Дело № 2-2899/2020
64RS0043-01-2020-004155-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30.12.2020г. г.Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Тереховой – Сидоркиной О.В.
при секретаре судебного заседания Подлесной К.В.,
с участием представителя истца ФИО1-ФИО9, представителя Правительства Саратовской области –ФИО5, представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области ФИО6, представителя Министерство финансов Саратовской области ФИО7, представителя ГУ МЧС России по Саратовской области ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Правительству Саратовской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, третьи лица: администрация Саратовского района Саратовской области, Главное управление МЧС России по Саратовской области, Министерство финансов Саратовской области, о признании права на получение государственного жилищного сертификата, обязании оформить и выдать государственный жилищный сертификат
установил:
истцы обратились в суд с указанным исковым заявлением к Правительству Саратовской области, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что ФИО1 является собственником <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в 19 час. 34 мин. произошел взрыв бытового газа, в результате которого произошло обрушение конструкции стен, перекрытий кровли квартир 2, 3 4 вышеуказанного жилого дома. Также, в результате взрыва бытового газа под завалинами дома оказалось три человека, которые погибли. По рекомендации комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Саратовского муниципального района Саратовской области распоряжением администрации Саратовского муниципального района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ был введен режим ЧС на территории Расковского муниципального образования в поселке Зоринский Саратовского муниципального района Саратовской области. Решением Кировского районного суда г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ признано право ФИО1 на обращение для рассмотрения вопроса о включении в списки граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата. Распоряжением Правительства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, на получение государственных жилищных сертификатов» ФИО1 и его супруга ФИО2 были включены в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации на территории Расковского муниципального образования Саратовского муниципального района в Саратовской области на получение государственных жилищных сертификатов. Распоряжением Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ № на основании заключения межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> признана непригодной для проживания граждан. Таким образом, основанием для возникновения права на получение жилищного сертификата является утрата единственного пригодного для проживания жилого помещения. Вышеуказанная квартира являлась единственным пригодным для проживания жилым помещением и была приобретена ФИО1 с согласия супруги ФИО2 по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Истцы были зарегистрированы и проживали в данной квартире на момент чрезвычайной ситуации, иного жилья не имели. Просили суд признать за ФИО1 и ФИО2 право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилья в результате чрезвычайной ситуации на территории Расковского муниципального района Саратовской области, происшедшей ДД.ММ.ГГГГ в результате взрыва бытового газа и последующего разрушения строительных конструкций здания (падение внутриквартирных перегородок, обрушение железобетонных плит потолочного перекрытия); обязать Правительство Саратовской области оформить и выдать ФИО1 и ФИО2 государственный жилищный сертификат.
По ходатайству представителя истца к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
С учетом уточненных исковых требований истцы просили суд признать за ФИО1 и ФИО2 право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилья в результате чрезвычайной ситуации на территории Расковского муниципального района Саратовской области, происшедшей ДД.ММ.ГГГГ в результате взрыва бытового газа и последующего разрушения строительных конструкций здания (падение внутриквартирных перегородок, обрушение железобетонных плит потолочного перекрытия); обязать Правительство Саратовской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области оформить и выдать ФИО1 и ФИО2 государственный жилищный сертификат на жилое помещение площадью не менее 42 кв.м.
Истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточнениях к нему.
Представители ответчиков полагали, что основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют. В обоснование позиции привели доводы, указанные в письменных возражениях на иск.
Представитель Главного управления МЧС России по Саратовской области оставлял решение по делу на усмотрение суда.
Представитель Министерства финансов Саратовской области просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения участников процесса, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие лиц, не пожелавших явиться в суд.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего гражданского дела, а также материалы гражданского дела №, рассмотренного Кировским районным судом города Саратова, оценивая доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение государственного жилищного сертификата, рассмотренным в 2009 - 2014 годах, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015 г., дела о признании за гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение государственного жилищного сертификата, реализацию выданного государственного жилищного сертификата подлежат разрешению в порядке искового производства.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ч.1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд).
Таким образом, судебной защите подлежит нарушенное право либо создана реальная угроза нарушения права.
Согласно Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7 ч.1).
В силу ст. 123 Конституции РФ, ст. 12, 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 39, 196 ГПК РФ предмет и основания иска, ответчик по делу определяются истцом, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии со ст. 54 Конституции РФ, принятой 12.12.1993г. государственная защита прав и свобод человека гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными Законом.
Согласно ч. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Исходя из вышеназванных положений закона, сторона по делу самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, какое-либо ее право нарушено, то определяет способ его защиты в соответствии со ст. 12 ГК РФ, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
Пунктом 1 ст. 8 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана представлять доказательства в подтверждение своих объяснений или возражений. Суд выносит решение на основании тех доказательств, которые были представлены сторонами.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно ч.2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств послуживших основанием для введения чрезвычайного положения или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленном Правительством РФ.
В силу 4.1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ № 304 от 21.05.2007г. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в п.1 произведена классификация чрезвычайных ситуаций. В п.п. а п. 1 Постановления названа чрезвычайная ситуация муниципального характера - в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при это количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайным ситуациям локального характера.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником <адрес> <адрес>. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались участниками процесса.
Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 19 час. 34 мин. произошел взрыв бытового газа, в результате которого произошло обрушение конструкции стен, перекрытий кровли квартир 2, 3 4 вышеуказанного жилого дома. В результате взрыва бытового газа погибли три человека. Распоряжением администрации Саратовского муниципального района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ был введен режим ЧС на территории Расковского муниципального образования в поселке Зоринский Саратовского муниципального района Саратовской области.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 561 от 07.06.1995г. «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» в п. 1 установлено: признать необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Установить, что государственные жилищные сертификаты выпускаются на основании решения Правительства Российской Федерации и выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв.м, для одиноких граждан, 42 кв.м, на семью из 2-х человек и по 18 кв.м, на каждого члена семьи при составе семьи 2 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.
В п.2 данного постановления (в редакции постановления Правительства РФ от 12.03.2015г. № 21) указано, что государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.
Согласно "Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов (во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.1995г. N561)" (утв. МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ 10.07.1995г.): 1. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам РФ лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. 2. В целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата. 3. Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. 4. Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации.
Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, утвержден постановлением Правительства РФ от 09.10.1995г. № 982.
В соответствии с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации на основании заявления гражданина, чье жилое помещение было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, и после проведения сверки сведений, указанных в заявлении, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина (для детей - свидетельство о рождении), органом местного самоуправления подготавливается список по форме согласно приложению № 3(1), который подписывается главой местной администрации муниципального образования, на территории которого проживают граждане, лишившиеся жилого помещения.
Начальник главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации подписывает списки, подтверждая нахождение адресов граждан в зоне чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, совершения террористического акта или проведения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями.
Руководитель территориального органа Федеральной миграционной службы проверяет списки граждан на соответствие указанных в них сведений об адресе регистрации по месту жительства и паспорте сведениям об этих гражданах, которые находятся в распоряжении Федеральной миграционной службы, после чего подписывает их.
Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.
Установлено, что Распоряжением Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ № на основании заключения межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> признана непригодной для проживания граждан. Таким образом, в результате указанной ситуации истцы утратили единственное пригодное для проживания жилое помещение, поскольку иного жилья не имели, вышеуказанная квартира являлась единственным пригодным для проживания жилым помещением для истцов, которые фактически проживали и были зарегистрированы в ней по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались участниками процесса.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области губернатору Саратовской области на утверждение был направлен согласованный ранее администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области, ГУ МЧС России по Саратовской области и Управлением по вопросам миграции ГУ МВД россии по Саратовской области Список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами.
Также установлено, что Распоряжением Правительства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, на получение государственных жилищных сертификатов» ФИО1 и его супруга ФИО2 были включены в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации на территории Расковского муниципального образования Саратовского муниципального района в Саратовской области на получение государственных жилищных сертификатов. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
При указанных установленных в судебном заседании обстоятельствах, принимая во внимание то обстоятельство, что Распоряжение Правительства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, на получение государственных жилищных сертификатов» не признано незаконным и не отменено, поскольку согласно "Порядку и условий выдачи государственных жилищных сертификатов (во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 г. N 561)" (утв. МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ 10.07.1995) списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что истцы имеют право на получение в установленном законом порядке государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилья в результате чрезвычайной ситуации на территории Расковского муниципального района Саратовской области, происшедшей ДД.ММ.ГГГГ из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме 42 кв.м. на семью из 2-х человек, что не больше общей площади утраченного жилого помещения (60,2 кв.м.).
При этом доводы ответчика о том, что требования истцов в указанной части не подлежат удовлетворению по тем основаниям, что издав вне имеющихся полномочий Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, на получение государственных жилищных сертификатов» Правительство Саратовской области вмешалось в полномочия органов местного самоуправления, в связи с чем, истцами избран неверный способ защиты нарушенного права, суд не принимает во внимание, поскольку издав Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, на получение государственных жилищных сертификатов» Правительство Саратовской области признало право за истцами на получение в установленном законом порядке государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилья в результате чрезвычайной ситуации.
