Дело №2а-4722/2018
Решение
Именем Российской Федерации
г. Якутск 08 мая 2018 г.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., при секретаре Сивцевой А.П.,
с участием представителя административного истца Серебренниковой И.А.
рассмотрев с использованием системы видеоконференц-связи в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Мечел -Инжиниринг» к Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) о признании предписания незаконным, его отмене
установил:
ООО «Мечел -Инжиниринг» обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) о признании предписания незаконным, его отмене.
В обоснование административного иска указано, что 06 марта 2018 года Государственной инспекцией труда в РС (Я) вынесено предписание об устранении нарушений трудового законодательства: устранить нарушение ст. 139, 140 ТК РФ, произвести перерасчет окончательного расчета Дядину В.И. за фактически отработанные 12 календарных месяцев с учетом ст. 236 ТК РФ; в соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Административный истец считает данное предписание незаконным, поскольку юридическим лицом правомерно произведен расчет окончательного расчета Дядину В.И. Просит предписание Государственной инспекции труда в РС (Я) от 06 марта 2018г. признать незаконным, отменить его.
В суд представитель административного ответчика не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявлений и ходатайств не поступило. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
В суде представитель административного истца административный иск поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Заслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.
Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.
В соответствии с Конвенцией МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 11 июля 1947 года, ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
В судебном заседании установлено, что в связи с поступлением заявления Дядина В.И. о нарушении его трудовых прав в части неправильного начисления оплаты отпуска на основании приказа от 07 февраля 2018г. в отношении ООО «Мечел -Инжиниринг» Государственной инспекцией труда в РС (Я) была проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам указанной проверки Государственной инспекцией труда в РС(Я) были выявлены нарушения трудового законодательства и 06 марта 2018г. выдано предписание об устранении нарушений трудового законодательства №7-45-18-ОБ/76/15/3: устранить нарушение ст. 139,1 40 ТК РФ, произвести перерасчет окончательного расчета Дядину В.И. за фактически отработанные 12 календарных месяцев с учетом ст. 236 ТК РФ; в соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными письменными доказательствами и никем не оспариваются.
Возлагая на ООО «Мечел -Инжириниг» обязанность произвести перерасчет окончательного расчета Дядину В.И., ГИТ в РС (Я) фактически разрешила индивидуальный трудовой спор, связанный с начислением и выплатой окончательного расчета работнику при увольнении.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, с превышением полномочий, в связи с чем, подлежит отмене.
Таким образом, суд полагает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконным и отменить Предписание Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) от 06 марта 2018 №7-45-18-ОБ/76/15/3.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Г. Смирникова
Решение изготовлено в окончательной форме 08 мая 2018