Решение по делу № 2а-1214/2021 от 13.05.2021

Дело №2а-1214/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

    28 июля 2021 года    г. Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи: Казацкого В.В.

при секретаре: Лукашовой А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда г. Севастополе административное дело по административному иску Бака Е. А. в лице ее представителя Абултаирова А. Р. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица: Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании отказа незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, -

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику, заинтересованные лица: Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании отказа незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия. Свои требования мотивирует тем, что истец обратилась к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 1500 кв. м. Решением административного ответчика в удовлетворении заявления истца было отказано, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны Чернореченского водохранилища. Считает отказ административного ответчика необоснованным и незаконным, в связи с чем за защитой своих прав истец обратился в суд.

Административный истец и его представитель в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом, представитель административного истца направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, на удовлетворении заявления настаивает.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, направил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которого просит в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Иные лица в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, возражений на иск не представили.

Исследовав материалы дела и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд приходит к убеждению о наличии оснований для удовлетворения требований административного иска исходя из следующего.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств: - нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; - соблюдены ли сроки обращения в суд, - возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств: - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; - соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Суд удовлетворяет административное исковое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

Как установлено судом, истец является собственником 2/3 долей жилого дома, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в котором проживает с 1972 года по настоящее время.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 1500 кв. м, представив для этого необходимый пакет документов.

Решением административного ответчика, оформленным в виде письма от ДД.ММ.ГГГГ , в удовлетворении заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка было отказано, поскольку в соответствии с заключением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка частично не соответствует функциональной зоне Генерального плана города Севастополя, а именно в соответствии с Генеральным планом города Севастополя земельный участок расположен в зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной; в зоне незастроенных территорий; частично в зоне красных линий проектируемой дороги; в зоне природно-заповедного фонда; 2 пояс санитарной охранной зоны Чернореченского водохранилища; часть зоны санитарной охраны 3 пояса подземного источника водоснабжения (девять скважин Родниковского подземного водозабора); зона санитарной охраны 2 пояса подземного источника водоснабжения (две скважины Родниковского подземного водозабора); зона с особыми условиями использования территории (охранная зона) водоохранная зона реки Черная.

В соответствии с ч.1 ст.39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

При этом предварительное согласование места размещения земельного участка, в силу норм Земельного кодекса Российской Федерации - процедура определения местоположения несформированного ранее земельного участка для указанных целей.

Так, в силу положений ч. 1 ст. 11.2, п. 3 ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из перечисленных в данном пункте документов, в частности с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10. настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 11.3 ЗК РФ).

В силу положений статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Соответственно, при предоставлении государственной услуги по предварительному согласованию места размещения земельного участка уполномоченным органом сначала проверяется схема расположения, и только после ее утверждения производятся остальные действия по процедуре предварительного согласования.

Отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, в свою очередь, влечет отказ в предварительном согласовании места расположения земельного участка, на что указано в подпункте 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ - уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с указанной нормой основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Таким образом, утверждение схемы расположения земельного участка и затем предварительное согласование места расположения земельного участка - технические этапы процедуры предоставления, призванные последовательно определить и согласовать заявителю с уполномоченными органом место расположения земельного участка, и на названных этапах вопросы принадлежности земельных участков не решаются, а проверяется наличие названных технических препятствий для образования на выбранном месте нового земельного участка.

В соответствии со ст. 2 Закона города Севастополя «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» №299-ЗС от 16.12.2016 года, наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Севастополя (далее - уполномоченный орган), в том числе и по основанию несоответствия схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года №4114 "Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.", иной градостроительной документации, утвержденной до 18 марта 2014 года, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.

Органом исполнительной власти, уполномоченным на управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, в том числе по утверждению схемы расположения земельных участков, является Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя.

Согласно предоставленной суду выкопировке из Генерального плана города Севастополя, испрашиваемый земельный участок находится частично в зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной (около 50% участка), а частично – в зоне незастроенных территорий (также около 50% участка).

Кроме того, ЗК РФ устанавливает ограничения оборотоспособности земельных участков, а именно в ст. 27 ЗК РФ указано, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Так, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (подпункт 14 пункта 5 указанной статьи).

Как усматривается из представленных суду сведений ИСОГД, испрашиваемый истцом земельный участок примерно на 1/3 часть расположен во 2 поясе санитарной охранной зоны Чернореченского водохранилища, на 2/3 – во 2 поясе санитарной охраны водозаборных скважин №5531, 5760 Родниковского подземного водозабора.

На основании изложенного, принимая во внимание представленные сторонами доказательства, а также учитывая то обстоятельство, что жилой дом, расположенный на испрашиваемом земельном участке, принадлежит истцу (что дает право истцу на получение земельного участка в собственность либо аренду), а испрашиваемый истцом земельный участок под уже принадлежащим истцу жилым домом примерно наполовину находится в зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной, а наполовину – в зоне незастроенных территорий, а также учитывая, что частичное нахождение испрашиваемого земельного участка во 2 поясе санитарной охранной зоны источников питьевого водоснабжения не препятствует истцу в получении такого земельного участка в аренду, суд приходит к убеждению, что отказ административного ответчика в предварительном согласовании предоставления земельного участка является незаконным, нарушающим права и интересы административного истца.

Поскольку доказательств того, что административный истец обращалась к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка именно в собственность административным ответчиком представлено суду не было, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 62,175-181,187, 218, 226, 227 КАС РФ суд, -

решил:

Иск удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отказе Бака Е. А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ .

Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление Бака Е. А. от ДД.ММ.ГГГГ (поступившее из МФЦ <адрес>) о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                 В.В.Казацкий

2а-1214/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Бака Екатерина Анисиевна
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Другие
Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор)
Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя
Абултаиров Амет Рустемович
Суд
Балаклавский районный суд Севастополя
Судья
Казацкий Владимир Владимирович
Дело на странице суда
balaklavskiy.sev.sudrf.ru
13.05.2021Регистрация административного искового заявления
13.05.2021Передача материалов судье
14.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
04.06.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
04.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.07.2021Судебное заседание
28.07.2021Судебное заседание
11.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее