Решение по делу № 2-1210/2017 от 01.12.2017

                                                                                                                         Дело № 2-1210/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«11» декабря 2017 года                           Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Жоховой С.Ю., с участием помощника Шарьинского межрайонного прокурора Лунькова М.О., представителя ответчика администрации Шангского сельского поселения - Шатровой Л.М., представителя администрации Шарьинского муниципального района Костромской области - Лапшиной Е.Ю., при секретаре Лелиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарьинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области об обязании осуществить государственную регистрацию на автомобильные дороги,

у с т а н о в и л:

Шарьинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области об обязании осуществить государственную регистрацию на автомобильные дороги, расположенные на территории Шангского сельского поселения по адресу: _________ протяженностью 2,0 км., _________ протяженностью 2,0 км., главная улица _________ протяженностью 0,8 км., главная улица _________ протяженностью 0,9 км. Требования прокурором мотивированы тем, что Шарьинской межрайонной прокуратурой на основании плана работы на первое полугодие 2017г. проведены проверки исполнения законодательства регулирующего учет и содержание муниципального имущества органами местного самоуправления Шарьинского муниципального района. В ходе проверок установлено, что администрацией Шангского сельского поселения в нарушение ч.1 ст.6 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», п.4 ст.6 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения, Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности на автомобильные дороги местного значения, отнесенные к объектам муниципального имущества не осуществлялась. На протяжении длительного периода администрацией Шангского сельского поселения какие-либо меры к осуществлению государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества не принимались. 22.03.2017г. главе Шангского сельского поселения вынесено представление об устранении нарушений законодательства регулирующего учет и содержание муниципальной собственности. Согласно представленным сведениям администрацией Шангского сельского поселения по состоянию на 29.11.2017г. установлено, что администрацией проведена инвентаризация дорог, на территории Шангского сельского поселения общая площадь автомобильных дорог составляет - 66,9 км. Регистрация права муниципальной собственности на автомобильные дороги общего пользования администрацией Шангского сельского поселения до настоящего времени не произведена. Право собственности на автомобильные дороги подлежит государственной регистрации за органом муниципального образования, в границах которого находятся указанные дороги. Отсутствие государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги, расположенные в границах муниципального образования Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области, создает препятствие в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием дорог, за безопасностью дорожного движения и применения мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам, чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц - граждан передвигающихся по автомобильным дорогам.

При уточнении исковых требований Шарьинский межрайонный прокурор просил обязать администрацию Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области до 01.10.2021 года обратится в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о государственной регистрации права собственности недвижимого имущества на автомобильные дороги, расположенные на территории Шангского сельского поселения по адресу: _________ протяженностью 2,0 км., _________ протяженностью 2,0 км., главная улица _________ протяженностью 0,8 км., главная улица _________ протяженностью 0,9 км.

В судебном заседании помощник прокурора Луньков М.О. уточненные исковые требования поддержал по основаниям указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика глава Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области - Шатрова Л.М. в судебном заседанииуточненные исковые требования признала. Просила суд учесть, что бюджет Шангского сельского поселения дотационный и дефицитный, выполнение мероприятий по регистрации права не предоставляется возможным, поэтому подготовка регистрации права собственности на автомобильные дороги будет проводиться поэтапно. Для регистрации права необходмо будет выполнить следующие работы: технический паспорт, технический план, межевание земельного участка, постановка объектов на кадастровый учет. Ориентировочная стоимость таких работ на 1 км. дороги составляет 45 000 рублей.

Представитель третьего лица администрации Шарьинского муниципального района - Лапшина Е.Ю. в судебном заседании пояснила, что требования прокурора законные, их не оспаривает.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно реестра автомобильных дорог общего пользования Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района, находится: за номером реестра 5 _________, протяженностью 2,0 км.; за номером реестра 6 _________ протяженностью 2,0 км.; за номером реестра 7 главная улица _________ протяженностью 0,8 км.; главная улица _________ протяженностью 0,9 км. (л.д.12).

Согласно информации ООО «Шарьинское землеустроительное предприятие» от 06.11.2017г. коммерческое предложение по стоимости кадастровых работ по межеванию земельных участков, оформлению технических планов, постановке на государственный кадастровый учет автомобильных дорог и земельных участков под ними расположенных на территории Заболотского сельского поселения составит 20 000 рублей за 1 км.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

Частью 8 статьи 6 названного закона установлено, что к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности поселений могут находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Пункт 5 части 1 статьи 14 данного закона относит к вопросам местного значения поселения дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом (пункт 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 2 статьи 8.1, пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на объект недвижимого имущества возникает с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр.

Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

Согласно пункту 4 Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Пункт 6 ФЗ № 218-ФЗ предусматривает, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

В соответствии с пунктом 7 Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств суд приходит к выводу о наличии у администрации Шангского сельского поселения в силу закона обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильные дороги в границах данного муниципального образования, а также о том, что неисполнение данной обязанности органом местного самоуправления нарушает единство правового пространства РФ.

В соответствии с п. 6 ст. 3, п. 6 ст. 13 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации..." дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальном ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

К полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Пунктом 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлена обязанность органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решать вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствам муниципального образования.

При этом положения ст. 21 указанного Закона предписывают органам местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, осуществлять мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности.

Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Кроме того, в силу ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник.

Частью 18 статьи 5 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена обязанность проведения классификации автомобильных дорог. Согласно п. 6 Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации их отнесения к категориям автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленным Министерством транспорта Российской Федерации в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления.

Таким образом, отсутствие надлежащего оформления права собственности на автомобильные дороги, расположенные в пределах границ муниципального образования и предназначенные для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства, для препятствий к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям - приведению в надлежащее состояние, в связи с чем исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.

Статья 206 ГПК РФ предусматривает, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Суд считает разумным установить заявленный прокурором в судебном заседании срок выполнения обязательства по осуществлению государственной регистрации права собственности недвижимого имущества на автомобильные дороги до 01.10. 2021 года, с данным сроком в процессе рассмотрения дела согласилась представитель ответчика глава Шангского сельского поселения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области об обязании осуществить государственную регистрацию на автомобильные дороги - удовлетворить.

Обязать администрацию Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области до 01.10.2021 года обратится в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о государственной регистрации права собственности недвижимого имущества на автомобильные дороги, расположенные на территории Шангкого сельского поселения по адресу: _________ протяженностью 2,0 км., _________ протяженностью 2,0 км., главная улица _________ протяженностью 0,8 км., главная улица _________ протяженностью 0,9 км.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Шарьинский районный суд Костромской области в течение месяца.

Судья:                 С.Ю.Жохова

2-1210/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шарьинский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация Шангского сельского поселения
Другие
Администрация Шарьинского муниципального района Костромской области
Суд
Шарьинский районный суд Костромской области
Дело на сайте суда
sharinsky.kst.sudrf.ru
01.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.12.2017Передача материалов судье
01.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.12.2017Судебное заседание
12.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.12.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее