Судья Лемешко А.С. Дело № 2-2131/2022
(первая инстанция)
№ 33-632/2023
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 февраля 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи - Балацкого Е.В.,
судей - Савиной О.В., Устинова О.И.,
при секретаре - Уласень Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства города Севастополя на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску прокурора Нахимовского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту городского хозяйства города Севастополя, Администрации внутригородского муниципального образования города Севастополя Нахимовского муниципального округа о понуждении к выполнению определенных действий,
заслушав доклад судьи Балацкого Е.В.,
установила:
Прокурор Нахимовского района города Севастополя обратился с иском к ответчикам, в котором просил возложить обязанность на Департамент городского хозяйства города Севастополя принять меры по финансированию проведения работ по размещению и обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для жителей: - домов <адрес> домов №<адрес>; домов №<адрес>, домов №№<адрес>; обязать Администрацию внутригородского муниципального образования города Севастополя Нахимовского муниципального округа в течении 3-х месяцев с момента финансирования Департаментом городского хозяйства г. Севастополя разместить и обустроить контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов для жителей: - домов №<адрес> домов №<адрес>; домов №<адрес>, домов №<адрес>, в соответствие с Правилами благоустройства территории города Севастополя, утвержденными постановлением Правительства Севастополя от 3 ноября 2017 года №844-ПП, а также с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления, предприятиями и организациями Нахимовского района г. Севастополя требований законодательства в сфере обращения с отходами, в ходе которой установлено, что в районе <адрес> контейнерная площадка по накоплению твердых коммунальных отходов для жителей домов №<адрес> отсутствует. Кроме того, в районе <адрес> место по накоплению твердых коммунальных отходов для жителей домов №<адрес> обустроено с нарушением установленных законом требований, а имеющаяся контейнерная площадка не отвечает вышеуказанному законодательству.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора Нахимовского района города Севастополя удовлетворены.
Возложена обязанность на Департамент городского хозяйства города Севастополя принять меры по финансированию проведения работ по размещению и обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для жителей: - домов №<адрес>, домов №<адрес>; домов №<адрес>, дома №<адрес>.
Также суд обязал Администрацию внутригородского муниципального образования города Севастополя Нахимовского муниципального округа в течении 3-х месяцев с момента финансирования Департаментом городского хозяйства г. Севастополя разместить и обустроить контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов для жителей: - домов №<адрес>, домов №<адрес>; домов №<адрес>, домов №<адрес>, в соответствие с Правилами благоустройства территории города Севастополя, утвержденными постановлением Правительства Севастополя от 3 ноября 2017 года №844-ПП, а также с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Не согласившись с решением суда, Департамент городского хозяйства города Севастополя подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Апеллянт полагает, что судом не в полной мере изучены обстоятельства дела, в частности порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра (мест) площадок накопления твердых коммунальных отходов в г. Севастополе. Указывает, что полномочия по реализации мероприятий для сбора твердых коммунальных отходов относятся к полномочиям органов местного самоуправления г. Севастополя. Также отмечает, что внутригородскому муниципальному образованию города Севастополя Нахимовского муниципального округа перераспределена субвенция в размере 1500 тыс. руб. на реализацию мероприятий по обустройству площадок для установки контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов. Субвенция доведена ДД.ММ.ГГГГ.
Прокурором Нахимовского района города Севастополя, местной администрации внутригородского муниципального образования города Севастополя Нахимовского муниципального округа поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых они просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика Департамента городского хозяйства города Севастополя фио1, фио2 апелляционную жалобу поддержали по доводам в ней изложенным, просили ее удовлетворить.
Прокурор фио3 просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Представитель администрации внутригородского муниципального образования города Севастополя Нахимовского муниципального округа фио4 к участию в рассмотрении дела судебной коллегией допущена не была, в связи с отсутствием документов, подтверждающих полномочия представителя.
