Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 ноября 2018 г. <адрес>
Судья Малгобекского городского суда Республики Ингушетия Цечоева Л.К., при секретаре Хамхоевой Ф.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чербижевой З. З. к администрации муниципального образования «<адрес> Малгобек» о взыскании выкупной цены квартиры,
УСТАНОВИЛ:
Чербижева З.З. обратилась в суд с данным иском, ссылаясь на то, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора на безвременную передачу квартиры в личную собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, общей площадью 44 кв.м., в том числе жилой площадью 28 кв.м. Актом и заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В 2015 году указанный дом был включен в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Республики Ингушетия в 2013-2015 годах». В связи с чем, истец обратился с просьбой к ответчику о возможности самостоятельного заключения договора на приобретение жилого помещения у застройщика и выкупа жилого помещения, находящегося у него в собственности. После неоднократно проведенных жеребьевок квартир в доме по <адрес>, истцу досталась <адрес>, и были выданы ключи в присутствии жителей дома, как и всем другим. Помощник главы администрации <адрес> Гантемиров Е. вел запись кому и от какой квартиры выдать ключи, а представитель застройщика выдавал ключи, все это происходило ДД.ММ.ГГГГг. По истечении более 2-х месяцев, ДД.ММ.ГГГГг., глава администрации <адрес> Евлоев М. и его помощник Гантемиров Е. стали перераспределять квартиры по собственному усмотрению, и потребовали вернуть истца ключи от <адрес>, заявив, что они выданы ошибочно, и что ключи отдадут другому жильцу. Ключи от квартиры истец не отдал, но дверь была выломлена и заменены замки. При неоднократных обращениях к ответчику обращения не были рассмотрены по существу. Ответчиком инициированы работы по сносу многоквартирного дома, в котором находится принадлежащая истцу на праве собственности <адрес>. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на 2-й квартал 2018 года» установлена средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по <адрес> в размере 28 883 рубля. Таким образом, рыночная стоимость принадлежащей ей квартиры равна 1 270 852 рубля.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Чербижева Х.З. поддержала требования по мотивам, изложенным в исковом заявлении, и просила удовлетворить.
Представитель администрации муниципального образования «<адрес> Малгобек» по доверенности Муружева З.Х. заявленные исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска, сославшись на то, что исполнителем Республиканской программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Республики Ингушетия в 2013-2015 годах» является Правительство Республики Ингушетия, денежные средства заложены в программу Министерства строительства Республики Ингушетия. На расчетный счет администрации МО «<адрес> Малгобек» денежные средства с целью переселения жителей многоквартирного дома не поступали, они только выдают ключи от квартиры. Считает, что ответчиком по данному делу должно быть Министерство строительства Республики Ингушетия.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Гантемиров Е.А. пояснил суду, что он работает помощником главы администрации МО «<адрес> Малгобек». Многоквартирный <адрес> был признан аварийным и взамен него был построен <адрес>, который был сдан в 2016г. Он занимался распределением квартир для жильцов <адрес>. В администрации <адрес> проводилась жеребьевка, жильцы оповещались, но не все являлись, поэтому два раза жеребьевка отменялась. Чербижева З.З. присутствовала при жеребьевке, ключи ей были вручены. Люди сказали, что площадь квартиры у Чербижевой увеличена. Поскольку при жеребьевке присутствовало лишь 12 человек, сказали вернуть ключи. Выданные ключи были возвращены, кроме Чербижевой З.З.
Выслушав пояснения сторон, допросив свидетеля, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Чербижева З.З. является собственником <адрес>, общей площадью 44,0 кв.м., что подтверждается договором на безвременную передачу квартиры в личную собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно постановлению главы администрации МО «<адрес>» № от 02.12.2016г. решено переселить жителей многоквартирного <адрес> в многоквартирный <адрес>.
Из приложения № к постановлению следует, что Чербижевой З. З. выделена <адрес>, общей площадью 49 кв.м.
Из копий обращений от 27.01.2017г. и 31.01.2018г. усматривается, что Чербижева З.З. обратилась к главе администрации МО «<адрес>» Мамилову Ш.С. с просьбой предоставить ей возможность выбора способа переселения из аварийного дома путем самостоятельного заключения договора на приобретение жилого помещения у застройщика либо произвести переселение путем выкупа принадлежащей ему на праве собственности квартиры.
Согласно письму № от ДД.ММ.ГГГГ, направленному администрацией МО «<адрес>» в адрес истца, о том, что в настоящее время в бюджете нет соответствующих денежных средств для выкупа жилого помещения или самостоятельного заключения договора на приобретение жилого помещения у застройщика.
Также истец обращалась с жалобами о нарушении ее жилищных в Государственный орган «Уполномоченный по правам человека в <адрес> и его аппарат», которым администрации МО «<адрес> Малгобек» рекомендовано, в целях восстановления законных прав и интересов Чербижевой З.З.: отменить результаты проведения жеребьевки по распределению квартир и утвердить нормативные документы, регламентирующие процедуру проведения жеребьевки по распределению квартир для переселяемых из аварийного жилья, а также провести процедуру жеребьевки и утвердить эти результаты, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.
Согласно ч. 3 ст. 1 ЖК РФ жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Частью 4 ст. 3 ЖК РФ предусмотрено, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В частности, право пользования жилым помещением имеют его собственники, что обусловлено положениями ст. 30 ЖК РФ и ст. 288 ГК РФ.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Кроме того, из содержания положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
В п.20 вышеупомянутого постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что соблюдение предусмотренной ч.2 ст.32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу.
Как следует из материалов дел, истец является собственником квартиры, расположенной в многоквартирном <адрес> в <адрес> РИ, который признан аварийным и подлежащим сносу.
Администрация <адрес> свои обязательства, предусмотренные ст.32 ЖК РФ, по предъявлению требования о сносе или реконструкции дома в разумный срок за счет их собственных средств и изъятию жилого дома путем выкупа у собственников не исполнила. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела и не оспаривается представителем ответчика.
Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения.
Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
По общему правилу выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 274-ФЗ, вступившими в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, в силу закона истец вправе рассчитывать на выплату ему выкупной цены взамен изымаемой у него аварийной квартиры.
Согласно Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 572/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2018 года" средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по <адрес>, которые подлежат применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для расчета, составляет 30 529 рублей.
Таким образом, рыночная стоимость двухкомнатной <адрес>, общей площадью 44,0 кв.м. равна: 44,0 х 30 529 = 1 343 276 (один миллион триста сорок три тысячи двести семьдесят шесть) рублей.
В силу ч. 1 ст.235 ГК РФ право собственности может быть прекращено при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Следовательно, после перечисления денежных средств на расчетный счет истца, право собственности Чербижевой З.З. на квартиру, расположенную по адресу <адрес>, общей площадью 44,0 кв.м., должно быть прекращено.
Согласно п. 19 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты госпошлины, в связи с чем, госпошлина с ответчика взысканию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Чербижевой З. З. к администрации муниципального образования «<адрес> Малгобек» о взыскании выкупной цены квартиры удовлетворить.
Взыскать с администрации муниципального образования «<адрес> Малгобек» в пользу Чербижевой З. З. денежные средства в счёт выкупной цены жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 1 343 276 (один миллион триста сорок три тысячи двести семьдесят шесть) рублей.
После выплаты администрацией муниципального образования «<адрес> Малгобек» указанной выкупной цены прекратить право собственности Чербижевой З. З. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Ингушетия в апелляционном порядке в течение месяца.
Председательствующая: подпись
Копия верна:
Судья Л.К.Цечоева