Дело № 12 – 285/2016
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
25 октября 2016 года г.Белорецк РБ
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Баженовой Е.Г.,
при секретаре Егошиной С.П.,
с участием представителя АО «Учалинский горно-обогатительный комбинат» - Гатауллина М.Р., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя АО «Учалинский горно-обогатительный комбинат» на постановление старшего государственного инспектора РБ в области охраны окружающей среды, председателя Белорецкого территориального комитета Пенкиной И.А. №... от ... о привлечении АО «Учалинский горно-обогатительный комбинат» к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.2 КоАП РБ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РБ в области охраны окружающей среды, председателя Белорецкого территориального комитета Пенкиной И.А. №... от ... АО «Учалинский горно-обогатительный комбинат» (далее - АО «Учалинский ГОК») привлечен к административной ответственности по ст. 6.2 КоАП РБ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель АО «Учалинский ГОК» обратился в суд с жалобой, в которой указал, что обжалуемое постановление считает незаконным и необоснованным, подлежащем отмене в связи со следующим. Общество привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.6.2 КоАП РБ, по факту нарушения п.2.4 Порядка ведения республиканского кадастра отходов производства и потребления, утвержденного постановлением Правительства РБ от 28.08.2015 г. №347, согласно которому юридические лица, в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности образуются отходы, ежегодно в срок до 01 марта года, следующего за отчетным, предоставляют информацию об объектах размещения отходов в Министерство природопользования и экологии РБ. Обществом предприняты меры для устранения нарушения, информация об объектах размещения отходов -направлена в Минэкологии РБ 11.04.2016 г., что подтверждается почтовой квитанцией с реестром вложений, то есть до составления 12.04.2016 г. протокола об административном правонарушении. Согласно почтового уведомления предоставленная Обществом информация об объектах размещения отходов получена Минэкологии РБ 14.04.2016 г. При вынесении обжалуемого постановления АО «Учалинский ГОК» просило должностное лицо применить норму о малозначительности. Просит суд учесть, что ранее по указанной статье КоАП РБ Общество не привлекалось, пропуск срока не носит систематический характер, необходимая информация Обществом предоставлена, в связи с чем считает, что в данном отсутствует угроза охраняемым: общественным отношениям. С учетом изложенного просит признать незаконным и отменить постановление №... от ... о привлечении АО «Учалинский ГОК» к административной ответственности по ст. 6.2 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях.
Представитель АО «Учалинский ГОК» Гатауллин М.Р., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержал, обжалуемое постановление просил отменить, указал, что при привлечении юридического лица к административной ответственности были нарушены процессуальные нормы, в частности юридическое лицо не получало протокол об административном правонарушение и уведомление о рассмотрении дела об административном правонарушении. Указанные документы получены представителем юридического лица, а не генеральным директором, не были направлены факсом или почтой в адрес юридического лица, в связи с чем нельзя считать, что юридическое лицо надлежащим образом было уведомлено о времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Маркина Л.Н. показала, что ... ею как главным специалистом – экспертом Белорецкого территориального комитета в отношении АО «Учалинский ГОК» был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.2 КоАП РБ в присутствии представителя АО «Учалинский ГОК» Курбангалеева В.С., действующего на основании доверенности, выданной генеральным директором АО «Учалинский ГОК». Протокол об административном правонарушении и уведомление о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении были получены Курбангалеевым В.С. При вынесении постановления о назначении административного наказания представитель юридического лица присутствовал. В данном случае невозможно применить ст. 2.9 КоАП РФ поскольку состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 6.2 КоАП РБ, является формальным, наступления последствий не требуется.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ одной из задач производства по делу об административном правонарушении является разрешение дела в соответствии с законом.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что постановлением от ... №... вынесенным старшим государственным инспектором, председателем Белорецкого территориального комитета Минэкологии РБ Пенкиной И.А., АО «Учалинский ГОК», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.2 Кодекса РБ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... руб.
Согласно протоколу об административном правонарушении от ... №... составленному государственным инспектором главным специалистом-экспертом Белорецкого территориального комитета Маркиной Л.Н., АО «Учалинский ГОК» нарушен п. 2.4 порядка ведения Республиканского кадастра отходов производства и потребления, утвержденного постановлением Правительства РБ от 28.08.2015 года № 347, ст. 6.4 Закона РБ от 30.11.1998 года № 195-З «Об отходах производства и потребления».
Из протокола об административном правонарушении усматривается, что согласно сведений, представленных обществом в 2010 году, в соответствии с требованиями «Положения о республиканском кадастре отходов производства и потребления», утвержденного постановлением Правительства РБ от 01.02.2010 года № 26 «О республиканском кадастре отходов производства и потребления» у общества имелись объекты накопления отходов – .... Согласно «Сведений об образовании отходов производства и потребления за 2015 год» обществом произведено размещение на эксплуатируемых объектах отходов в количестве ... тонн. На ... АО «Учалинский ГОК» в Белорецкий территориальный комитет Минэкологии РБ не представлены данные, необходимые для ведения республиканского кадастра отходов производства и потребления.
В соответствии со ст. 6.2 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях непредставление, несвоевременное представление, представление неполных данных, необходимых для ведения республиканского кадастра отходов производства и потребления, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно статье 6 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 9 ст. 5 Закона РБ от 30.11.1998 года № 195-З «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами в числе прочих относится установление порядка ведения регионального кадастра отходов.
В соответствии со ст. 6.4 Закона РБ от 30.11.1998 года № 195-З «Об отходах производства и потребления» республиканский кадастр отходов включает в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы. Порядок ведения республиканского кадастра отходов определяется Правительством Республики Башкортостан.
Пункт 1.5 указанного порядка предусматривает, что республиканский кадастр содержит сведения о:
видах отходов, с которыми осуществляется обращение на территории Республики Башкортостан;
объектах размещения отходов, расположенных на территории Республики Башкортостан;
технологиях утилизации и обезвреживания отходов;
пунктах сбора отходов;
пунктах обработки отходов;
фактических количественных данных по образованию, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов на территории Республики Башкортостан.
Пункт 1.7 указанного порядка устанавливает, что учету в республиканском кадастре подлежат все виды отходов, за исключением биологических, радиоактивных и медицинских.
В соответствии с п. 2.3 данного порядка кадастр отходов формируется на основании сведений, представляемых органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, по формам, утверждаемым Уполномоченным органом.Согласно п. 2.4 указанного порядка информация об объектах размещения отходов представляется органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, в территориальное подразделение Уполномоченного органа ежегодно в срок до 1 марта года, следующего за отчетным. Информация об объектах размещения отходов формируется на основе сведений об объектах размещения отходов, полученных в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 года N 49.
В случаях изменения сведений об объектах размещения отходов и (или) постановки на учет нового объекта размещения отходов органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, направляют информацию в территориальное подразделение уполномоченного органа.
Пункт 2.1 Порядка ведения республиканского кадастра отходов производства и потребления предусматривает, что ведение республиканского кадастра осуществляет Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан.
В соответствии с п. 4.1 указанного Порядка реестр объектов размещения отходов представляет собой систематизированный свод документированных сведений о расположенных на территории РБ объектах размещения отходов (о местоположении, целевом назначении, правовом положении объектов, их состоянии, наличии размещенных отходов), формируемых в результате проведения инвентаризации объектов размещения отходов.
В соответствии с п. 4.3 данного Порядка в реестре объектов размещения отходов подлежат: действующие объекты размещения отходов; объекты размещения отходов, временно не эксплуатируемые; объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации, нерекультивированные; объекты размещения отходов рекультивированные.
В соответствии с п. 1.3 данного Порядка республиканский кадастр – периодически пополняемый, систематизированный свод сведений о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, пунктах сбора, обработки, технологиях их утилизации и обезвреживания на территории РБ.
Кадастр может пополняться сведениями:
- в случаях изменения сведений об объектах размещения отходов и (или) постановки на учет нового размещения отходов;
- в случаях поступления сведений из дополнительных источников, каковыми являются:
информация по обращению с отходами, полученная по письменному запросу из территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обращения с отходами, в процессе исполнения ими установленных полномочий в области регулирования обращения с отходами;
информация, предоставляемая организациями, осуществляющими специальные исследования и обследования на территории РБ, в целях получения дополнительной информации по обращению с отходами (представляется в уполномоченный орган по письменному запросу);
информация, полученная в результате государственного экологического надзора территориальными подразделениями уполномоченного органа.
В соответствии с п. 9.1 указанного порядка юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами на территории Республики Башкортостан, органы местного самоуправления Республики Башкортостан несут ответственность за непредставление, несвоевременное и неполное представление данных, необходимых для ведения республиканского кадастра отходов производства и потребления, в соответствии с законодательством.
Таким образом, непредставление юридическим лицом в уполномоченный орган - Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан в срок до 01 марта 2016 года информации, необходимой для ведения республиканского кадастра отходов, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 6.2 КоАП РБ.
Наличие вины заявителя в совершении данного административного правонарушения подтверждается материалами дела, поскольку у юридического лица имелась возможность для соблюдения норм действующего законодательства, о чем указывает факт представления данной информации после истечения установленного законом срока, но юридическое лицо в нарушение указанных выше норм не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы АО «Учалинский ГОК» о нарушении процессуальных норм по уведомлению юридического лица о времени и месте рассмотрения административного правонарушения суд отклоняет как несостоятельные на основании следующего.
Из материалов дела усматривается, что уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на ... направлено АО «Учалинский ГОК» посредством факсимильной связи.
Протокол об административном правонарушении от ... составлен в присутствии представителя юридического лица Курбангалеева В.С., действующего на основании доверенности от ..., выданной генеральным директором АО «Учалинский ГОК», и с учетом объяснений за подписью Курбангалеева В.С. Копия протокола им получена.
Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от ... на ... получено ... Курбангалеевым В.С.
Постановление о назначении административного наказания вынесено в присутствии представителя юридического лица Гатауллина М.Р., действующего на основании доверенности, что свидетельствует о надлежащем извещении юридического лица о рассмотрении дела.
В соответствии со ст. 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
С учетом имеющейся в материалах дела доверенности на имя Курбангалеева В.С. за подписью генерального директора АО «Учалинский ГОК», уполномочивающего представителя на представление интересов предприятия при возбуждении, рассмотрении дела об административном правонарушении перед судом, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, с правом подписи и получения протоколов об административных правонарушениях, определений о возбуждении административных дел, о проведении административных расследований, о времени и месте рассмотрения административных дел и тд., доводы о ненадлежащем уведомлении юридического лица и о не вручении юридическому лицу протокола об административном правонарушении нельзя признать обоснованными, поскольку материалы дела свидетельствуют об обратном.
Доводы АО «Учалинский ГОК» о необходимости прекращения производства по делу на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения суд отклоняет на основании следующего.
Согласно правовой позиции, изложенной в 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8, 12.26 КоАП РФ.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Поскольку обжалуемым постановлением общество привлечено к административной ответственности за административное правонарушение, направленное на невыполнение норм действующего законодательства, что влечет за собой причинение вреда общественным отношениям, связанным с обеспечением эффективного государственного регулирования в области обращения с отходами – ведения уполномоченным органом республиканского кадастра отходов, данные которого используются для разработки территориальной схемы обращения с отходами в РБ, суд приходит к выводу, что основания для прекращения производства по делу на основании ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ... №... ░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 6.2 ░░░░ ░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ... ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░