Дело № 2-296/2021
УИД 27RS0017-01-2021-000550-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2021 года с. Троицкое
Нанайский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Сосницкой Е.В.,
при ведении протокола пом. судьи Куренковой О.В..,
с участием: представителя истца - помощника прокурора Нанайского района Хабаровского края Чупруновой И.В.,
представителя ответчика - Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края - Пассар Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Нанайского района к Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края об обязании создать на территории Нанайского муниципального района в границах сельских поселений Синдинского, Лидогинского, село Джари маневренный жилой фонд,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нанайского района Хабаровского края обратился в суд к администрации Синдинского сельского поселения, администрации Лидогинского сельского поселения, село Джари с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой района в рамках надзорной деятельности проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства администрациями муниципальных образований, в ходе которой установлено, что в муниципальных образованиях Лидогинского, Синдинского, сельского поселения «Село Джари» Нанайского муниципального района Хабаровского края не создан маневренный жилищный фонд. Выявленных факт создает угрозу нарушения жилищных прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования. Наличие жилых помещений маневренного фонда у органов местного самоуправления является обязательным для своевременного предоставления жилых помещений гражданам, указанных в п.п. 1-4 ст. 95 Жилищного кодекса РФ, для временного проживания до предоставления им другого жилого помещения, а выявленные нарушения жилищного законодательства со стороны администрации муниципального образования ведут к существенному нарушению конституционных и жилищных прав граждан на нормальные условия проживания, в связи с чем просил обязать администрацию Лидогинского сельского поселения, Синдинского сельского поселения, село Джари создать на территории сельских поселений маневренный жилой фонд в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В ходе подготовки гражданских дел к судебному разбирательству по ходатайству прокурора Нанайского района судом произведена замена ненадлежащих ответчиков - Администрации сельского поселения «Село Джари», Администрации Синдинского сельского поселения и Администрации Лидогинского сельского поселения на надлежащего ответчика - Администрацию Нанайского муниципального района Хабаровского края.
Определением Нанайского районного суда Хабаровского края от 12.10.2021 гражданские дела №2-296/2021 по исковому заявлению прокурора Нанайского района Хабаровского края к Лидогинскому сельскому поселению Нанайского муниципального района Хабаровского края об обязании создания на территории сельского поселения маневренного жилого фонда, № 2- 297/2021 по исковому заявлению прокурора Нанайского района Хабаровского края к Администрации сельского поселения «Село Джари» Нанайского муниципального района Хабаровского края об обязании создания на территории сельского поселения маневренного жилого фонда, №2-298/2021 по исковому заявлению прокурора Нанайского района Хабаровского края к Администрации Синдинского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края об обязании создания на территории сельского поселения маневренного жилого фонда объединены в одно производство с присвоением объединенному гражданскому делу №2-296/2021.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Нанайского района Чупрунова И.В. поддержала заявленные исковые требования, в полном объеме.
Представитель ответчика - Пассар Г.Р. возражала против удовлетворения заявленных требования, при этом пояснила, что нормы Жилищного кодекса РФ не обязывают органы местного самоуправления к созданию маневренного фонда. А представление гражданам жилых помещений маневренного фонда является одной из возможных альтернатив соблюдения их жилищных прав. Кроме того, какие - либо права граждан проживающих на территории сельских поселений с. Джари, с. Лидога, п. Синда со стороны администрации района не нарушены и потенциальная угроза нарушения данных прав не имеется, так как в администрацию района обращений от граждан о создании маневренного фонда не поступало. При этом в настоящее время в специализированном жилищном фонде Нанайского муниципального района Хабаровского края имеются 11 служебных помещений и 2 муниципальных общежития, расположенных по адресу: <адрес>. Данные муниципальные общежития могут быть использованы для предоставления гражданам в случаях предусмотренных ст. 95 ЖК РФ, поэтому какой - либо потенциальной угрозы нарушения прав граждан не установлено. Таким образом, ни положения Жилищного кодекса РФ, ни Закон №131-ФЗ не относят к вопросам местного значения муниципального района создание маневренного жилищного фонда и прямо не указывают на обязанность органа местного самоуправления создавать маневренный жилищный фонд.
