Дело №2-136/2022
УИД 42RS0036-01-2022-000066-46
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Топки 10 февраля 2022 года
Топкинский городской суд Кемеровской области
В составе председательствующего Магденко И.В.
при секретаре Суглобовой Я.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Портянова С.Л. к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Топкинского муниципального округа о признании права собственности на недвижимое имущество,
У С Т А Н О В И Л:
Портянов С.Л. обратился в суд с иском к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Топкинского муниципального округа о признании права собственности на недвижимое имущество.
В обоснование исковых требований указывает, что являлся генеральным директором ООО фирма «КВИНТА», на основании свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, зарегистрированного администрацией города Топки регистрационный номер № от 28.05.1999 г.
ООО фирма «Квинта» на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 15.07.1999 г. приобрело в собственность объект недвижимого имущества: склад, расположенный по адресу: г. <адрес>, <адрес> чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации о праве собственности от 02.09.1999 года за №.
ИФНС г.Топки принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц как фактически прекратившее деятельность в связи с непредставлением отчетности и неосуществлением операций по счетам, о чем 01.04.2013 г. внесена запись в ЕГРЮЛ запись об исключении ООО фирма «Квинта» из Единого государственного реестра юридических лиц как организации, обладающей признаками недействующего юридического лица в соответствии со ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
После исключения ООО фирмы «Квинта» из ЕГРЮЛ осталось принадлежащее ему на праве собственности имущество в виде склада площадью 1092,7 кв.м., находящееся по адресу: г.<адрес>, <адрес>, которое общество не отчуждало и не отказывалось от права собственности на него. У общества отсутствовали неисполненные обязательства по налогам и сборам, по уплате страховых взносов, равно как и неисполненные обязательства перед третьими лицами. Поскольку, ООО фирма «Квинта» ликвидировано, он как учредитель, имеет право получить имущество, принадлежащее ликвидируемому юридическому лицу в порядке применения по аналогии закона на основании ст. ст. 6,63 ГК РФ, ст. 58 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Прекращение права собственности на недвижимое имущество исключаемого из ЕГРЮЛ юридического лица влечет нарушение прав учредителей (участников) юридического лица, которые при ликвидации не лишены возможности получить недвижимое имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, в собственность, в то время как при прекращении деятельности юридического лица по решению регистрирующего органа данные права законодательно не урегулированы.
В связи с исключением ООО из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, ООО лишено возможности распорядиться недвижимым имуществом, принадлежащим юридическому лицу на праве собственности.
Отсутствие законодательной регламентации порядка передачи имущества исключенного из ЕЕРЮЛ юридического лица по решению регистрирующего органа учредителям (участникам) юридического лица нарушает права истцов, лишает истцов права на имущество, которое учредитель (участник) получил бы при ликвидации юридического лица. Иная возможность, кроме как признание права собственности на спорное недвижимое имущество в судебном порядке, у него отсутствует.
Просил прекратить право собственности ООО фирма «Квинта» ИНН № на имущество: здание склада (назначение: нежилое здание, площадь: общая - 1092,7 кв.м, этажность: 1, с кадастровым номером: №, расположенное по адресу: <адрес>, г. <адрес>, <адрес>; признать за Портянова С.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности на здание склада (назначение: нежилое здание, площадь: общая - 1092,7кв.м, этажность: 1, с кадастровым номером: № расположенное по адресу: <адрес>, г.<адрес>, <адрес>.
Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело с участием представителя в его отсутствие.
Представитель истца Коршкова Л.О., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивают.
Представитель ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Топкинского муниципального округа Воронков В.С., действующий на основании доверенности, не возражал в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу, своевременно и надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований Межрайонной ИФНС России № 9 по Кемеровской области-Кузбассу, своевременно и надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился.
Суд, изучив письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Судом установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Квинта» было зарегистрировано как юридическое лицо 20.12.2002 года за ОРГН № (л.д.40).
01.04.2013 года МИФНС России № 7 по Кемеровской области исключила ООО «Квинта» из ЕГРЮЛ в связи с наличием признаков недействующего юридического лица на основании п. 1 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2011 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», признав данное юридическое лицо фактически прекратившим свою деятельность.
Истец Портянов С.Л. являлся генеральным директором и единственным учредителем ООО фирма «Квинта» (ОГРН №, ИНН № ), зарегистрированного по адресу: 652303, <адрес>, г.<адрес>, <адрес> что следует из выписки из ЕГРЮЛ, а также Устава ООО «Квинта».
15.07.1999г. ООО фирма «Квинта» на основании договора купли-продажи недвижимого имущества приобрело в собственность объект недвижимого имущества: склад, расположенный по адресу: г. <адрес>, <адрес> чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации о праве собственности от 02.09.1999 года №.
После исключения ООО фирма «Квинта» из ЕГРЮЛ осталось принадлежащее ему на праве собственности имущество в виде склада площадью 1092,7 кв.м., находящееся по адресу: г.<адрес>, <адрес>, которое обществом не отчуждено. У общества отсутствуют неисполненные обязательства по налогам и сборам, по уплате страховых взносов, равно как и неисполненные обязательства перед третьими лицами.
Поскольку, ООО фирма «Квинта» ликвидировано, Портянов С.Л. как учредитель, имеет право получить имущество, принадлежащее ликвидируемому юридическому лицу.
В силу статей 61, 419 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, а обязательство прекращается ликвидацией юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 67 Гражданского кодекса Российской Федерации участник хозяйственного товарищества или общества вправе получать в случае ликвидации товарищества или общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.
В соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
Специальная процедура прекращения деятельности юридического лица установлена статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в отношении фактически прекративших свою деятельность юридических лиц (недействующих юридических лиц). В соответствии с положениями указанной статьи такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в следующей очередности: в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли; во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества.
Из смысла указанных правовых норм, следует, что право собственности на оставшееся имущество общества, исключенного из ЕГРЮЛ после расчета с кредиторами, передается его участникам.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
Обращение в суд с требованиями о признании права собственности на имущество обусловлено необходимостью устранения неопределенности в принадлежности объектов недвижимого имущества, право собственности на которое зарегистрировано за несуществующим субъектом.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что при ликвидации ООО «Квинта» по решению налогового органа, а не в порядке, предусмотренном статьями 62, 63 Гражданского кодекса РФ, участник такого общества может быть лишен возможности заявить о своих правах на оставшееся после ликвидации юридического лица имущество каким-либо способом, иначе как заявив требование о признании права собственности на данное имущество. Следовательно, исключение общества из ЕГРЮЛ не препятствует регистрации права собственности на оставшееся после его ликвидации имущество.
Участники юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность и исключенного из Единого государственного реестра юридических лиц в соответствии со статьей 21.1 Закона № 129-ФЗ, не могут быть лишены гарантий, предусмотренных пунктом 8 статьи 63, пунктом 1 статьи 67 ГК РФ, пунктом 1 статьи 8, пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Пунктом 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что исключение должника-организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» согласно пункту 7 части 2 статьи 43 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» влечет за собой прекращение исполнительного производства.
Таким образом, с момента ликвидации общества, имущество принадлежит участникам общества при отсутствии у последнего кредиторов.
Если у ликвидированного должника-организации осталось нереализованное имущество, за счет которого можно удовлетворить требования кредиторов, то взыскатель, не получивший исполнения по исполнительному документу, иное заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право, в соответствии с пунктом 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае истец является участником общества, а не его кредитором, в связи с чем, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░» ░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░: ░░░░░ - 1092,7 ░░.░, ░░░░░░░░░: 1, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░. <░░░░░>, <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░: ░░░░░ - 1092,7 ░░.░., ░░░░░░░░░: 1, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░. <░░░░░>, <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 10.02.2022 ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ №2-136/2022 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.