Дело № 2а-103/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 февраля 2022 года с. Миасское
Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Бутаковой О.С.,
при секретаре Валиевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 10 по Челябинской области к Горелову ФИО4 о взыскании задолженности по налогам, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 10 по Челябинской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с Горелова О.В. задолженности:
- по налогу на имущество физических лиц за 2018 год по ОКТМО 75701315 в размере 234 рубля, пени в размере 4 рубля 47 копеек, по ОКТМО 75701380 в размере 421 рубль, пени в размере 2 рубля 07 копеек, по ОКТМО 75701370 в размере 123 рубля, пени в размере 0 рублей 58 копеек; пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год по ОКТМО 75701310 в размере 122 рубля 80 копеек;
- по транспортному налогу в размере 30702 рубля, пени в размере 1694 рубля 18 копеек;
- по земельному налогу в размере 2336 рублей, пени в размере 4 рубля 63 копейки.
В обоснование административного иска указано, что административный ответчик является плательщиком земельного налога, транспортного налога и налога на имущество физических лиц. Данные налоги за 2018, 2019 годы в установленные сроки не уплачены, в связи с чем на сумму недоимки начислены пени.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело без его участия.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело без его участия.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3, подп. 1 п. 1 ст. 23 и ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком.
На основании ст.ст. 356, 357 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ч. 1, 3 ст. 363 НК РФ сумма налога подлежит уплате не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с ч. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Исходя из положений ч. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 397 НК РФ срок уплаты земельного налога – не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании ст.ст. 399, 400 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 409 НК РФ срок уплаты налога – не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу положений ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
При рассмотрении дела установлено, что по налоговому уведомлению №76872713 от 23 августа 2019 года Горелову О.В., ИНН № исчислен за 2018 год налог на имущество физических лиц по ОКТМО 75701380 в размере 421 рубль, по ОКТМО 75701370 в размере 123 рубля, по ОКТМО 75701315 в размере 234 рубля, по ОКТМО 75701310 в размере 3001 рубль со сроком уплаты до 02 декабря 2019 года (л.д. 30, 31).
В связи с неуплатой налога в установленный срок Горелову О.В. выставлены требования: №65393 от 25 декабря 2019 года на недоимку по налогу на имущество физических лиц по ОКТМО 75701370 в размере 123 рубля, пени за период с 03 декабря 2019 по 24 декабря 2019 года в размере 0 рублей 58 копеек со сроком уплаты до 28 января 2020 года (л.д. 6,7); №86210 от 26 декабря 2019 года на недоимку по налогу на имущество физических лиц по ОКТМО 75701380 в размере 421 рубль, пени за период с 03 декабря 2019 по 25 декабря 2019 года в размере 2 рубля 07 копеек со сроком уплаты до 28 января 2020 года (л.д. 8,9); №34658 от 04 марта 2020 года на недоимку по налогу на имущество физических лиц по ОКТМО 75701315 в размере 234 рубля, пени за период с 03 декабря 2019 по 03 марта 2020 года в размере 4 рубля 47 копеек со сроком уплаты до 07 апреля 2020 года (л.д. 10, 11); №93988 от 15 сентября 2020 года на недоимку по пени налогу на имущество физических лиц по ОКТМО 75701310 в размере 122 рубля 80 копеек за период с 27 января 2020 по 14 сентября 2020 года со сроком уплаты до 19 октября 2020 года (л.д. 12, 13).
Решением Красноармейского районного суда Челябинской области от 06 апреля 2021 года с Горелова О.В. в пользу ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска взысканы налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 3001 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 82 рубля, пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 34 рубля 71 копейка. Согласно имеющемуся в материалах дела расчету пени по налогу на имущество физических лиц по ОКТМО 75701310 в размере 34 рубля 71 копейка образовались за период с 03 декабря 2019 по 26 января 2020 года (л.д. 97-105).
На основании налогового уведомления №27164007 от 03 августа 2020 года Горелов О.В. обязан был уплатить за 2019 год транспортный налог в размере 32652 рубля, земельный налог – 2336 рублей (л.д. 28, 29).
Поскольку в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах данные налоги Гореловым О.В. уплачены не были, налоговым органом выставлены требование №109012 от 16 декабря 2020 года о необходимости уплаты задолженности по земельному налогу в размере 2336 рублей, пени в размере 4 рубля 63 копейки за период с 02 декабря 2020 по 15 декабря 2020 года в срок до 19 января 2021 года (л.д. 16, 17); требование №154796 от 16 декабря 2020 года о необходимости уплаты задолженности по транспортному налогу в размере 32652 рубля, пени в размере 64 рубля 76 копеек за период с 02 декабря 2020 по 15 декабря 2020 года в срок до 19 января 2021 года (л.д. 18, 19).
Решением Красноармейского районного суда Челябинской области от 27 апреля 2021 года, с учетом изменений, внесенных апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 27 июля 2021 года, с Горелова О.В. взыскана недоимка по транспортному налогу за 2018 год в размере 34438 рублей, пени по транспортному налогу за 2018 год за период с 03 декабря 2019 по 13 февраля 2020 года в размере 526 рублей 30 копеек (л.д. 106-114).
Поскольку транспортный налог за 2018 год налогоплательщиком не уплачен, требованием №138465 от 18 ноября 2020 года, подлежащим исполнению в срок до 22 декабря 2020 года, Горелову О.В. предложено оплатить пени за период с 14 февраля 2020 по 17 ноября 2020 года в размере 1629 рублей 42 копейки (общая сумма задолженности, предъявленная к уплате составила 5826 рублей 20 копеек (л.д. 14, 15).
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 3 ст. 48 НК РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ).
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
Поскольку обращение налогового органа к мировому судье имело место в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения по требованию №138465 от 18 ноября 2020 года о сроком исполнения до 22 декабря 2020 года, которым подлежащая взысканию с Горелова О.В. сумма задолженности превысила 3000 рублей (18 июня 2021 года), принимая во внимание, что после отмены судебного приказа 29 сентября 2021 года, административный истец обратился в суд с настоящим иском 23 ноября 2021 года, установленный законом срок на принудительное взыскание задолженности не пропущен (л.д. 115-122).
Таким образом, поскольку административным ответчиком Гореловым О.В. обязанности по уплате требуемых налогов не исполнены, требования налогового органа в части взыскания недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 года, по транспортному и земельному налогу за 2019 год, являются обоснованными. С учетом неисполнения в установленный срок требования об уплате налогов, административный иск о взыскании пени, рассчитанной на основании ст. 75 НК РФ, подлежит частичному удовлетворению с учетом суммы задолженности по транспортному налогу за 2018 год, определенной ко взысканию апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 27 июля 2021 года в размере 34438 рублей.
Следовательно, с Горелова О.В. подлежит взысканию следующая задолженность:
- по налогу на имущество физических лиц за 2018 год по ОКТМО 75701315 в размере 234 рубля и пени в размере 4 рубля 47 копеек за период с 03 декабря 2019 по 03 марта 2020 года (л.д. 11), по ОКТМО 75701380 в размере 421 рубль и пени в размере 2 рубля 07 копеек за период с 03 декабря 2019 по 25 декабря 2019 года (л.д. 9), по ОКТМО 75701370 в размере 123 рубля и пени в размере 0 рублей 58 копеек за период с 03 декабря 2019 по 24 декабря 2019 года (л.д. 7), а также пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год по ОКТМО 75701310 в размере 122 рубля 80 копеек (л.д. 13);
- по транспортному налогу за 2019 год в размере 30702 рубля (остаток задолженности), пени в размере 64 рубля 76 копеек за период с 02 декабря 2020 по 15 декабря 2020 года (л.д. 19), а также пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 1593 рубля 28 копеек за период с 14 февраля 2020 по 17 ноября 2020 года (л.д. 96);
- по земельному налогу за 2019 в размере 2336 рублей, пени в размере 4 рубля 63 копейки за период с 02 декабря 2020 по 15 декабря 2020 года (л.д. 17).
Расчет пени произведен на основании представленных административным истцом расчетов, судом проверен, ответчиком не опровергнут, в связи с чем принимается судом.
На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно абз. 8 п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ налоговые доходы от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов.
В связи с частичным удовлетворением исковых требований, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в местный бюджет в размере 1268 рублей 26 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 114, 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 10 по Челябинской области удовлетворить частично.
Взыскать в пользу Межрайонной ИФНС России № 10 по Челябинской области с Горелова ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН ФИО6, зарегистрированного по адресу: <адрес>, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год по ОКТМО 75701315 в размере 234 рубля, пени в размере 4 рубля 47 копеек за период с 03 декабря 2019 по 03 марта 2020 года, по налогу на имущество физических лиц за 2018 год по ОКТМО 75701380 в размере 421 рубль, пени в размере 2 рубля 07 копеек за период с 03 декабря 2019 по 25 декабря 2019 года, по налогу на имущество физических лиц за 2018 год по ОКТМО 75701370 в размере 123 рубля, пени в размере 0 рублей 58 копеек за период с 03 декабря 2019 по 24 декабря 2019 года, пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год по ОКТМО 75701310 в размере 122 рубля 80 копеек; задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 30702 рубля, пени в размере 64 рубля 76 копеек за период с 02 декабря 2020 по 15 декабря 2020 года, пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 1593 рубля 28 копеек за период с 14 февраля 2020 по 17 ноября 2020 года; задолженность по земельному налогу за 2019 в размере 2336 рублей, пени в размере 4 рубля 63 копейки за период с 02 декабря 2020 по 15 декабря 2020 года, а всего 35608 рублей 59 копеек.
В удовлетворении остальной части административного иска – отказать.
Взыскать с Горелова ФИО7 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 1268 рублей 26 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия его судом первой инстанции в окончательной форме.
Председательствующий подпись О.С. Бутакова
Мотивированное решение изготовлено 16 февраля 2022 года
Копия верна, судья О.С. Бутакова