Суд, исследовав письменные материалы дела, выслушав стороны приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно содержанию частей 1, 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Как следует из содержания пункта 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся также жилые помещения маневренного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:
1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания - в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Исходя из положений пунктов 3, 6, 8, 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3); обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства (пункт 6); участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (пункт 8); обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (пункт 9).
Согласно положениям части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Федерального закона).
Законом Хабаровского края от 27.03.2019 №403 «О внесении изменений в статью 10 Закона Хабаровского края «О Законодательной Думе Хабаровского края» и статью 1 Закона Хабаровского края» «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения» из компетенции сельских поселений с 01.04.2019 исключены вопросы местного значения в сфере содержания муниципального жилищного фонда, в связи с чем с 01.04.2019 года администрации сельских поселений с. Лидога, с. Джари и п. Синда не наделены полномочиями по содержанию, предоставлению для временного проживания жилых помещений и созданию маневренного жилищного фонда. Соответственно, с 01.04.2019 сельские поселения не наделены полномочиями по организации и проведению проверок в сфере муниципального жилищного контроля.
При таких обстоятельствах в соответствии с положениями статей 14 и 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по созданию и управлению маневренным жилым фондом, являющимся одним из видов специализированного жилищного фонда (статья 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), на территории сельских поселений относятся к компетенции Администрации Нанайского муниципального района.
Вышеперечисленные вопросы в сфере жилищных отношений за сельскими поселениями законами Хабаровского края и соответствующими уставами не закреплялись, поэтому в силу закона (части 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ) полномочия по созданию маневренного жилого фонда относятся к компетенции органов местного самоуправления муниципального района, которые в соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 15 этого же закона вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Передача органами местного самоуправления района части своих полномочий сельским поселениям является одним из способов их реализации в рамках публично-правового обязательства, по которому муниципальный район передает исполнение своих полномочий (не сами полномочия, а только их исполнение) и соответствующее финансирование сельским поселениям, а последние реализуют такие полномочия в соответствии с заключенным соглашением
Как установлено судом и следует из материалов дела, жилых помещений специализированного (маневренного) фонда на территории сельских поселений Лидогинского, Синдинского, село Джари не имеется.
Доводы ответчика об отсутствии потребности в маневренном жилищном фонде являются несостоятельными, поскольку создание такого фонда прямо предусмотрено законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе текущей нуждаемости, необходимости, целесообразности, количества лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
Назначение маневренного жилого фонда состоит в том, чтобы при возникновении определенных обстоятельств, в том числе непредвиденного, чрезвычайного характера оперативно предоставить для временного проживания пригодное жилое помещение, гражданам, оставшимся без жилья вследствие капитального ремонта, обращения взыскания на единственное жилое помещение, чрезвычайных и иных подобных обстоятельств (статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом отсутствие маневренного жилищного фонда на территории указанных сельских поселений создает угрозу нарушения жилищных прав граждан, когда в силу определенных обстоятельств, перечисленных в статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, они остаются без жилья.
Решение вопросов, связанных с обеспечением жильем во внеочередном порядке, требует значительных временных затрат, поэтому наличие маневренного жилищного фонда, предназначенного для временного проживания граждан на случай наступления непредвиденных, внезапно наступивших обстоятельств, является необходимой гарантией конституционного права на жилье (статья 40 Конституции Российской Федерации).
Оценив представленные в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные исковые требования прокурора Нанайского района Хабаровского края к Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края об обязании создать на территории Нанайского муниципального района в границах сельских поселений Синдинского, Лидогинского, село Джари маневренный жилой фонд - удовлетворить.
Обязать администрацию Нанайского муниципального района Хабаровского края создать в границах сельских поселений Синдинского, Лидогинского, село Джари маневренный жилой фонд в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Нанайский районный суд Хабаровского края.
Мотивированное решение изготовлено: 16.11.2021 года.
Судья Сосницкая Е.В.