Судья - Басинская Е.В. Дело № 33а-2765/2020 А-22а
24RS0041-01-2019-001210-49
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 марта 2020 года Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего – Полынцева С.Н.,
судей – Данцевой Т.Н., Шавриной А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.
административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа и возложении обязанности,
по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2
на решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 28 ноября 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административных исковых требований ФИО1, ФИО2 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа и возложении обязанности отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 и ФИО1 обратились в суд с административным иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений (далее – ДМИЗО, Департамент) администрации г. Красноярска о признании незаконным решения от 14 февраля 2019 года № КО-531 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земель неразграниченной государственной и (или) муниципальной собственности, общей площадью 1241 кв.м. и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; возложении обязанности в четырнадцатидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка и заключить с ними соглашение о перераспределении указанного земельного участка.
В обоснование своих требований сослались на то, что им на праве общедолевой собственности принадлежит земельный участок, площадью 717 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: малоэтажная жилая застройка, находящийся по адресу: <адрес>, жилой микрорайон «Чистый», <адрес> увеличить размер своего надела, они <дата> представили в Департамент заявление о перераспределении земель, просили утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, общей площадью 1241 кв.м. Однако в удовлетворении их просьбы было отказано по той причине, что из испрашиваемого дополнительного земельного участка и прилегающей к нему территории можно сформировать самостоятельный земельный участок. Полагают, что данный ответ является незаконным, поскольку создание нового участка в указанном районе невозможно без нарушения требований закона.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 ставят вопрос об отмене данного судебного акта как незаконного, указывая в рамках аргументации своей позиции на доводы, аналогичные изложенным в административном иске. Кроме того, обращают внимание, что в настоящее время ими в судебном порядке оспаривается распоряжение администрации г. Красноярска от 11 марта 2019 года №-недв, на основании которого на месте испрашиваемого ими надела образован самостоятельный земельный участок.
Участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела судом апелляционной инстанции (сведения о вручении заказной корреспонденции в деле), не явились, причины неявки не сообщили. С учетом положений ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что из испрашиваемого к перераспределению земельного участка и прилегающего к нему земельного участка возможно сформировать самостоятельный земельный участок, в связи с чем оспариваемый отказ основан на законе.
Судебная коллегия считает указанный вывод суда обоснованным.
Статья 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) устанавливает случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Так, пп. 3 п. 1 указанной статьи предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункт 2 статьи 39.28 ЗК РФ). В свою очередь, пункт 3 поименованной статьи устанавливает, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 ЗК РФ, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю (подпункт 1); направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (подпункт 2); принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи (подпункт 3).
Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление оснований для такого перераспределения, а также отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
В частности, пп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 названного кодекса.
Статья 11.9 ЗК РФ устанавливает требования к образуемым и измененным земельным участкам.
Согласно пункту 1 названной статьи предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии со ст. 14 Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 года № В-122, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства установлены для индивидуального жилищного строительства в следующих размерах: минимальный - 0,06 га, максимальный - 0,20 га.
Из материалов дела усматривается, что площадь испрашиваемых к перераспределению земель, государственная собственность на которые не разграничена, составляет согласно представленной схеме 524 кв.м., что позволяет сформировать самостоятельный земельный участок для его использования под индивидуальное жилищное строительство. Реальность намерения образовать такой участок подтверждается распоряжением администрации г. Красноярска от 11 марта 2019 года № 1216-недв (с учетом корректив, внесенных распоряжением от 28 мая 2019 года № 2793-недв) об утверждении схемы расположения земельного участка (южнее земельного участка с кадастровым номером №) площадью 650 кв.м. О своем желании приобрести данный надел (сформированный за счет испрашиваемого истцами участка), информация о котором в февраля 2019 года была размещена на едином краевом портале «Красноярский край» в сети Интернет в разделе «Бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям», заявил ФИО6 (л.д. 110).
Данные обстоятельства в силу пп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ являются поводом для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в связи с чем суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности оспариваемого отказа по названному основанию.
Такой подход в полной мере соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27 июня 2017 года № 1266-О, о законодательном ограничении возможности предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, то есть земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке.
Вместе с тем, административные истцы фактически желают приобрести дополнительно земельный участок, присоединив его к своему, минуя установленный законом порядок, а их требования направлены на обход существующих процедур предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, исключительно по итогам торгов.
Оспаривание ими в настоящее время в судебном порядке упомянутого распоряжения администрации г. Красноярска от 11 марта 2019 года № 1216-недв, не может расцениваться в качестве основания сомневаться в правильности сделанных судом выводов в рамках настоящего дела.
Фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и положениям действующего законодательства. Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░1, ░░░2 – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: