КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Кызласова Т.В. Дело № 33-9788/2023
УИД 24RS0016-01-2022-002596-77
2.070г
04 сентября 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.
судей Беляковой Н.В., Киселевой А.А.
при ведении протокола помощником судьи Корепиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску Степина Геннадия Викторовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Красноярском крае о защите пенсионных прав
по апелляционной жалобе Степина Г.В.
на решение Железногорского городского суда Красноярского края от 21 марта 2023 года, которым постановлено:
«В удовлетворении иска Степина Геннадия Викторовича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о защите пенсионных прав – отказать.»
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Степин Г.В. обратился в суд с требованиями к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (после смены наименования Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю) о возложении обязанности осуществить расчет пенсии с учетом заработной платы за период с ноября 1989 года по октябрь 1994 года.
Требования мотивировал тем, что с 23.11.2013 ему назначена страховая пенсия по старости. Выражая несогласие с размером заработной платы, взятым для определения размера пенсии, он обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии. Решением ответчика от 27.06.2022 в перерасчете пенсии с учетом заработной платы за период с ноября 1989 года по октябрь 1994 года было отказано. Истец считает данный отказ неправомерным, указывая на то, что при подаче заявления о назначении пенсии он просил не производить расчет пенсии из заработной платы за период с 2000 по 2001 годы, так как в 2000 году был перерыв в работе в связи с увольнением в октябре 2000 года из АРЗ «Сибхимстрой», и принятием на работу в «Атомстрой УПП» только в ноябре 2000 года. Истец указывает, что согласно справке, выданной архивом ФГУП «ГХК», заработная плата за период с ноября 1989 года по октябрь 1994 года, то есть за 60 месяцев подряд, выше, чем за период с 2000 по 2001 годы, в связи с чем, истец полагает, что размер пенсии подлежит перерасчету на основании п.п. 2 ст. 30.3 Федерального закона № 173-ФЗ.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Степин Г.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, заслушав истца Степина Г.В. и его представителя Гулевича И.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю – Королеву А.С., выразившую согласие с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (п. 2 ст. 30 указанного Федерального закона).
В случае выбора гражданином исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте.
Если гражданин выбрал вариант исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 1 января 2002 года.
Таким образом, действующим пенсионным законодательством предусмотрен дифференцированный подход при расчете пенсии, с предоставлением права выбора наиболее выгодного варианта застрахованному лицу.
Согласно положениям, предусмотренным пунктами 3, 4 статьи 30 названного Закона, в обоих случаях среднемесячный заработок застрахованного лица определяется за период 2000 - 2001 гг. по сведениям индивидуального персонифицированного учета либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
При установлении пенсии ее расчет всегда производится по более выгодному для пенсионера варианту.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
На основании ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Как видно из дела, решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железногорске Красноярского края истцу с 23 ноября 2013 г. назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в размере 10666 руб.
07 июня 2022 года истец обратился в пенсионный орган по вопросу перерасчета размера пенсии с учетом справки о заработной плате за период работы с ноября 1989 года по октябрь 1994 года в ФГУП «Горно-химический комбинат».
Решением ГУ-ОПФР по Красноярскому краю от 26.07.2022 года Степину Г.В. отказано в перерасчете пенсии, поскольку расчет пенсии с учетом представленной справки не выгоден, так как соотношение заработной платы уменьшается.
Не согласившись с данным решением, считая, что размер пенсии рассчитан неверно, Степин Г.В. обратился с иском в суд о предоставлении расчета с учетом представленной им справки о заработной плате за период работы с ноября 1989 года по октябрь 1994 года.
Суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и правильно применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований Степина Г.В. о защите пенсионных прав исходя из того, что нарушений прав Степина Г.В. при расчете пенсии не установлено, правовых оснований для ее перерасчета не имеется.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, в связи с чем судебная коллегия находит их убедительными.
Так из дела видно, что пенсионным органом представлен подробный расчет (в сравнительной таблице, которая отражена в решении суда) размера пенсии истца как с учетом заработной платы за период 2000-2001 гг., так и за период с 01.11.1989 по 31.10.1994 гг., как по п. 3, так и по п.4 ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ, который был проанализирован судом, и проверен судебной коллегией, и с учетом которого суд пришел к верному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, что наиболее выгодным вариантом для расчета пенсии был п. 3 ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ с учетом заработной платы за период 2000-2001 гг. С данной заработной платой и была рассчитана пенсия истцу в 2013 году.
