестиционных программ осуществляется уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации, регулируемая организация направляет проект разработанной инвестиционной программы на согласование в орган (органы) местного самоуправления поселения (муниципального округа, городского округа), на территории которого (которых) осуществляются мероприятия инвестиционной программы, в части мероприятий, обеспечивающих водоснабжение и (или) водоотведение абонентов на территории муниципального образования, и в исполнительный орган субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (за исключением случаев, когда инвестиционная программа утверждается исполнительными органами субъектов Российской Федерации, в полномочия которых входит установление регулируемых цен (тарифов).
Согласно пунктам 6, 9 Правил № 641 проект инвестиционной программы разрабатывается регулируемой организацией на основе технического задания, разрабатываемого органом местного самоуправления поселения (городского округа).
В соответствии с пп. «ж» п. 10 Правил № 641 инвестиционная программа должна содержать предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на период реализации инвестиционной программы.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14, пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения, муниципального, городского округа относится организация в границах городского поселения, муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что централизованное водоснабжение населения <адрес> Верхнекамского района Кировской области организовано муниципальным образованием Верхнекамского муниципального округа путем использования объектов водоснабжения ООО «Премьер» - скважин № и №, станции обезжелезования, и поставляется населению через водопроводную сеть <адрес>, протяженностью <данные изъяты> п/м, находящуюся в собственности муниципального образования Верхнекамский муниципальный округ Кировской области, что подтверждается выпиской из реестра (т.1 л.д.108).
На основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ внешние сети водопровода <адрес>, протяженностью <данные изъяты> п/м были предоставлены МКУ Управление имуществом Верхнекамского муниципального округа Кировской области во временное владение и пользование ООО «Премьер». Договор был заключен на <данные изъяты> месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.238-240).
В судебном заседании установлено, что после истечения договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, имущество – внешние сети водопровода <адрес>, протяженностью <данные изъяты> п/м, были переданы ООО «Премьер» МКУ Управление имуществом Верхнекамского муниципального округа Кировской области по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.243).
Постановлением администрации Верхнекамского муниципального округа Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено техническое задание для ООО «Премьер» на разработку инвестиционной программы развития системы водоснабжения на территории <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы (т.1 л.д.16-18).
Прокуратурой Верхнекамского района Кировской области проведена проверка соблюдения законодательства о водоснабжении и водоотведении в ООО «Премьер», в ходе которой выявлены нарушения. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Премьер» внесено представление об устранении нарушений законодательства о водоснабжении и водоотведении (л.д.8-10).
Из ответа ООО «Премьер» от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора Верхнекамского района следует, что ООО «Премьер» не получало техническое задание на разработку инвестиционной программы, соответственно не могло исполнить свои обязанности по разработке инвестиционной программы. Производственная программа (рабочая программа производственного контроля) на ДД.ММ.ГГГГ годы была разработана и согласована с Управлением Роспотребнадзора Кировской области, также на согласование была направлена обновленная рабочая программа. Концессионных соглашений Общество не заключало. ООО «Премьер» не имеет статуса гарантирующего поставщика. В настоящее время Общество рассматривает вопрос возмездной передачи объектов водоснабжения в муниципальную собственность Верхнекамского муниципального округа Кировской области (т.1 л.д.11).
В суд представлена справка администрации Верхнекамского муниципального округа Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ количество проживающего населения в <адрес> составила <данные изъяты>. На территории указанного населенного пункта расположено <данные изъяты> многоквартирных дома (<данные изъяты> квартир в доме) по следующим адресам: <адрес>, а также <данные изъяты> двухквартирных дома коттеджного типа по <адрес> (нумерация домов от <данные изъяты>). Все проживающие в домах жители пользуются услугами централизованного водоснабжения и водоотведения (т.1 л.д.246).
В деле имеется решение <данные изъяты> суда Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому <данные изъяты>
При этом решение <данные изъяты> суда Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не исполнено. Определением <данные изъяты> суда Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.32-34).
В судебном заседании установлено, что заключенных концессионных соглашений с ООО «Премьер» в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории <адрес> муниципального округа Кировской области не имеется, тариф на питьевую воду не установлен, что также следует из письменных отзывов Министерства Энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области и РСТ Кировской области (л.д.163-164, 172-174).
Утверждение истца о том, что ООО «Премьер» является поставщиком коммунального ресурса для потребителей, так как имеет в собственности объекты централизованного водоснабжения, поэтому обязано разработать инвестиционную программу развития систем водоснабжения и заключить договор на проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды, суд считает несостоятельным, поскольку использование объектов водоснабжения ответчика муниципальным образованием Верхнекамский муниципальный округ для обеспечения населения водоснабжением <адрес> осуществляется в отсутствии каких-либо договорных отношений, на безвозмездной основе.
Наличие технического задания на разработку инвестиционной программы развития системы водоснабжения и рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды для подземных водозаборов не является безусловным основанием для признания ООО «Премьер» организацией, осуществляющей водоснабжение.
С учетом установленных по делу обстоятельств и вышеизложенных положений законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения обязанности на ООО «Премьер» разработать инвестиционную программу развития системы водоснабжения и водоотведения на территории <адрес> и согласовать ее в соответствии с Правилами разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 641, а также возложении обязанности заключить договор на проведение лабораторных исследований и испытаний качества вода на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, следовательно, требования прокурора не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.