Решение по делу № 8а-21948/2021 [88а-20412/2021] от 12.10.2021

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88А-20412/2021

город Кемерово                                                                        1 декабря 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Мишиной И.В.,

судей Конаревой И.А., Никулиной И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, обеспечиваемой Центральным районным судом г. Барнаула, кассационную жалобу Управления имущественных отношений Алтайского края на решение Ленинского районного суда города Барнаула от 3 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 24 августа 2021 года по делу № 2а-1262/2021 по административному исковому заявлению Воробьева Юрия Геннадьевича к Управлению имущественных отношений Алтайского края о признании незаконным решения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

Заслушав доклад судьи Мишиной И.В., пояснения представителя Управления имущественных отношений Алтайского края Новиковой Ю.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Воробьев Ю.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения Управления имущественных отношений Алтайского края, выраженное в письме от 4 марта 2021 года № 48/2099, об отказе в предварительном согласовании предоставления ему в собственность без торгов земельного участка, общей площадью 944 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (согласно схемы), для индивидуального жилищного строительства; возложении на административного ответчика обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов испрашиваемого земельного участка, мотивируя тем, что с указанным заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка он обратился до вступления в законную силу Закона Алтайского края от 2 ноября 2020 года № 82-ЗС «О внесении изменений в Закон Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков», в связи с чем на основании пункта 3 статьи 2 названного Закона предоставление земельного участка должно осуществляться в соответствии с частью 3.3 статьи 3 Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» в редакции, действующей до дня вступления в силу Закона № 82-ЗС.

Решением Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 3 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 24 августа 2021 года, иск удовлетворен частично; признано незаконным решение Управления имущественных отношений Алтайского края, выраженное в письме от 4 марта 2021 года № 48/2099 об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка, общей площадью 944 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства; на Управление имущественных отношений Алтайского края возложена обязанность повторно в установленные законом сроки со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление Воробьева Ю.Г. о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка, общей площадью 944 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства; об исполнении решения суда сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу; в остальной части требования оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 1 октября 2021 года, административным ответчиком ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, принятии нового судебного акта об оставлении административного иска без удовлетворения со ссылкой на неправильное применение судами норм материального права. По доводам, положенным в обоснование заявленных по существу иска возражений, административный ответчик настаивает на законности оспариваемого отказа, указывая, что заявление административного истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 2 июля 2020 года было рассмотрено уполномоченным органом до вступления в силу изменений в Закон № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» - 9 июля 2020 года; предоставление государственной услуги было завершено за 4 месяца до внесения изменений в указанный Закон № 98-ЗС принятием решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. При повторном рассмотрении данного заявления в связи с признанием отказа незаконным вступившим в законную силу решением суда по делу № 2а-1871/2020 и возложением на Управление соответствующей обязанности судом, уполномоченный орган, по мнению ответчика, должен руководствоваться теми нормами права, которые действуют на момент принятия решения по результатам его рассмотрения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Представители заинтересованного лица и административный истец в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда считает, что судами первой и апелляционной инстанций такого рода нарушения не допущены.

Из материалов административного дела усматривается, что 2 июля 2020 года Управлением имущественных отношений Алтайского края принято к рассмотрению заявление Воробьева Ю.Г., как состоящего на учете граждан, имеющих трех и более детей и желающих приобрести земельный участок, о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка, общей площадью 944 кв.м, расположенного в кадастровом квартале по адресу: <адрес> (согласно схемы), для индивидуального жилищного строительства.

По результатам рассмотрения заявления Воробьева Ю.Г. Управление, руководствуясь подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, приняло решение об отказе в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства (письмо от 31 июля 2020 года № 48/8066).

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 9 ноября 2020 года решение Управления имущественных отношений Алтайского края, выраженное в письме от 31 июля 2020 года № 48/8066 об отказе Воробьеву Ю.Г. в предварительном согласовании безвозмездного предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (согласно схеме) признано незаконным; на Управление имущественных отношений Алтайского края возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Воробьева Ю.Г. о предварительном согласовании безвозмездного предоставления в собственность земельного участка по указанному адресу в установленном законом порядке и сообщить суду и административному истцу об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

При повторном рассмотрении заявления Воробьева Ю.Г. от 2 июля 2020 года № 1731 во исполнение указанного решения суда письмом от 4 марта 2021 года № 48/2099 Управлением Воробьеву Ю.Г. вновь отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка общей площадью 944 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (согласно схеме) для индивидуального жилищного строительства со ссылкой на положения подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15, пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, части 3.3 статьи 3 Закона Алтайского края № 98-ЗС.

При этом указано, что согласно подпункту 6 статьи 39.5, части 3.3 статьи 3 Закона № 98-ЗС, Законом Алтайского края от 2 ноября 2020 года № 82-ЗС внесены изменения в закон Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков». В частности, часть 3.3 статьи 3 Закона № 98-ЗС изложена в редакции, согласно которой на территории города Барнаула земельные участки гражданам, указанным в части 3 настоящей статьи, не предоставляются. В данной редакции закон вступил в силу 13 ноября 2020 года.

