2-2185/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. В. Устюг 05 октября 2016 года
Великоустюгский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Шаталова А.В.,
при секретаре Нелаевой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации МО «Город Великий Устюг», администрации Великоустюгского муниципального района и Правительству Вологодской области об установлении факта постоянного проживания и включении в сводный список пострадавших в результате паводка в 2016 году в Великоустюгском муниципальном районе,
УСТАНОВИЛ :
Истец ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «Город Великий Устюг», администрации Великоустюгского муниципального района и Правительству Вологодской области об установлении факта постоянного проживания и включении в сводный список пострадавших в результате паводка в 2016 году в Великоустюгском муниципальном районе.
В обосновании иска указал, что зарегистрирован по адресу: ..., а с 03 сентября 2014 года фактически постоянно проживает по адресу: ..., .... В период с 11 по 19 апреля 2016 года в г. Великом Устюге и Великоустюгском районе произошло наводнение, на указанной территории был введен режим чрезвычайной ситуации. В результате наводнения произошло затопление домовладения по адресу: ..., где истец не зарегистрирован, но постоянно проживает. Вследствие наводнения пострадало имущество первой необходимости истца. Факт его постоянного проживания по адресу: ... может быть подтвержден свидетельскими показаниями, а также документами, приложенными к исковому заявлению. Получить в ином порядке надлежащие документы, удостоверяющие факт его постоянного проживания по указанному выше адресу, не представляется возможным. Установление факта постоянного проживания по вышеназванному адресу и включении в сводный список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - паводка в 2016 году в Великоустюгском муниципальном районе, ему необходимо для того, чтобы получить единовременную материальную помощь и финансовую помощь в связи с утратой имущества. Поэтому и просит суд установить факт его постоянного проживания по адресу: ..., ..., и обязать ответчиков включить его в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и в Список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой им имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации.
Исковые требования истец ФИО2 поддержал в судебном заседании.
Представители ответчиков - администрации МО «Город Великий Устюг», администрации Великоустюгского муниципального района и Правительства Вологодской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель третьего лица - Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства в Вологодской области, будучи надлежащим образом извещенный о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, письменных возражений по делу не представил.
Третье лицо ФИО8 требования истца поддержала, пояснила, что сожительствует с ФИО2, имеют общего ребенка, который родился уже после ЧС.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей, приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Подп. «г», «д» п. 2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Согласно абз. 2 п. 5 Правил Правительства РФ органы исполнительной власти субъектов РФ при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов РФ для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
В апреле 2016 года в г. Великий Устюг Вологодской области и Великоустюгском муниципальном районе произошло чрезвычайное стихийное бедствие - наводнение. В силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ указанное обстоятельство является общеизвестным и не нуждается в доказывании.
Постановлением Губернатора Вологодской области № 180 от 17.04.2016 г. «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Вологодской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в пределах территориальных границ Великоустюгского муниципального района в связи с резким подъемом уровня воды выше критической отметки в р. Сухона и Малая Северная Двина в результате заторных явлений, введена чрезвычайная ситуация.
В зону затопления попал и жилой дом, расположенный по адресу: ... ..., собственником которого является ФИО8, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ...
Истец в установленный срок обратился в администрацию с заявлением о включении его в соответствующие списки на оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
Комиссией было проведено обследование данного жилого дома. Актом обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации от 21 апреля 2016 года зафиксировано, что в доме по адресу: ... уровень воды в доме был 20 см выше уровня пола, утрачено имущество: холодильник, стиральная машина, диван, насос. Дано заключение комиссии о сумме финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости - 220 000 рублей, из расчета 2-х проживающих (ФИО8 и Ж.Д.).
Утвержденными МЧС России Методическими рекомендациями N 2-4-87-24-7 от 03.10.2014 по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, к имуществу первой необходимости также рекомендовано относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Заявление истца на оказание финансовой помощи за утрату имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие паводка на территории муниципального образования г. Великий Устюг в апреле 2016 года, в администрации не было принято и он не был включен в список на оказание указанной финансовой помощи, поскольку регистрации по месту жительства не имеет.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 1996 г. N 9-П и 02 февраля 1998 г. N 4-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2000 г. N 185-0 и 06 октября 2008 г. N619-0-11).
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 2 указанного Закона, местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Устанавливая факт проживания истца ФИО2 в жилом доме, попавшем в зону затопления, суд принимает во внимание показания свидетелей К.Т. и К.Я., которые суду подтвердили, что длительное время ФИО2 проживает по адресу: ..., ..., и на момент стихийного бедствия истец также там проживал. Кроме того, указанные свидетели пояснили, что дом истца попал в зону затопления.
Принимая во внимание, что свидетели были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, у суда отсутствуют основания не доверять показаниям указанных свидетелей.
Кроме того, факт постоянного проживания истца по вышеназванному адресу подтверждается документами, имеющимися в материалах гражданского дела, с указанием адреса фактического проживания истца - ..., а именно:
- паспортом здоровья работника, выданного ООО «Медведь»;
-медицинской картой амбулаторного больного ООО «Медведь»;
-медицинской картой амбулаторного больного БУЗ ВО «Великоустюгская ЦРБ»;
-копией свидетельства об установлении отцовства;
-копией свидетельства о рождении С.В.;
-справкой женской консультации БУЗ ВО «Великоустюгская ЦРБ»;
-справкой отдела ЗАГС от ...;
-сведениями флюрографического отделения городской поликлиники БУЗ ВО «Великоустюгская ЦРБ» от ....
Таким образом, судом с достоверностью установлено, что истец ФИО2 постоянно проживает по адресу: ..., и на момент чрезвычайной ситуации - паводка в апреле 2016 года на территории Великоустюгского муниципального района проживал в доме по указанному адресу и пользовался им.
Отсутствие регистрации по месту постоянного проживания не свидетельствует об отсутствии у истца права на получение финансовой помощи при наличии доказательств утраты им имущества первой необходимости вследствие ЧС.
В соответствии с Приказом МЧС России от 29.08.2014 N 470 «Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее - акт обследования).
Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.
Из содержания приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения сторон, следует, что возникновение права пострадавших граждан на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества не зависит от принадлежности им пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения на праве собственности, поскольку данная финансовая помощь оказывается пострадавшим гражданам в качестве компенсации за утрату имущества первой необходимости, обязательными условиями для ее выплаты являются постоянное проживание гражданина в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, и установление факта полной или частичной утраты гражданином имущества.
Представленные доказательства свидетельствуют о том, что истец является пострадавшим от чрезвычайной ситуации и имеет право на получение финансовой помощи, а, следовательно, он должен быть включен в списки граждан, имеющих право на получение финансовой помощи в результате чрезвычайной ситуации, происшедшей на территории г. Великий Устюг Вологодской области в апреле 2016 года.
Учитывая недостаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Вологодской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций, суд приходит к выводу о том, что право истца на получение материальной и финансовой помощи должно быть реализовано за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Истец просит обратить решение суда к немедленному исполнению на основании ч.1 ст. 212 ГПК РФ, согласно которой суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Учитывая сокращенный период формирования вышеуказанных списков, суд считает возможным обратить настоящее решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 198, 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2, ... ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ..., ░░ ░░░░░░: ..., ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ 2016 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 17.04.2016 № 180.
░░░░░░░░ ░░ ░░░2 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 100 000 ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ 2016 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 17.04.2016 № 180, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ 100 000 ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ 2016 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 17.04.2016 № 180, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░