Дело № 2-380/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2018 года с. Турочак
Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Долматовой Н.И.,
при секретаре Калининой О.В.,
с участием помощника Горно-Алтайского транспортного прокурора Галузина М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Горно-Алтайского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Доронину В.В. о запрете эксплуатации судна внутреннего водного транспорта,
установил:
Горно-Алтайский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Доронину В.В. о запрете эксплуатации судна внутреннего водного транспорта, мотивируя заявленные требования тем, что Горно-Алтайской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы функционирования внутреннего водного транспорта и эксплуатации маломерных судов на территории Республики Алтай. В ходе проверки установлено, что в собственности Доронина В.В. имеется теплоход «<данные изъяты>», типа «<данные изъяты>», №, 1982 года постройки. Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ по делу № регистрация данного судна в реестре маломерных судов ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Алтай» признана незаконной в связи с тем, что данное судно не относится к маломерному ввиду того, что длина его корпуса составляет более 20 метров. Этим же решением суда признано незаконным заключение по предоставлению государственной услуги по освидетельствованию указанного судна, выданное сотрудниками ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Алтай», которое позволяет собственнику судна осуществлять его безопасную эксплуатацию. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ отставлено без изменения и вступило в законную силу. Ввиду того, что у собственника указанного теплохода в настоящее время полностью отсутствуют предусмотренные действующим законодательством судовые документы, позволяющие последнему осуществлять его безопасную эксплуатацию, а также учитывая, что в настоящее время данное судно не состоит на классификационном учете в Российском Речном Регистре и регистрационном учета в ФБУ «Администрация обского бассейна внутренних водных путей», эксплуатация данного судна представляет потенциальную опасность. Согласно заключению директора Западно-Сибирского филиала Российского Речного Регистра Макарова В.А., составленного в отношении теплохода «Спрут-3» установлено следующее: наибольшая длина судна «<данные изъяты>» составляет не менее 21 м., что позволяет сделать вывод о том, что он не относится к маломерным судам и не может состоять на учете в реестре маломерных судов; все съемные части данного судов входят в его наибольшую длину, конструкция модернизированного судна, вне зависимости от наличия или отсутствия носовой части, не отвечает требованиям технической безопасности, и как следствие не может обеспечить безопасную эксплуатацию данных судов. Эксплуатация такого судна внутреннего водного транспорта создает потенциальную опасность судоходству, угрозу жизни и здоровья судоводителя, его пассажирам и другим лицам, сохранности перевозимых грузов, экологической безопасности, а следовательно, нарушает интересы неопределенного круга лиц. Истец просит запретить Доронину В.В. эксплуатировать теплоход «<данные изъяты>», типа «<данные изъяты>», 1982 года постройки, в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до постановки судна на классификационный учет в ФАУ «Российский Речной Регистр» и регистрационный учет в ФБУ «Администрация обского бассейна внутренних водных путей» и получения от данных учреждений судовых документов о допуске судна к безопасной эксплуатации.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ в рамках подготовки к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФАУ «Российский Речной Регистр» и ФБУ «Администрация обского бассейна внутренних водных путей».
Ответчик и представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, не известили суд об уважительных причинах неявки в судебное заседание, не просили об отложении судебного заседания, ответчик просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд, с учетом мнения представителя истца, полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие надлежащим образом извещенных, неявившихся лиц.
В судебном заседании помощник Горно-Алтайского транспортного прокурора настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Заслушав помощника Горно-Алтайского транспортного прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу по нижеизложенным основаниям.
В соответствии со статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.
Согласно статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации все суда за исключением судов массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров подлежат государственной регистрации в соответствующем судовом реестре.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации на подлежащих государственной регистрации судах, должны находиться следующие судовые документы: свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или временное свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации; свидетельство о праве собственности на судно; пассажирское свидетельство (для пассажирского судна); мерительное свидетельство; свидетельство о минимальном составе экипажа судна; свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна; судовая роль; судовой журнал, машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей); разрешение на судовую радиостанцию (если наличие радиостанции предусмотрено классом судна); судовое санитарное свидетельство о праве плавания; иные судовые документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации на подлежащих государственной регистрации спортивных парусных судах, прогулочных судах и маломерных судах должны находиться следующие судовые документы: судовой билет; судовая роль.
Частью 2 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации установлено, что подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца. Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Судно не допускается к плаванию, если состав экипажа судна в день выхода судна в плавание по численности меньше, чем установлено положением о минимальном составе экипажей судов.
Согласно пункту 8 части 4 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации администрация бассейна внутренних водных путей для обеспечения безопасности судоходства осуществляет в бассейне внутренних водных путей государственную регистрацию судов в Государственном судовом реестре.
В соответствии с часть 1 статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации классификация и освидетельствование судов, указанных в пункте 1 статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, осуществляются в соответствии с положением о классификации и об освидетельствовании судов, правилами освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правилами технического наблюдения за постройкой судов, правилами технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов и правилами классификации и постройки судов с выдачей свидетельств о классификации и иных судовых документов, указанных в подпунктах 3, 4 и 6 пункта 1 статьи 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
В положении о классификации и об освидетельствовании судов определяются порядок осуществления классификации и освидетельствования судов, основания отказа в выдаче, основания приостановления или прекращения действия свидетельств о классификации и иных судовых документов, указанных в подпунктах 3, 4 и 6 пункта 1 статьи 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Положение о классификации и об освидетельствовании судов утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Правила освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правила технического наблюдения за постройкой судов, правила технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правила классификации и постройки судов, правила классификации и освидетельствования плавучих объектов утверждаются и издаются организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов. Правила предотвращения загрязнения окружающей среды с судов утверждаются и издаются организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды.
Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 5 сентября года № 234 «О создании Федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр» путем изменения типа существующего Федерального государственного учреждения «Российский Речной Регистр» создано Федеральное автономное учреждение «Российский Речной Регистр» функции и полномочия учредителя которого осуществляет Минтранс России.
Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2011 года № 355 «О наделении Федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр» полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях» ФАУ «Российский Речной Регистр» наделено полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.
В соответствии с пунктом 1 устава Федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр» утвержденного Распоряжением Министра транспорта Российской Федерации от 14 ноября 2011 года № ИЛ-126-р «Об утверждении устава Федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр» Федеральное автономное учреждение «Российский Речной Регистр» является некоммерческой организацией, осуществляющей классификацию и освидетельствование судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания в соответствии с федеральными законами от 7 марта 2001 года № 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации».
Согласно пункту 2 Положения о классификации и об освидетельствовании судов утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 14 апреля 2016 года № 102 (далее - Положение о классификации и об освидетельствовании судов) классификация и освидетельствование осуществляется в соответствии с настоящим Положением, а также правилами освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правилами технического наблюдения за постройкой судов, правилами технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов и правилами классификации и постройки судов (далее - Правила), которые утверждаются и издаются в соответствии с пунктом 2 статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения о классификации и об освидетельствовании судов установлено, что целью классификации и освидетельствования является выполнение работ (оказание услуг) по оценке соответствия судов, материалов и изделий для установки на судах, организаций, осуществляющих проектирование, строительство, модернизацию, переоборудование и ремонт судов, изготовление материалов и изделий для судов, Правилам.
Согласно пункту 24 Положения о классификации и об освидетельствовании судов в целях освидетельствования суда, ставятся на классификационный учет организации по классификации в следующих случаях: после постройки судна; при переходе на классификационный учет организации по классификации с классификационного учета другой организации по классификации; если судно ранее было снято с учета или не состояло на учете в этой организации по классификации; при смене судовладельца.
Пункт 29 Положения о классификации и об освидетельствовании судов устанавливает, что сроки, объем, формы и методы освидетельствования элементов судов и судовых технических средств определяются Правилами. Даты проведения освидетельствования определяются актами первоначального, очередного, ежегодного или промежуточного освидетельствования.
Пункт 41 Положения о классификации и об освидетельствовании судов устанавливает, что внеочередное освидетельствование судна проводится при постановке и снятии судна с классификационного учета.
Согласно пункту 54 Положения о классификации и об освидетельствовании судов если техническое состояние элемента или нескольких элементов судна или судовых технических средств признано негодным, дальнейшая эксплуатация судна несет непосредственную угрозу жизни людей, окружающей среде или самому судну, класс или категория плавания судну не присваивается (не подтверждается, не возобновляется, не восстанавливается) и оно не признается годным к плаванию.
В соответствии со статьей 71 Положения о классификации и об освидетельствовании судов судовыми документами, подтверждающими выполнение требований Правил, являются: свидетельство о классификации; мерительное свидетельство; свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна; пассажирское свидетельство (для пассажирского судна).
В соответствии с пунктом 76 Положения о классификации и об освидетельствовании судов организация по классификации отказывает в выдаче судовых документов (в подтверждении их действия), указанных в пункте 71 настоящего Положения при несоответствии судна (его элементов или судовых технических средств) требованиям Правил.
Из свидетельства о праве собственности на судно, выданного ДД.ММ.ГГГГ Обским управлением государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, усматривается, что Доронину В.В. принадлежит судно – «<данные изъяты>» с идентификационным номером №, проект №, 1982 года выпуска.
В соответствии с сообщением ФБУ «Администрация Обского БВП» от ДД.ММ.ГГГГ №, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Государственный судовой реестр по Обскому бассейну сведений о судне «<данные изъяты>» не содержит. Судно «<данные изъяты>», ранее зарегистрированный на праве собственности за Дорониным В.В., ДД.ММ.ГГГГ исключены из ГСР по заявлению собственника в связи с регистрацией судна, используемого в некоммерческих целях, в реестре маломерных судов.
Из сообщения Западно-Сибирского филиала Российского Речного Регистра от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что теплоход <данные изъяты>», регистровый №, снят с классификационного учета ДД.ММ.ГГГГ, в связи с переходом под надзор другого классификационного органа (ГИМС). Судовладельцем указанного теплохода на момент снятия с классификационного учета является Доронин В.В.
Согласно сообщения директора Западно-Сибирского филиала Российского Речного Регистра Макарова В.А. составленного в отношении теплохода «<данные изъяты>» установлено следующее: наибольшая длина судна «<данные изъяты>» составляет не менее 21 м., что позволяет сделать вывод о том, что он не относится к маломерным судам и не может состоять на учете в реестре маломерных судов; все съемные части данного судна входят в его наибольшую длину, конструкция модернизированного судна, вне зависимости от наличия или отсутствия носовой части, не отвечает требованиям технической безопасности, и как следствие не может обеспечить безопасную эксплуатацию данного судна.
Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу № административные исковые требования Горно-Алтайского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены. Признано незаконной регистрацию судна «<данные изъяты>» в реестре маломерных судов ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Алтай». Признано незаконным заключение по результатам предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна «<данные изъяты>».
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя Доронина В.В. – Деминой М.Ф. – без удовлетворения.
Согласно справке о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ прокурорской проверкой установлено, что в собственности Доронина В.В. имеется судно внутреннего водного транспорта: теплоход «Спрут-3». Ввиду того, что у собственника указанного теплохода в настоящее время полностью отсутствуют предусмотренные действующим законодательством судовые документы, позволяющие последнему осуществлять его безопасную эксплуатацию, а также учитывая, что в настоящее время данное судно не состоит на классификационном учете в Российском Речном Регистре и регистрационном учета в ФБУ «Администрация обского бассейна внутренних водных путей» эксплуатация данного судна представляет потенциальную опасность.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ответчик поставил вышеуказанное судно на классификационный учет в ФАУ «Российский Речной Регистр» и регистрационный учет в ФБУ «Администрация Обского БВП» и получил от данных учреждений судовые документы о допуске судна к безопасной эксплуатации.
Соответственно, судом установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, у ответчика как собственника указанного судна в настоящее время полностью отсутствует предусмотренные действующим законодательством судовые документы, позволяющие ответчику осуществлять его безопасную эксплуатацию, а также учитывая, что в настоящее время данное судно не состоят на классификационном учете в ФАУ «Российский Речной Регистр» и регистрационным учете в ФБУ «Администрация Обского БВП», эксплуатация данного судна представляет потенциальную опасность.
Следовательно, требование Горно-Алтайского транспортного прокурора о запрете Доронину В.В. эксплуатировать теплоход «<данные изъяты>», типа «<данные изъяты>», 1982 года постройки, в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до постановки судна на классификационный учет в ФАУ «Российский Речной Регистр» и регистрационный учет в ФБУ «Администрация обского бассейна внутренних водных путей» и получения от данных учреждений судовых документов о допуске судна к безопасной эксплуатации, является обоснованным и полежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от оплаты судебных расходов.
В связи с удовлетворением исковых требований истца в полном объеме, с ответчика подлежит взысканию в бюджет муниципального образования «Турочакский район» государственная пошлина, от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199, 233-238 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Горно-Алтайского транспортного прокурора удовлетворить.
Запретить Доронину В.В. эксплуатировать теплоход «<данные изъяты>», типа «<данные изъяты>», 1982 года постройки, в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до постановки судна на классификационный учет в Федеральном автономном учреждении «Российский Речной Регистр» и регистрационный учет в Федеральном бюджетном учреждении «Администрация обского бассейна внутренних водных путей» и получения от данных учреждений судовых документов о допуске судна к безопасной эксплуатации.
Взыскать с Доронина В.В. в пользу бюджета муниципального образования «Турочакский район» расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.И. Долматова