Дело № 2-3761/2022
УИД 18RS0001-01-2022-003699-41
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2022 года город Ижевск
Ленинский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Пестрякова Р.А.,
при секретаре судебного заседания Акчуриной С.С.,
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г. Ижевска Нуркаева З.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Ижевска действующего в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 60», Администрации МО «Город Ижевск» о понуждении к совершению действий по финансированию и установке системы охранной сигнализации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г.Ижевска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №60», Администрации МО «Город Ижевск» о понуждении к совершению действий по финансированию и установке системы охранной сигнализации.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района г. Ижевска проведен анализ исполнения антитеррористического законодательства в МБОУ «СОШ №60».
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон о противодействии терроризму), указанный нормативно-правовой акт устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу ч. 2 ст. 5 Закона о противодействии терроризму Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В целях реализации положений федерального законодательства о противодействии терроризму постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ (далее - Требования).
В нарушение указанных норм, в МБОУ «СОШ №60» отсутствует система охранной сигнализации, что является нарушением п.25 «А» Требований.
Указанные обстоятельства существенно нарушают права детей на безопасные условия получения образования, а также на охрану жизни и здоровья обучающихся.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой Ленинского района г. Ижевска в адрес руководителя школы 21.06.2022 внесено представление об устранении нарушений закона.
Согласно ответа МБОУ «СОШ №60» от 24.06.2022 указанные нарушения являются следствием недостаточного финансирования, информация о необходимости приобретения и монтажа охранной сигнализации доводилась до Управления образования Администрации г. Ижевска. Вместе с тем, в настоящий момент финансирование на указанные мероприятия не предоставлено.
Согласно п. 1.3 Устава МБОУ «СОШ №60» учредителем Учреждения является муниципальное образование «Город Ижевск» в лице Администрации города Ижевск. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Администрации города Ижевска осуществляет Управление образования Администрации города Ижевска.
Учитывая отсутствие у образовательной организации достаточных средств на оснащение системы охранной сигнализации, наличие субсидиарной ответственности Администрации МО «Город Ижевск» по обязательствам как представителя учредителя образовательной организации и собственника занимаемого им здания, расходы за оснащение следует возложить на Администрацию МО «Город Ижевск.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г.Ижевска Нуркаев З.М. требования и доводы, изложенные в заявлении, поддержал, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика директор МБОУ «СОШ №60» Кунаева Л.Н. в судебном заседании исковые требования признала частично.
Представитель ответчика Администрации МО «Город Ижевск Гиззатуллина Э.Р., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду представила письменный отзыв на исковое заявление.
Выслушав старшего помощника прокурора Ленинского района г.Ижевска, представителей ответчиков, изучив и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статьей 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья.
В силу части 1 статьи 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно подпункту «д» пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, основными задачами противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В статье 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» закреплено, что одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.
Пунктом 18 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено понятие образовательной организации, которой является некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пунктов 2, 15 части 3 статьи 28 Закона об образовании в РФ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Кроме того, частью 7 статьи 28 Закона об образовании в РФ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 04.05.2008 № 333 «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, области противодействия терроризму» Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией в установленной сфере деятельности разрабатывают и обеспечивают реализацию комплекса мер, направленных на противодействие идеологии терроризма, пропаганде его идей, распространению материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
В соответствии с частями 3, 3.1 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию надлежащих мер по противодействию терроризму в пределах своих полномочий, а на юридические лица выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов. Невыполнение требований названного закона свидетельствует о бездействии указанных органов.
Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления, в структуру которых входят, в том числе комитеты образования, требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Обеспечение системой охранной сигнализации здания школы является одним из комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности в общеобразовательном учреждении.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Постановлениями Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», и от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» утверждены требования к антитеррористической безопасности объектов массового пребывания людей, к которым отнесены образовательные организации.
В силу пункта 1 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 (далее Требований) настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).
В соответствии с пунктом 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий) контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями. Кроме того, п. 26 требований в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24 и 25 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом; б) оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.
Судом установлено, что прокуратурой Ленинского района г. Ижевска проведен анализ исполнения антитеррористического законодательства в МБОУ «СОШ №60», согласно которого мероприятия по антитеррористической защищенности объекта МБОУ «СОШ №60» по адресу: г№, организованы не в полной мере, что может повысить потенциальный риск совершения террористических акций на объекте.
По факту выявленных нарушений 21.06.2022 в адрес МБОУ «СОШ №60» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности.
Согласно ответа МБОУ «СОШ №» от 24.06.2022 года по состоянию на 06.06.2022 года существует потребность в оснащении охранной сигнализацией и в обустройстве помещения для охраны с установленной в нем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений.
В судебном заседании установлено, что МБОУ «СОШ №60» осуществляет образовательную деятельность на основании Устава.
Согласно п. 1.3 Устава МБДОУ «СОШ №60» учредителем Учреждения является муниципальное образование «Город Ижевск» в лице Администрации города Ижевск. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Администрации города Ижевска осуществляет Управление образования Администрации города Ижевска.
МБДОУ «СОШ №60» относится к II категории объекта.
Вместе с тем, в нарушение пункта 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов, в образовательной организации отсутствует система охранной сигнализации.
Ненадлежащее исполнение должностных обязанностей работниками МБОУ «СОШ №60» непосредственно ведет к нарушению требований, предъявляемых к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, а также способствует несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца об обязании МБОУ «СОШ №60» обеспечить антитеррористической защищенностью учреждение.
В силу статей 15, 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем МБОУ «СОШ №60» обязан обеспечивать финансирование работ в области противодействия терроризму.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения антитеррористической защищенности МБОУ «СОШ №60» не может служить основанием для нарушения прав несовершеннолетних на обучение в условиях, обеспечивающих их жизнь и здоровье.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая порядок и сроки проведения всех необходимых мероприятий и процедур для оборудования общеобразовательного учреждения техническим средствами, которым было установлено указанное нарушение действующего законодательства, суд полагает разумным установить срок исполнения обязанности в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 67, 194 - 198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Прокурора Ленинского района г.Ижевска действующего в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №60», Администрации МО «Город Ижевск» о понуждении к совершению действий по финансированию и установке системы охранной сигнализации - удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 60» обеспечить антитеррористической защищенностью учреждение, а именно: установить систему охранной сигнализации в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
Обязать Администрацию муниципального образования «Город Ижевск» в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по оснащению МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №60» системой охранной сигнализации.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня вынесения решения с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Ижевска УР.
Решение в окончательной форме изготовлено 07 ноября 2022 года.
Судья Р.А. Пестряков