Третьи лица ООО «Благоустройство города Севастополя», территориальный отдел по городу федерального значения Севастополю Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
С учетом мнения явившихся участников процесса, в соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), коллегия судей считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц, а также в отсутствие представителя ответчика администрации внутригородского муниципального образования города Севастополя Нахимовского муниципального округа, наделенного соответствующими полномочиями.
Заслушав судью-докладчика, явившихся участников процесса, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, возражения на них, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 35 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, в том числе неопределенного круга лиц.
Согласно ст.12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Из материалов дела следует, что Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра на территории города Севастополя, утвержденных приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД, определены места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов по следующим адресам: <адрес>, источниками накопления которой являются жители домов №<адрес>, домов №<адрес>, источниками накопления которой являются жители домов №<адрес>, домов №№<адрес> <адрес>.
Указанная информация также содержится на официальном сайте Департамента городского хозяйства города Севастополя по адресу: dgh.sev.gov.ru.
В ходе обследования территории Нахимовского района г. Севастополя на предмет состояния законности в сфере обращения с отходами производства и потребления и обустройства контейнерных площадок установлено, что в районе <адрес> контейнерная площадка по накоплению твердых коммунальных отходов для жителей домов №<адрес>, домов №<адрес> отсутствует. Также в районе <адрес> место по накоплению твердых коммунальных отходов для жителей домов №<адрес>, домов №<адрес> обустроено с нарушением предусмотренных законом требований, а имеющаяся контейнерная площадка не отвечает действующему законодательству. Указанное следует из представленных в материалы дела рапортов помощника прокурора Нахимовского района г. Севастополя фио5 от ДД.ММ.ГГГГ, с приложением соответствующих фототаблиц.
Вышеизложенное не оспаривалось ответчиками в ходе рассмотрения дела по существу.
В связи с выявлением нарушений в сфере обращения с отходами производства и потребления и обустройства контейнерных площадок истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции, установив вышеприведенные обстоятельства, с учетом норм действующего законодательства, пришел к выводу о том, что обязанности по обустройству контейнерных площадок для твердых коммунальных отходов возложены на Администрацию внутригородского муниципального образования города Севастополя Нахимовского муниципального округа. Непринятие местной администрацией таких мер создает угрозу загрязнения почвы, может повлечь возникновение инфекционных заболеваний, что в свою очередь нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, в связи с чем заявленные требования удовлетворил, возложив также обязанность по финансированию необходимых мероприятий на Департамент городского хозяйства города Севастополя, в обязанности которого входит, в том числе осуществление деятельности по финансированию мероприятий, направленных на обустройство контейнерных площадок.
С такими выводами коллегия судей соглашается по следующим основаниям.
Так, в соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.
Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 33, 34 Устава внутригородского муниципального образования города Севастополя Нахимовского муниципального округа, утвержденного решением совета внутригородского муниципального образования города Севастополя Нахимовского муниципального округа от 24 апреля 2015 года, местная администрация осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность. К компетенции местной администрации относится обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления Нахимовского муниципального округа по решению вопросов местного значения в соответствии с законами города Севастополя, осуществление отдельных государственных полномочий, переданных администрации муниципального округа федеральными законами и законами города Севастополя.
В соответствии с Законом города Севастополя от 29 декабря 2016 года №314-ЗС «О наделении органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями города Севастополя» (далее - Закон) в целях обеспечения жизнедеятельности населения города Севастополя органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями, по реализации мероприятий по обустройству площадок для установки контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 5 ст. 5 Закона Правительство Севастополя при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в том числе обеспечивает передачу органам местного самоуправления материальных средств, необходимых для осуществления ими отдельных государственных полномочий.
В соответствие с п. 1 ст. 6 Закона финансовое обеспечение исполнения отдельных государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных образований из бюджета города Севастополя субвенций.
Согласно постановлению Правительства Севастополя от 19 декабря 2019 года №677-ПП «О вопросах предоставления и расходования субвенций из бюджета города Севастополя бюджетам внутригородских муниципальных образований города Севастополя для реализации отдельных государственных полномочий города Севастополя на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» главным распорядителем бюджетных средств посредством субвенции на реализацию отдельных государственных полномочий по обустройству площадок для установки контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов является Департамент городского хозяйства города Севастополя. Получателями субвенции являются органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований.
