Дело № 2-2886/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июня 2015 года
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Головой Е.А.
с участием прокурора Шестаковой М.П.,
при секретаре Дуплийчуке Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению в порядке части 1 статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации Прокурора Окуловского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Маттес А.А. об обязании получить охранное обязательство на памятник природы регионального значения «Заозерская аккумулятивная водно-ледниковая гряда»,
УСТАНОВИЛ:
В порядке части 1 статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации Прокурор Окуловского района Новгородской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчику Маттес А.А. в указанной выше формулировке, в обоснование указав, что в ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства на территории особо охраняемой территории «Заозерская аккумулятивная водно-ледниковая гряда», являющейся памятником природы регионального значения, расположенного в границах Окуловского муниципального района выявлено, что в нарушение требований постановления администрации Новгородской области от 05 марта 2012 года № № «О памятнике природы «Заозерская аккумулятивная водно-ледниковая гряда» ответчиком не принято охранное обязательство по обеспечению соблюдения режима особой охраны памятника природы регионального значения на земельных участках с кадастровым номером №. Из информации Филиала ФГБУ «Р» по Новгородской области от 25 сентября 2014 года № № следует, что земельный участок с указанным кадастровым номером расположен в границах памятника природы. Согласно информации ОГБУ «Дирекция по управлению особо охраняемыми природными территориями» от 04 сентября 2014 года № № Маттес А.А. в указанное учреждение за оформлением и получением охранного обязательства не обращался. Сведений о получении ответчиком данного обязательства в ходе проверки не установлено. На основании изложенного истец просит обязать ответчика Маттес А.А. в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу получить охранное обязательство на памятник природы регионального значения «Заозерская аккумулятивная водно-ледниковая гряда» в Департаменте природных ресурсов и экологии Новгородской области, расположенном по <адрес>.
В судебном заседании помощник Прокурора Красногвардейского района Санкт-Петербурга Шестакова М.П. поддержала заявленные исковые требования в полном объёме.
Ответчик Маттес А.А. в судебное заседание явился, исковые требования не признал, пояснил, что он неоднократно обращался в компетентный орган с целью получения охранного обязательства.
Представитель третьего лица - Департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому принятие решения по гражданскому делу оставляют на усмотрение суда (л.д.40-43).
В связи с изложенным суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав и оценив доводы помощника Прокурора Красногвардейского района Санкт-Петербурга Шестаковой М.П., ответчика Маттеса А.А., исследовав письменные материалы гражданского дела, а также иные представленные в материалы дела доказательства, оценив их относимость, допустимость и достоверность, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Осуществление гражданского судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон предполагает, в том числе, право участвующих в деле лиц представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, давать объяснения суду в устной и письменной форме, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайства и доводов других лиц.
Согласно требованиям гражданского процессуального законодательства пояснения сторон являются одним из доказательств, подлежащих оценке в соответствии со ст.67 ГПК РФ в совокупности с другими имеющимися в материалах дела доказательствами.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст.9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии со ст.58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов.
Согласно ст.4 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно ч.1 ст.55 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.58 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Согласно преамбуле Федерального закона от 14 марта 1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Частью 1 ст.2 Федерального закона от 14 марта 1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» при принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается: а) значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания; б) наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность; в) наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность; г) наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.
Пунктом «д» ч.2 ст.2 Федерального закона от 14 марта 1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются категории территорий, одной из которых являются памятники природы.
Согласно ч.4 ст.2 Федерального закона от 14 марта 1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
Согласно ст.25 Федерального закона от 14 марта 1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.
Согласно ч.2 ст.26 Федерального закона от 14 марта 1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.26 Федерального закона от 14 марта 1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.27 Федерального закона от 14 марта 1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Согласно постановлению администрации Новгородской области от 05 марта 2012 года №№ «О памятнике природы «Заозерская аккумулятивная водно-ледниковая гряда» объявить природный комплекс «Заозерская аккумулятивная водно-ледниковая гряда» памятником природы регионального значения, а занимаемую им территорию – особо охраняемой природной территорией без изъятия земельных участков у собственников, владельцев и пользователем этих участков.
В соответствии с п.1.1 Положения о департаменте природных ресурсов и экологии Новгородской области, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 15 мая 2014 года №274 «О департаменте природных ресурсов и экологии Новгородской области» (далее – Положение) департамент природных ресурсов и экологии Новгородской области формируется Правительством Новгородской области, является органом исполнительной власти Новгородской области, исполняющим полномочия в области охраны окружающей среды, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, особо охраняемых природных территорий, использования и охраны водных объектов, безопасности гидротехнических сооружений, государственной экологической экспертизы, недропользования, обращения с отходами, радиационной безопасности населения, обращения с радиоактивными отходами и использования атомной энергии, охраны атмосферного воздуха.
Согласно п.2.1 Положения целью деятельности департамента является реализация на территории области государственной политики в области: охраны окружающей среды; особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с п.2.2 Положения деятельность департамента направлена на решение следующих задач: - выработка оптимальной стратегии природопользования и использования природных ресурсов с целью сохранения баланса интересов экономики и экологии области, минимизации ущерба окружающей среде и восстановления биоресурсного потенциала области (п.2.2.1); - сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, включая объекты животного мира и среду их обитания, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации его последствий (п.2.2.2).
Департамент в соответствии с возложенными на него задачами обеспечивает исполнение следующих установленных федеральным и областным законодательством полномочий: - в области особо охраняемых природных территорий (п.3.7 Положения); - осуществление передачи памятников природы регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление и выдача охранных обязательств, паспортов и других документов (п.п.3.7.1); - осуществление на особо охраняемых природных территориях регионального значения государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий при осуществлении регионального экологического надзора в порядке, установленном Правительством Новгородской области (п.3.7.3).
Материалами дела установлено, что в ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства на территории особо охраняемой территории «Заозерская аккумулятивная водно-ледниковая гряда», являющейся памятником природы регионального значения, расположенного в границах Окуловского муниципального района выявлено, что в нарушение требований постановления администрации Новгородской области от 05 марта 2012 года №№ «О памятнике природы «Заозерская аккумулятивная водно-ледниковая гряда» ответчиком не принято охранное обязательство по обеспечению соблюдения режима особой охраны памятника природы регионального значения на земельном участке с кадастровым номером №.
Из информации Филиала ФГБУ «Р» по Новгородской области от 25 сентября 2014 года № № следует, что земельный участок с указанным кадастровым номером расположен в границах памятника природы.
Согласно информации ОГБУ «Дирекция по управлению особо охраняемыми природными территориями» от 04 сентября 2014 года №№ Маттес А.А. в указанное учреждение за оформлением и получением охранного обязательства не обращался. Сведений о получении ответчиком данного обязательства в ходе проверки не установлено.
Невыполнение требований указанного выше природоохранного законодательства в сфере охраны особо охраняемых территорий в виде непринятия охранных обязательств создает условия возникновения ситуации нарушения ответчиком режима особой охраны памятника природы, а вследствие чего нарушение конституционных прав и интересов неопределенного круга лиц по сохранению памятника природы.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Учитывая изложенное выше, суд полагает возможным удовлетворить заявленные в порядке части 1 статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации Прокурором Окуловского района Новгородской области исковые требования в интересах неопределенного круга лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Маттес А.А. в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу получить охранное обязательство на памятник природы регионального значения «Заозерская аккумулятивная водно-ледниковая гряда» в Департаменте природных ресурсов и экологии Новгородской области, расположенном по <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд через Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение суда изготовлено 05 июня 2015 года.