Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«13» сентября 2021 года г. Тамбов
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:
судьи Е.В. Дробышевой,
при секретаре Г.А. Шебуняевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ворожейкина Д. Е. к администрации Тамбовского района Тамбовской области, к администрации Покрово-Пригородного сельсовета <адрес> о сохранении жилого помещения в реконструированном виде и признании права собственности,
установил:
Ворожейкин Д.Е. обратился в суд с иском к администрации Тамбовского района о сохранении в реконструированном виде здания магазина, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, в реконструированном виде, считать его жилым домом площадью 214,6 кв.м, в том числе общей площадью 197,3 кв.м, жилой 122,8 кв.м, в соответствии с техническим паспортом, составленным ГУПТИ Тамбовской области по состоянию на 09.04.2021. Также просит признать право собственности на данный жилой дом.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района Тамбовской области (п.5 ч.1 ст.8 Градостроительного кодекса РФ).
В судебном заседании представитель истца Чуксина В.В. требования поддержала и пояснила, что за Ворожейкиным Д.Е. зарегистрировано право собственности на нежилое здание – магазин площадью 100,4 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>. Земельный участок, на котором расположено здание, также принадлежит истцу на праве собственности. Истцом в соответствии с проектной документацией, подготовленной специалистами ООО АПК «СоюзПректСтрой» здание магазина переоборудовано в жилое помещение – жилой дом. После переоборудования истец обратился в администрацию <адрес> с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое, однако ему было отказано, в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию после реконструкции также отказано, поскольку разрешение на реконструкцию не выдавалось. В связи с этим истец не может зарегистрировать право собственности на спорный жилой дом. Согласно техническому заключению ООО «СоюзПроект», после проведения переоборудования магазина в жилой дом, жилое помещение соответствует градостроительным, строительным, противопожарным и санитарным требованиям.
Представители администрации Тамбовского района Тамбовской области и администрации Покрово-Пригородного сельсовета в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Согласно ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (п. 2 ст. 15 ЖК РФ, п.4 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о Признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции").
В силу ч.1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ч.1 ст.23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации условий перевода помещения (пункт 3 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч.1 ст.26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (ч.3 ст.29 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем ч.4 ст.29 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (ст.25 Жилищного кодекса РФ).
Указанная норма должна рассматриваться во взаимосвязи с другими положениями этой статьи. В случае самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения нарушаются права и законные интересы органа местного самоуправления. Положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст.14, ст. ст. 26 - 28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
Из правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденным Президиумом Верховного суда РФ 19.03.2014 года, следует, что рассматривая споры, вытекающие из самовольной реконструкции помещений и строений, следует иметь в виду, что понятие реконструкции дано в п. 14 ст. 1 ГрК РФ. Согласно указанной норме, под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном ГрК РФ, тогда как возможность перепланировки и переустройства жилого помещения предусмотрена ЖК РФ. Право собственности на самовольное строительство может быть признано при соблюдении градостроительных и строительных норм и правил, с учетом соблюдения при возведении спорной постройки требования санитарного, пожарного законодательства.
Как следует из материалов дела, за Ворожейкиным Д.Е. зарегистрировано право собственности на нежилое здание – магазин площадью 100,4 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, а также на земельный участок площадью 925 кв.м, расположенный по указанному адресу.
Согласно техническому паспорту, составленному ГУПТИ Тамбовской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с проектом ООО АПК «СоюзПректСтрой» здание магазина переоборудовано в жилое помещение – жилой дом площадью 217,6 кв.м, в том числе общей площадью 197,3 кв.м, жилой – 122,8 кв.м. При этом параметры объекта не изменены, произведено лишь внутреннее переоборудование помещения магазина в жилое помещение.
Решением администрации Тамбовского района от ДД.ММ.ГГГГ Ворожейкину Д.Е. отказано в переводе нежилого помещения в жилое в связи с реконструкцией объекта и рекомендовано обратиться с заявлением о разрешении на реконструкцию объекта капитального строительства. Решением администрации от ДД.ММ.ГГГГ также было отказано истцу в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта, поскольку не выдавалось разрешение на реконструкцию.
В соответствии с пунктом 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с пунктом 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицом. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
В данном случае земельный участок принадлежит истцу на праве собственности, расположен в зоне жилой застройки с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства.
Из технического заключения ООО «СоюзПроект» и экспертного заключения ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> после проведенной реконструкции нежилого здания в жилое помещение соответствует градостроительным, строительным, противопожарным и санитарным требованиям, не нарушает технические регламенты и не несет угрозу жизни и здоровью граждан.
Факта нарушения чьих-либо прав и законных интересов при переоборудовании истцом здания магазина в жилое помещение судом не установлено. Следовательно, сохранение спорного объекта в переустроенном виде возможно.
Анализируя изложенное, а также с учетом положений ст.12 ГК РФ, согласно которой защита гражданских прав осуществляется путем признания права, суд находит настоящие требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Сохранить магазин, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, в переустроенном виде, считать его жилым домом площадью 214,6 кв.м, в том числе общей площадью 197,3 кв.м, жилой 122,8 кв.м, в соответствии с техническим паспортом, составленным ГУПТИ Тамбовской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Признать право собственности за Ворожейкиным Д. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на жилой дом площадью 214,6 кв.м, в том числе общей площадью 197,3 кв.м, жилой 122,8 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>.
Прекратить право собственности Ворожейкина Д. Е. на нежилое здание – магазин площадью 100,4 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, мкр. <адрес> <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Тамбовский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение вынесено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.В.Дробышева