Согласно п. 12.1 Правил благоустройства территории города Севастополя, утвержденных постановлением Правительства Севастополя от 3 ноября 2017 года № 844-ПП, площадки для установки контейнеров для сбора бытовых отходов должны быть удалены от окон жилых домов, общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений, спортивных площадок и мест отдыха на расстояние не менее 20 м., но не более 100 м., считая по пешеходным дорожкам от дальнего подъезда, при этом территория площадки должна примыкать к проездам, но не мешать проезду транспорта.
В районах сложившейся застройки расстояние до жилых домов может быть сокращено до 8-10 м. Размер площадок рассчитывается исходя из необходимого количества контейнеров. Площадка устраивается из бетона (асфальта) и ограждается с трех сторон. К площадке устраиваются подъездные пути с твердым или щебеночным покрытием шириной не менее 3,5 м. и пешеходные дорожки. При обособленном размещении площадки (вдали от проездов) предусматривается возможность удобного подъезда транспорта для очистки контейнеров и наличие разворотных площадок.
Контейнерные площадки должны иметь твердое водонепроницаемое покрытие и быть оборудованы бордюрами (обваловка) высотой не менее 10 см для исключения возможности скатывания контейнеров в сторону и стока ливневых вод с площадок на внутридворовую территорию, освещены, иметь с трех сторон глухое ограждение высотой 1,5-2,0 м., удобные пути для подъезда машин и подхода жителей и должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и мест массового отдыха населения на расстояние не менее 20 м., но не более 100 м. С целью защиты от атмосферных осадков в конструкции контейнерной площадки должен быть предусмотрен навес. Допускается изготовление контейнерных площадок закрытого типа по индивидуальным проектам (эскизам).
В составе контейнерной площадки организуется отсек для сбора крупногабаритного мусора, отделенный от площадки для сбора твердых бытовых отходов ограждением. Не допускается нахождение крупногабаритного мусора за пределами отсека для сбора крупногабаритного мусора, а также площадки (контейнерной площадки) для сбора отходов.
Размещение контейнерной площадки осуществляется в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - Требования).
Аналогичные требования к обустройству площадки содержатся в п. 3 Требований, а именно на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
В составе контейнерной площадки организуется отсек для сбора крупногабаритного мусора, отделенный от площадки для сбора твердых бытовых отходов ограждением. Не допускается нахождение крупногабаритного мусора за пределами отсека для сбора крупногабаритного мусора, а также площадки (контейнерной площадки) для сбора отходов.
Контейнерные площадки, организуемые местной администрацией, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров), должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки.
Материалами дела достоверно установлено и не оспорено ответчиками, что в районе <адрес> контейнерная площадка по накоплению твердых коммунальных отходов для жителей домов №<адрес>, домов №<адрес> отсутствует, а в районе <адрес> место по накоплению твердых коммунальных отходов для жителей домов №№<адрес>, домов №<адрес> обустроено с нарушением предусмотренных законом требований. Доказательств обратного в ходе рассмотрения дела ответчиками представлено не было.
В материалы дела представлено письмо заместителя главы местной администрации внутригородского муниципального образования города Севастополя Нахимовского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное заместителю прокурора Нахимовского района города Севастополя из которого следует, что на реализацию мероприятий по обустройству площадок для установки контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов выделен 1000000 руб. На реализацию вышеуказанных мероприятий израсходовано 999999,60 руб. В подтверждение расходования субвенции местной администрацией внутригородского муниципального образования города Севастополя Нахимовского муниципального округа представлены муниципальные контракты с приложенными сметными расчетами и платежными поручениями на перечисление денежных средств на выполнение работ по обустройству контейнерных площадок, датированные до ДД.ММ.ГГГГ.
Объем бюджетных средств в сумме 1000000 руб. освоен администрацией в полном объеме в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенным между ответчиками. В подтверждение указанному местной администрацией внутригородского муниципального образования города Севастополя Нахимовского муниципального округа представлено в суд апелляционной инстанции вышеуказанное соглашение, согласно которому (п. 1.2.4 приложения № к соглашению) на реализацию мероприятий по обустройству площадок для установки контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов Департаментом городского хозяйства города Севастополя выделен 1000000 руб.
Таким образом, установлено наличие объективных данных о том, что вышеуказанный ответчик (администрация внутригородского муниципального образования города Севастополя Нахимовского муниципального округа) не выполнил мероприятия по организации контейнерных площадок в районе <адрес> для жителей домов №<адрес>, домов №<адрес>, а также районе <адрес> для жителей домов №<адрес>, домов №<адрес>, по причине недостаточного финансирования.
Перечнем видов затрат, учитываемых при расчете норматива затрат на реализацию соответствующего государственного полномочия, утвержденным приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 24 декабря 2019 года № 643-ОД установлено, что на расходные обязательства по реализации мероприятий по обустройству площадок для установки контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов выделяются денежные средства на такие виды работ как обустройство площадок для установки контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, в том числе их демонтаж, реконструкция, капитальный ремонт, текущий ремонт, создание новых контейнерных площадок (мест размещения временного хранения твердых коммунальных отходов) для установки контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, в том числе определение мест их размещения.
Как следует из текста апелляционной жалобы, основанием к отмене решения суда, по мнению апеллянта, служит то обстоятельство, что Департаментом городского хозяйства города Севастополя перераспределена ДД.ММ.ГГГГ местной администрации внутригородского муниципального образования города Севастополя Нахимовского муниципального округа субвенция в размере 1499999,60 руб.
В подтверждение тому к апелляционной жалобе приложены приказы Департамента городского хозяйства города Севастополя от 25 ноября 2021 года и от 30 мая 2022 года «Об утверждении распределения субвенции из бюджета города Севастополя бюджетам внутригородских муниципальных образований города Севастополя на осуществление отдельных государственных полномочий в сфере благоустройства» с приложением соответствующих таблиц такого распределения.
Вместе с тем, на дату вынесения судом обжалуемого решения от ДД.ММ.ГГГГ в суд первой инстанции каких-либо доказательств тому, что для реализации вышеуказанных мероприятий была перераспределена либо выделена Департаментом городского хозяйства города Севастополя субвенция в размере, превышающем ранее выделенную субвенцию в размере 1000000 руб., имеющую целевое назначение и доведенную в рамках соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, не представлено. Выделенные денежные средства в размере 1000000 руб. освоены администрацией в полном объеме, о чем в Департамент городского хозяйства города Севастополя местной администрацией внутригородского муниципального образования города Севастополя Нахимовского муниципального округа были предоставлены соответствующие отчеты, что сторонами в ходе рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанцией не оспаривалось.
Помимо прочего, доказательств тому, что денежных средств, необходимых для обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, указанных в решении суда от ДД.ММ.ГГГГ, а также для выполнения конкретных видов работ, на которые перераспределена субвенция в размере 1499999,60 руб., было достаточно администрации на реализацию мероприятий по обустройству площадок для установки контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, апеллянтом не представлено, материалы дела таких доказательств не содержат, равно как и не содержат доказательств тому, что Департаментом городского хозяйства города Севастополя на реализацию мероприятий по обустройству контейнерных площадок были выделены денежные средства в сумме, превышающей 1000000 руб.
Иных доводов, апелляционная жалоба не содержит, равно как и не приведено таковых представителями Департамента городского хозяйства города Севастополя в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного решения не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции в ходе рассмотрения дела не установлено. Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных по делу доказательств, оценка которым дана судом с соблюдением требований норм процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Нахимовского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства города Севастополя без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в трехмесячный срок.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Е.В. Балацкий
Судьи О.В. Савина
О.И. Устинов