Таким образом, принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела установлен факт исчисления пенсии истца с учетом продолжительности его стажа до 1 января 2002г., необходимых коэффициентов в соответствии с требованиями действующего пенсионного законодательства, с заработной платой за период 2000-2001 г.г., то есть по наиболее выгодному варианту, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о перерасчете назначенной ему пенсии с учетом его заработка за период работы с ноября 1989 года по октябрь 1994 года в ФГУП «Горно-химический комбинат». Представленный ответчиком расчет является подробным, соответствует требованиям действующего пенсионного законодательства.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы о неверном расчете пенсии и необходимости произвести ее перерасчет, являются несостоятельными.
Доводы истца, изложенные в суде апелляционной инстанции, что при расчете пенсии из представленной им справки за период работы с ноября 1989 года по октябрь 1994 года в ФГУП «Горно-химический комбинат» не приняты во внимание указанные в ней премии, а поэтому расчет его пенсии будет больше, судебная коллегия не может принять во внимание для отмены решения, поскольку при расчете пенсии отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ учитывается в размере не свыше 1,2, что и было учтено пенсионным органом при расчете пенсии в 2013 году, несмотря на то, что отношение по справке о заработной плате за период 2000-2001 г.г. составляет 2,510.
Судебная коллегия не может согласиться с доводом апелляционной жалобы истца, что при расчете его пенсии ответчиком по формуле не все составляющие верно применены (стаж, страховые взносы, размер пенсионного капитала, размер ИПК), так как они противоречат данным на «Госуслугах», поскольку расчет пенсии истца произведен ответчиком в соответствии с действующим правовым регулированием и представленными доказательствами, и только территориальному пенсионному органу дано право на оценку пенсионных прав граждан. Только территориальный орган ПФР дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов. При несоответствии данных, территориальный орган ПФР вправе проверить обоснованность выданных документов, необходимых для установления страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, что предусмотрено ч. 9 ст. 21 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ, из содержания которой следует, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений. Доказательств того, что отраженный расчет на «Госуслугах» соответствует фактическим обстоятельствам, основан на оценке документов, подтверждающих право истца на страховую пенсию, суду не представлено.
Также судебная коллегия находит несостоятельным довод апелляционной жалобы истца, что его пенсия с 2013 года должна была быть в размере 23281 руб. 42 коп., что было отражено в справке МИЦ СФР, поскольку из содержания данной справки следует, что истцу установлена пенсия с 23 ноября 2013 года и ее суммарный размер на 17 апреля 2023 года составляет 23281 руб. 42 коп.
Заявленные в апелляционной жалобе требования о возложении на ответчика обязанности произвести подробный и обоснованный со ссылками на нормативные акты расчет пенсии по п. 3 и 4 ст. 30 с учетом дополнительных документов (представленных к апелляционной жалобе), произвести индексацию пенсии с 2013 года, а также произвести перерасчет размера пенсии с 2013 года, не могут быть приняты во внимание и служить основанием к отмене решения суда, поскольку данные требования в ходе рассмотрения дела истцом не заявлялись, они отражены только в апелляционной жалобе, в связи с чем и не рассматривались судом первой инстанции. В силу положений ст. 327-1 ГПК РФ при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции сторона не вправе заявлять новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, такие требования не рассматриваются судом апелляционной инстанции. Кроме того, стороной ответчика в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции было указано (с предоставлением расчета), что соотношение заработков, принятое для расчета пенсии истца за период 2000-2001 годы является наиболее выгодным, чем за период с 1989 по 1994 годы, в связи с чем, при расчете пенсии с учетом заработка за данные периоды его размер не увеличится.
При таких обстоятельствах, учитывая, что расчет пенсии ответчиком произведен на основании представленных страхователем сведений в соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", по приведенным формулам, нарушений при расчете ответчиком размера страховой пенсии истцу судом не установлено, сведения о наличии иного наиболее выгодного варианта расчета пенсии истца, материалы дела не содержат, судебная коллегия соглашается с выводом суда об обоснованном определении размера пенсии истца по п. 3 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с учетом заработной платы за период 2000-2001 годы, а, следовательно, об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Степина Г.В.
При указанных выше обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым согласиться с решением суда первой инстанции.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Железногорского городского суда Красноярского края от 21 марта 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Степина Г.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Платов А.С.
Судьи: Белякова Н.В.
Киселева А.А.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11.09.2023 года.