Согласно пункту 2 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований. Сертификат не является ценной бумагой.
В соответствии с пунктом 6 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата (далее - список). Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов (п. 6); ответственность за достоверность сведений, содержащихся в списке, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждающие этот список (п. 8). Министерство финансов Российской Федерации в месячный срок с даты получения решения Правительства Российской Федерации о выдаче бланков сертификатов направляет через Государственную фельдъегерскую службу Российской Федерации высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующее количество бланков сертификатов с целью последующей их передачи финансовому органу субъекта Российской Федерации (далее - финансовый орган) (п. 9); финансовый орган в срок, не превышающий 3 месяцев с даты получения бланков сертификатов, осуществляет их заполнение и выдачу сертификатов гражданам Российской Федерации, включенным в список, в установленном порядке (п. 10).
Учитывая требования постановления Правительства РФ от 09.10.1995 № 982, суд приходит к выводу о том, выдача бланков сертификатов в полномочия Правительства Саратовской области и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области не входит. Указанное отнесено к полномочиям федеральных органов власти.
Также суд приходит к выводу о том, что на Правительство Саратовской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области не может быть возложена обязанность по заполнению и выдаче сертификатов гражданам Российской Федерации (истцам), поскольку указанная обязанность возложена на финансовый орган субъекта Российской Федерации.
Порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе погашения в установленном порядке государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 г. № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Методическое руководство по реализации данного постановления в субъектах Российской Федерации было возложено на территориальные органы МЧС России.
В соответствии Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда (далее - Правила), утверждённого вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, и в случае, если объем запрашиваемых бюджетных ассигнований, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, составляет более 0,5 процента объема налоговых, неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденного законом субъекта Российской Федерации о бюджете, не позднее одного месяца- со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигновании из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Доказательств тому, что после вынесения Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, на получение государственных жилищных сертификатов» правительство Саратовской области в соответствии с установленными Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 г. № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» обратилось в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, суду не предоставлено.
Установлено, что с 01.01.2020г. вступило в законную силу Постановление Правительства РФ от 28.12.2019г. N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями", которым постановление Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 г. N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" признано утратившим силу. Также, указанными правилами устанавливаются цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации (далее - резервный фонд), бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) в части чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее соответственно - мероприятия, трансферты).
Согласно пункту 6 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019г. N 1928, для определения предельного объема бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в том числе, список граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой ими имущества первой необходимости, и (или) граждан, которым такая помощь была оказана за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в случае ликвидации чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера.
Доказательств тому, что Правительство Саратовской области в установленном законом порядке направило в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий необходимый пакет документов для реализации прав истцов на получение в установленном законом порядке государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилья в результате чрезвычайной ситуации суду не предоставлено также.
Вместе с тем, поскольку само по себе признание судом за истцами права на получение в установленном законом порядке государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилья в результате чрезвычайной ситуации не приведет к защите, гарантирванного Конституцией РФ и нарушенного права истцов на жилище, суд полагает необходимым возложить на Правительство Саратовской области обязанности осуществить мероприятия, возложенные на него законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации (Саратовской области) по направлению в отношении истцов необходимого пакета документов в компетентные органы исполнительной власти РФ в рамках программы выпуска государственных жилищных сертификатов для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, предусмотренной Постановлением Правительства РФ № 561 от 07.06.1995 г. «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий».
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исходя из смысла ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, во всех случаях, когда в том или ином суде разрешается спор и есть стороны, они должны быть процессуально равны, иметь равные права и возможности отстаивать свои интересы.
Это конституционное положение и требование норм международного права содержится и в ст. 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что суд в процессе состязательности не является инициатором и лишь разрешает предусмотренные законом вопросы, которые ставят перед ним участники судопроизводства, которые в рамках своих процессуальных прав обосновывают и доказывают свою позицию в конкретном деле.
Законом на суд не возлагается обязанность по собиранию доказательств и по доказыванию действительных обстоятельств дела, так как возложение такой обязанности приведёт к тому, что он будет вынужден действовать в интересах какой-либо из сторон.
Оценив представленные доказательства с позиции ст. 67 ГПК РФ суд установил, что в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено допустимых и бесспорных доказательств, при наличии которых суд мог бы прийти к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцами требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд
решил:
░░░░░░░░ ░░ ░░░1, ░░░2 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 42 ░░.░. ░░ ░░░░░ ░░ 2-░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░2 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ № 561 ░░ 07.06.1995░. «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░».
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░
░░░░░░░░░
░░ ░░░░░░░░░ ░░ 14.01.2021░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░