Дело № 2-181/2024
УИД 25RS0002-01-2023-006699-44
Мотивированное решение
изготовлено 21.05.2024 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2024 года г. Владивосток
Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Бойко М.Н.,
при секретаре Костырко М.Г.,
с участием истца Крюкова А.В.,
представителя истца Крюкова А.В. по доверенности Кропотова Ю.П.,
представителя ответчика ОСФР по Приморскому краю по доверенности Синеокой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крюкова Алексея Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Приморскому краю о признании незаконным решения № об отказе в назначении пенсии, включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии периодов работы с дата по дата, с дата по дата, дата по дата, службы в Советской армии по призыву с дата по дата, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с дата по достижению возраста 56 лет,
УСТАНОВИЛ:
Крюков А.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Приморскому краю о признании незаконным решения № об отказе в назначении пенсии, включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии периодов работы с дата по дата, с дата по дата, дата по дата, службы в Советской армии по призыву с дата по дата, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с дата по достижению возраста 56 лет, указав в обоснование заявленных требований, что в 2021 году он обратился в ГУ - Управление ПФ РФ по <адрес> с заявлением о проверке его пенсионных прав на получение досрочно страховой пенсии по старости. Из извещения ПФ РФ от дата о завершении заблаговременной работы указывается, что в результате проведённой работы установлено, что право на страховую пенсию по старости он имеет с дата. Ему рекомендовано обратиться с заявлением о назначении досрочно пенсии до дата.
дата ему исполнилось 56 лет. дата он обратился с заявлением в Фонд пенсионного и социального страхования РФ по Приморскому краю о назначении ему досрочно страховой пенсии по старости.
Рассмотрев его заявление от дата ответчиком вынесено решение № об отказе в назначении досрочно страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях, поскольку на дату обращения за назначением указанной пенсии у него отсутствует требуемое количество специального стажа.
Как указано в решении - общая продолжительность страхового стажа составляет 31 год 10 месяцев 26 дней, продолжительность специального стажа, подлежащего включению для назначения досрочной страховой пенсии по старости составляет 09 лет 04 месяца 07 дней по Списку №, требуется 12 лет 06 месяцев.
С указанным решением он не согласен, поскольку в оспариваемые периоды он работал во вредных условиях труда на атомных подводных лодках, что частично подтверждается расчетными листами по заработной плате за 1989-1993 года, из которых следует, что производилась доплата за выполнение важных заданий за трудные условия труда, дополнительное питание, за сдачу заказа, подводные.
Руководство Тихоокеанского предприятия «Эра» неверно указывало в его трудовой книжке наименование профессии «регулировщик электромеханических и радиотехнических приборов и систем», вместо правильного по ЕТКС выпуска 21 «регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов», радиомонтажник судовой.
Полагает, что нарушение его прав из-за недоработок работодателя недопустимо и не может являться основанием для ограничения гарантированного ст. 39 Конституции РФ права на получение пенсионного обеспечения, поскольку, работая в Тихоокеанском предприятии «Эра» он фактически выполнял одну и ту же работу, а именно работу в качестве регулировщика радиоэлектронной аппаратуры и приборов, редиомонтажника судового внутри отсеков атомных подводных лодок при их строительстве, ремонте и модернизации.
Считает, что специальный стаж, подлежащий включению для назначения досрочной страховой пенсии по старости по Списку № производств, работ, профессий, должностей и показаний с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на назначение пенсии по возрасту (старости) на льготных условиях», утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР № от дата составляет на день подачи заявления 17 лет 06 месяцев 07 дней.
В его трудовой книжке содержатся все необходимые сведения, заверенные печатями, подтверждающие стаж работы во вредных условиях.
Просит признать незаконным решение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю об отказе в установлении пенсии № на основании Федерального закона № 400-ФЗ от дата «О страховых пенсиях» незаконным; включить в специальный стаж для назначения досрочно страховой пенсии по старости следующие периоды: с дата по дата – 00 лет 02 месяца 19 дней в должности регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов; с дата по дата - 02 года 00 месяцев 00 дней служба в СА по призыву; с дата по дата - 05 лет 06 месяцев 23 дня в должности радиомонтажника судового АО ТП «Эра»; с дата по дата – 00 лет 04 месяца 18 дней в должности радиомонтажника судового в АО Владивостокское предприятие «Электрорадиоавтоматика» (АО ВП «Эра»); обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> назначить досрочно страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента подачи заявления от дата.
Истцом были уточнены исковые требования, просил признать незаконным решение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> об отказе в установлении пенсии № на основании п.п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от дата «О страховых пенсиях» незаконным; включить в специальный стаж для назначения досрочно страховой пенсии по старости периоды: с дата по дата – 00 лет 01 месяц 28 дней в должности регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов ТП «Эра»; с дата по дата - 02 года 00 месяцев 00 дней служба в СА по призыву; с дата по дата - 01 год 09 месяцев 05 дней в должности радиомонтажника судового АО ТП «Эра»; с дата по дата – 00 лет 03 месяца 11 дней в должности радиомонтажника судового в АО Владивостокское предприятие «Электрорадиоавтоматика»; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> назначить досрочно страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента подачи заявления от дата по достижению возраста 56 лет.
Истец Крюков А.В. и его представитель по доверенности Кропотов Ю.П. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика ОСФР по Приморскому краю по доверенности Синеокая О.В. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать по доводам и основаниям изложенным в письменных возражениях на исковое заявление из которых следует, что дата Крюков А.В. обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю за назначением досрочной страховой пенсии по нормам ст. 30.1.2 (Список №) Федерального закона от дата № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с осуществлением работы в особо вредных условиях труда.
В отношении заявленных исковых требований не подлежат включению в специальный стаж периоды работы:
с дата по дата - в должности регулировщика электромеханических и радиотехнических приборов и систем в Тихоокеанском предприятии «Эра», в связи с отсутствием документального подтверждения занятости в соответствующих профессиях (должностях), на соответствующих работах и в условиях, предусмотренных пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от дата № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
с дата по дата - в должности радиомонтажника судового в Тихоокеанском предприятии «Эра», в связи с отсутствием документального подтверждения занятости в соответствующих профессиях (должностях), на соответствующих работах и в условиях, предусмотренных пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от дата № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
с дата по дата - служба в вооруженных силах СССР.
Период с дата по дата:
в специальный стаж подлежат включению периоды: с дата; с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата - 04 месяца 17 дней (выписка из ИЛС);
в специальный стаж не подлежат включению периоды: с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, со дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата (02 года 03 месяца) - в связи с отсутствием документального подтверждения занятости в соответствующих профессиях (должностях), на соответствующих работах и в условиях, установленных пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от дата № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Работодателем представлены сведения о стаже на общих основаниях (выписка из ИЛС).
Период с дата по дата Отделением не рассматривался, т.к. за 2023 год работодателем сведения не были представлены.
Таким образом, общая продолжительность специального стажа, подлежащего включению для назначения досрочной страховой пенсии по старости по нормам статьи 30.1.2 (Список №) Закона № 400-ФЗ, составляет: 09 лет 08 месяцев 24 дня по Списку № (с учетом суммирования Список № + Список №), требуется 12 лет 06 месяцев, то есть продолжительность специального стажа менее требуемого (12 лет 06 месяцев).
Общая продолжительность страхового стажа 36 лет 10 месяцев 25 дней, требуется 25 лет.
Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Из дополнительных возражений на исковое заявление следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности, при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях.
Для определения специального трудового стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, право которых на досрочное назначение страховой пенсии предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от дата № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» применяются Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение утв. Постановлением Правительства РФ от дата №).
В Списках № и № утвержденных Постановлением Совета Министров СССР № от дата «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» должность «регулировщик электротехнических и радиотехнических приборов и систем» и должность «радиомонтажник судовой» отсутствуют (Списки от 1956 года).
Данные трудовой книжки могут свидетельствовать о факте работы, но не подтверждают характер выполняемых работ.
По ходатайству стороны истца в судебном заседании были допрошены свидетели.
Так свидетель ФИО9 суду пояснил, что Крюков пришел работать в ТП «Эра» приблизительно с 1986-1987 году. Крюков выполнял работу по ремонту, настройке и сдаче изделий системы связи радиоразведки и громкоговорящей. Ремонт таких изделий производится в условиях заказа – на подводной лодке.
Свидетель ФИО10 суду пояснил, что Крюков пришел на работу в ТП «Эра» в августе 1986 года на должность радиомонтажник судовой, занимался внутрикорабельной межотсечной связью, гидроакустикой. В октябре 1986 года его забрали служить в ряды Советской Армии. Он сам примерно с октября 1991 года снова вернулся работать в ТП «Эра», и Крюков работал там тоже, но с какого периода не знает. По август 1994 года Крюков работал в ТП «Эра» в той же должности радиомонтажник судовой, потом уволился, а он в ноябре 1994 года ушел на службу по контракту и служил по 2002 год. С августа 2010 года он снова вернулся в ТП «Эра» и до сих пор там работает вместе с Крюковым. Их работа осуществляется на атомных подводных лодках.
Суд, выслушав доводы лиц участвующих деле, свидетелей, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Основания возникновения и порядок реализации прав граждан в Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от дата № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с дата.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от дата № 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от дата № 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона по состоянию на дата, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений ст. ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "б" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется, в том числе Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от дата N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Как установлено судом и следует из материалов дела, дата Крюков А.В., дата года рождения, обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> за назначением досрочной страховой пенсии по нормам пп. 2 п. 1 ст. 30 (Список №) Федерального закона от дата № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с осуществлением работы в особо вредных условиях труда.
Решением № Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Приморскому краю Крюкову А.В. отказано в удовлетворении заявления о назначении досрочной страховой пенсии по старости поскольку, у заявителя общая продолжительность специального стажа, подлежащего включению для назначения досрочной страховой пенсии по старости по нормам п.п. 2 п. 1 ст. 30 (Список №) Закона 400-ФЗ составляет 09 лет 04 месяца 07 дней по Списку № (с учетом суммирования Список № + Список №), требуется 12 лет 06 месяцев, то есть продолжительность специального стража менее требуемого. Общая продолжительность страхового стажа 31 год 10 месяцев 25 дней, требуется 25 лет.
Досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда не менее 12 лет 06 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половицы установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на дата на один год за каждые 02 года 06 месяцев такой работы.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства от дата № «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении пенсии лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
Список № производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановление Совета Министров СССР от дата № «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до дата;
Список № производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых даст право на пенсию по старости на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от дата № «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (с последующими изменениями и дополнениями).
В соответствии с пунктом 3 Постановления № исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Закона № 400-ФЗ осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от дата № «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Исчисление страхового стажа производится в соответствии со ст. 11 Закона № 400-ФЗ. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.
Истец полагает, что периоды его работы с дата по дата – 01 месяц 28 дней в ТП «Эра» в должности регулировщика радиоэлектронной аппаратуры и приборов; с дата по дата – 02 года 00 месяцев 00 дней Служба в СА; с дата по дата 01 год 09 месяцев 05 дней в АО ТП «Эра» радиомонтажник судовой; с дата по дата 03 месяца 11 дней в АО Владивостокское предприятие «Эра» радиомонтажник судовой, подлежат включению в льготный стаж.
Как установлено судом, Крюков А. В. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования дата.
В силу ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» с дата при исчислении трудового стажа пенсионный орган обязан руководствоваться сведениями подаваемыми работодателями в отношении застрахованных работников и отражаемых на индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица.
В соответствии со ст. 14 Закона 400-ФЗ при подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и ст. 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и ст. 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Данная правовая позиция также закреплена в п. 15 постановления Пленума Верховного суда РФ № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», где указано что, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом 27-ФЗ и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п. 3 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ).
Истец полагает, что периоды дата - дата, дата - дата, дата - дата подлежат включению в страховой стаж по условиям нормы п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона 400-ФЗ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона по состоянию на дата, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Закона 400-ФЗ утверждёнными постановлением Правительства РФ от дата № в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитывается работа, которая выполнялась в течении полного рабочего дня.
Также, в специальный стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Включение иных периодов в специальный стаж действующим пенсионным законодательством не предусмотрено. Таким образом, в специальный стаж не подлежат включению периоды нахождения на курсах повышения квалификации, на военных сборах, в отпусках без сохранения заработной платы.
Исчисление страхового стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществляется в том числе согласно Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых постановлением Правительства РФ № от дата, в п. 4 которых указано, что периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта.
Определение права на страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона 400-ФЗ осуществляется согласно Списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), которые при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона 400-ФЗ).
Списки составлены по производственному признаку, т.е. по видам производств. Поэтому, в первую очередь, необходимо установить производство, к которому относится выполняемая работа. Это первое условие необходимое для определения права того или иного работника на льготное пенсионное обеспечение.
В некоторых случаях (если это прямо вытекает из законодательства) необходимо подтвердить занятость конкретного лица в определённом структурном подразделении предприятия или производства (в цехе, на участке, в отделении). Это второй условие, которое может быть обязательным для определения права на пенсионные льготы.
В Списках № и № указаны наименования профессий рабочих и должностей руководителей и специалистов, поэтому третьим условием для возникновения права на льготное пенсионное обеспечение является установление соответствия наименования профессии (должности) того или иного работника профессии и должности, предусмотренной Списками.
Большинству работников для определения права на льготное пенсионное обеспечение наряду с указанными условиями необходимо подтвердить постоянную занятость в течении полного рабочего дня на определённых работах (определённым способом, с определёнными веществами, на определённом оборудовании и т. д.). Поэтому четвёртое условие заключается в правильном подтверждении уточняющими справками характера работы и условий, при которых назначается досрочная пенсия.
Каждому разделу и подразделу Списков соответствует определённый вид производства. Рассматривая вопрос о праве работника на льготное пенсионное обеспечение, в первую очередь следует определить, какой раздел или подраздел Списков применим в том или другом случае; то есть, необходимо установить, к какому производству следует относить технологический процесс, в котором занят работник.
Основанием для отнесения к какому-либо производству, указанному в Списках, определённых работ могут быть технологический регламент, утверждённые проектные задания, документы плановых и производственных отделов, Единый тарифноквалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС).
Определив производство необходимо выяснить, все ли работники этого производства пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение. Если в Списках указаны не только производства, но и определённые цехи или участки, то льготное пенсионное обеспечение предоставляется работникам предприятия только при наличии такого структурного подразделения и работы в нём.
Таким образом, приравнивание работ (профессий, должностей) к аналогичным в Спискам работам без учёта связи с определённым видом производства, его структурным подразделением (при наличии такого условия в Списках) не допустимо.
Министерство социального обеспечения РСФСР в письме от дата №-И указало, что Госкомтруда СССР разработаны Методические рекомендации по применению имеющихся на предприятиях и в организациях документов для подтверждения права на льготное пенсионное обеспечение работников с особым характером работы и условиями труда в соответствии со Списками № и № производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждёнными постановлением Совета министров СССР от дата №.
В указанных Методических рекомендациях приводится как примерный перечень документов, так и общий, сведения из которых могут быть использованы для подтверждения права на льготное пенсионное обеспечение.
Также, в Методических рекомендациях разъясняется, что если в трудовую книжку внесено наименование профессии, которое не соответствует ЕТКС, то такая запись не может учитываться при определении права на льготную пенсию независимо от того, соответствует такое наименование Спискам № и № или нет.
Таким образом, спорные периоды трудовой деятельности Крюкова А. В. не подлежат включению в страховой стаж, поскольку в период с дата по дата (работа в должности регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов в ТП «ЭРА»), истец не осуществлял работу в должностях, специальностях, на производстве дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.
Период с дата по дата (служба в рядах Советской Армии), в силу п. 109 постановления Совмин СССР от дата № «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» может приравниваться к работам служащих, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжёлыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16 Постановления 590), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды. При этом, период службы в Армии приравнивается, по выбору обратившегося за назначением пенсии, либо к работе которая предшествовала данному периоду, либо к работе которая следовала за окончанием этого периода.
В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
У Крюкова А.В. отсутствуют периоды работы как до службы в Армии так и после, которые предусмотрены п. 109 Постановления 590 (по Спискам).
Период с дата по дата (работа в должности радиомонтажник судовой в АО ТП «ЭРА») Списком № от 1956 года не предусмотрена должность «радиомонтажник судовой».
С дата на территории Российской Федерации постановлением Совмина РСФСР от дата № «О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет» ратифицированы Списки № и № от дата.
В Списках от 1991 года введена специальность «радиомонтажники судовые» в разделе 2150300а-1753а «Рабочие, непосредственно занятые на работах внутри отсеков подводных лодок при их строительстве, ремонте и модернизации».
В п. 3 Разъяснений № утверждённых постановлением Госком СССР по труду и социальным вопросам от дата № указано, что право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками № и 2, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днём понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций не лишает работника права на льготное пенсионное обеспечение.
Таким образом, до дата работа Крюкова А. В. в должности «радиомонтажник судовой» не подлежит включению в стаж работ по норме п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона 400 ФЗ, так как не относилась законодателем к работам, должностям, специальностям дающим право на льготное пенсионное обеспечение. После дата не подлежит учёту, так как отсутствуют какие-либо сведения о выполнении работ Крюковым А. В. в условиях являющихся обязательными для возникновения права на льготное пенсионное обеспечение.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ, в материалы дела Крюковым А. В. не представлено доказательств того, что в должности «радиомонтажник судовой» он был непосредственно занят на работах внутри отсеков подводных лодок при их строительстве, ремонте и модернизации и не менее 80 процентов рабочего времени.
Период с дата по дата (работа в должности радиомонтажник судовой в АО ВП «ЭРА»), согласно справки АО ВП «ЭРА» №.1-5/112/2023 от дата работодателем подтверждаются периоды работы истца в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона 400 ФЗ: дата, с дата по дата, с дата по дата, дата по дата, с дата по дата, с дата по дата. Указанные периоды отражены работодателем на ИДС с кодом льготы и учтены Отделением в стаж работ по Спискам, прочие периоды трудовой деятельности сам работодатель как страховой стаж дающий право на льготное пенсионное обеспечение не подтверждает.
Так же имеются дни отпуска без сохранения заработной платы дата и дата, которые не подлежат включению, в том числе и в страховой стаж.
Данные о недостоверности сведений представленных страхователем в пенсионном органе отсутствуют, и в материалы дела не представлены.
Таким образом, необоснованным является требование истца о включении периода с дата по дата в стаж работы по норме п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона 400 ФЗ.
В силу ч. 6 ст. 30 Закона 400 ФЗ периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после дата, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда (в ред. Федеральных законов от дата N 250-ФЗ, от дата N 237-ФЗ).
За оспариваемые истцом периоды, работодателем страховые взносы по дополнительному тарифу в отношении Крюкова А.В. уплачены за периоды, по которым в пенсионный орган поданы сведения с кодом особых условий труда.
В материалы дела истцом оценка условий труда, либо иные доказательства, указывающие на осуществление им работ во вредных или опасных условиях труда, не представлены.
На дату обращения за досрочной страховой пенсией по старости у Крюкова А.В. имеется стаж по норме п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона 400 ФЗ в количестве 09 лет 04 месяца 07 дней, с учётом суммирования Списков № и №. Согласно Правил 516, при суммировании работ по Спискам, для льготного пенсионного обеспечения продолжительность стажа должна составлять не менее 12 лет 06 месяцев 00 дней.
Право на досрочное пенсионное страхование у Крюкова А. В. на дату обращения дата отсутствует.
Свидетельские показания судом не принимаются во внимание, поскольку характер работы не может быть подтвержден свидетельскими показаниями.
В отношении истца Крюкова А.В. в материалы дела не представлены документальные подтверждения о возникновении его права на досрочное пенсионное обеспечение такие как – штатные расписания, договоры, наряды на выполнение работ, акты приема-сдачи объектов, титульные списки и т.д.
Таким образом, поскольку, за оспариваемые периоды документально не подтверждается занятость истца на работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, следовательно, отказ Отделением вынесен обоснованно и право на установление страховой пенсии по старости по нормам п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ у Крюкова А.В. отсутствует.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Крюкова Алексея Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о признании незаконным решения № об отказе в назначении пенсии, включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии периодов работы с дата по дата, с дата по дата, дата по дата, службы в Советской Армии по призыву с дата по дата, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с дата по достижению возраста 56 лет – оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья п/п М.Н. Бойко