Полагая данный отказ не основанным на законе, Воробье Ю.Г. обратился в суд с настоящим административным иском.

Разрешая по существу возникший спор и принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент подачи Воробьевым Ю.Г. заявления о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов испрашиваемого земельного участка пункт 3.3 статьи 3 Закона Алтайского края № 98-ЗС действовал в редакции, согласно которой граждане, имеющие трех и более детей и состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, имеют право на предоставление в собственность бесплатно самостоятельно выбранного ими земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства независимо от места постоянного проживания таких граждан на территории Алтайского края. Поскольку заявление истцом было подано в период действия указанной редакции, с учетом части 3 статьи 2 Закона Алтайского края от 2 ноября 2020 года № 82-ЗС при повторном рассмотрении заявления Управлению необходимо было руководствоваться законом, действовавшим в указанный период времени.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, указав, что решением Ленинского районного суда города Барнаула от 9 ноября 2020 года на Управление возложена обязанность рассмотреть заявление Воробьева Ю.Г. от 2 июля 2020 года. Отказывая в удовлетворении заявления со ссылкой на отсутствие у Воробьева Ю.Г. прав на получение спорного земельного участка в собственность исходя из положений закона, действующих на момент повторного рассмотрения, административный ответчик фактически уклонился от исполнения судебного решения.

Выводы судов соответствуют нормам права, оснований для переоценки выводов судов по доводам жалобы не имеется.

На основании пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 3.3 статьи 3 Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» (в редакции, действовавшей до 13 ноября 2020 года) граждане, имеющие трех и более детей и состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, имеют право на предоставление в собственность бесплатно самостоятельно выбранного ими земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства независимо от места постоянного проживания таких граждан на территории Алтайского края.

Законом Алтайского края от 2 ноября 2020 года № 82-ЗС «О внесении изменений в Закон Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» в указанный Закона внесены изменения, в том числе - в часть 3.3 статьи 3 указанного Закона, которая изложена в новой редакции, согласно которой граждане, имеющие трех и более детей и состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, имеют право на предоставление в собственность бесплатно самостоятельно выбранного ими земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства независимо от места постоянного проживания таких граждан на территории Алтайского края, в том числе на территории иных муниципальных районов или городских округов Алтайского края, за исключением территории городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - город Барнаул).

Данные изменения вступили в законную силу 13 ноября 2020 года.

При этом пунктом 3 статьи 2 Закона Алтайского края от 2 ноября 2020 года № 82-ЗС «О внесении изменений в Закон Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» предусмотрено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Закона подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, о предоставлении земельного участка бесплатно в собственность без торгов или принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии с частью 3.3 статьи 3 закона Алтайского края от 9 ноября 2015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» в редакции, действующей до дня вступления в силу настоящего Закона.

В силу части 5 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.

В соответствии с частью 2 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Аналогичный порядок подачи заявления предусмотрен пунктом 2.6.4 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», утвержденного Приказом Главалтайимущества от 11 августа 2016 года № 61 (в редакции, распространяющей свое действие на спорные правоотношения).

Исходя из приведенного правового регулирования суды пришли к обоснованному выводу о том, что поданное Воробьевым Ю.Г. заявление от 2 июля 2020 года подлежало рассмотрению Управлением имущественных отношений Алтайского края в порядке, предусмотренном Законом Алтайского края от 9 ноября 2015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» в редакции, действовавшей до 13 ноября 2020 года.

Иное, как верно указал суд апелляционной инстанции, не только противоречило бы природе социального государства, но и расходилось бы с вытекающими из статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации и обращенными к органам публичной власти требованиями обеспечения признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2018 года № 13-П).

Доводы кассационной жалобы о том, что поскольку заявление рассматривалось Управлением повторно в порядке исполнения вступившего в законную силу судебного акта, применению к спорным правоотношениям подлежат положения Закона Алтайского края от 2 ноября 2020 года № 82-ЗС «О внесении изменений в Закон Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков», основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Положения Закона Алтайского края от 2 ноября 2020 года № 82-ЗС не применяются к действиям и правоотношениям, которые должны быть осуществлены до его вступления в силу при добросовестном поведении ответчика, но отсутствовали по причине незаконности действий (решения) последнего, которые установлены судебным актом.

Спорные правоотношения связаны с законодательством, действующим в прежней редакции, и прежней компетенцией ответчика, которые подлежат, соответственно, применению и осуществлению в силу очевидного отклонения Управления от предполагаемого законного поведения.

Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права, вопреки утверждению подателя кассационной жалобы, применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы нет.

Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ленинского районного суда города Барнаула от 3 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 24 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления имущественных отношений Алтайского края – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 декабря 2021 года.

Председательствующий

Судьи

8а-21948/2021 [88а-20412/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Воробьев Юрий Геннадьевич
Ответчики
Управление имущественных отношений Алтайского края
Другие
Галандина Диана Сергеевна
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Мишина И.В.- Судья АДМ
Дело на сайте суда
8kas.sudrf.ru
01.12.2021Судебное заседание
01.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее