Дело № 2-2542/2019
76RS0014-01-2019-001784-10
Рзготовлено 26.06.2019 РіРѕРґР°
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Р Рњ Р• Рќ Р• Рњ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
26 июня 2019года г. Ярославль
Кировский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Фокиной Т.А.,
при секретаре Казаковой Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Кировского района города Ярославля в интересах неопределенного круга лиц и прав несовершеннолетних к Департаменту образования мэрии города Ярославля, муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №43 им. А.С. Пушкина с углубленным изучением немецкого языка» о возложении обязанности выделить финансирование и принять меры к оборудованию здания и территории образовательного учреждения системой оповещения и управления эвакуацией,
установил :
Заместитель прокурора Кировского района города Ярославля обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц и прав несовершеннолетних к Департаменту образования мэрии города Ярославля, муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №43 им. А.С. Пушкина с углубленным изучением немецкого языка» (далее МОУ «Средняя школа №43») о возложении обязанности выделить финансирование и принять меры к оборудованию здания и территории образовательного учреждения системой оповещения и управления эвакуацией.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности пребывания детей в образовательных организациях. По результатам проверки установлено, что МОУ «Средняя школа №43» имеет паспорт безопасности 2018 года, согласованный с УФСБ России по Ярославской области, ФГКУ «УВО ВНГ России по Ярославской области», МЧС Росси по Ярославской области, Департаментом образования мэрии города Ярославля. В разделе 8 данного документа указано, что объект не полностью соответствует Требованиям, а именно: не осуществлены мероприятия, предусмотренные п.п.17-22,23,27,28 постановления правительства РФ от 07.10.2017 года №1235, – здание и территория школы не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией, обеспечивающей оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта, являющейся автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами (при этом количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на объекте (территории)); не обеспечена охрана объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Наличие такой системы оповещения предусмотрено действующим законодательством – Федеральным законом «О противодействии терроризму», постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 года №1235, на которые в иске ссылается прокурор. Финансирование образовательного учреждения осуществляется Департаментом образования мэрии города Ярославля в силу Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Бюджетного кодекса РФ.
Р’ судебном заседании РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Дьячкова Рђ.Р. РґРѕРІРѕРґС‹ РёСЃРєР° поддержала, дала пояснения аналогичные его тексту, указала, что СЃСЂРѕРє для исполнения требований достаточен, РЅРµ возражала против его незначительного увеличения.
Представитель ответчика МОУ «Средняя школа №43» по доверенности Леонова В.С. в судебном заседании доводы иска не признала, указала, что школой приняты все меры по обеспечению техническими средствами охраны и выезда по сигналу «тревога», установлена пожарная сигнализация. Мероприятия финансируются за счет Департамента образования мэрии города Ярославля, такое финансирование отсутствует.
Представитель ответчика Департамента образования мэрии города Ярославля по доверенности Афанасьева Е.С. в судебном заседании иск не признала, дала пояснения аналогичные тексту письменного отзыва на иск (л.д.27-29), указала, что финансирование на мероприятия по оборудованию здания школы системой оповещения на 2019 год не выделялось, срок установленный прокурором в иске недостаточен.
Третье лицо КУМРмэрии города Ярославля в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на иск (л.д.18), просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что прокуратурой Кировского района г.Ярославля была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности пребывания детей в образовательных учреждениях.
В ходе проверки установлено, что МОУ «Средняя школа №43» не осуществлены мероприятия, предусмотренные п.п.17-22,23,27,28 постановления Правительства №1235 от 07.10.2017 года, а именно: здание и территория школы не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией, обеспечивающей оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта, являющейся автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами (при этом количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на объекте (территории)); не обеспечена охрана объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В силу ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе: разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов; материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. При этом образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся; создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно требованиям приказа Минобрнауки РФ от 08.11.2010 года №116 «О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации» одним из целевых показателей эффективности является обеспечение комплексной безопасности и охраны труда в образовательном учреждении, которое включает в себя следующие критерии эффективности: соблюдение правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм, правил по охране труда, проведение мероприятий и принятие мер по антитеррористической защите образовательного учреждения.
Основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из направлений противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) и иных документах, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий) (п. 17 постановления Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235).
В силу п. 18 постановления №1235 воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством, в том числе: разработки и реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; своевременного выявления, предупреждения и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны; организации обеспечения информационной безопасности, разработки и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов (территорий) и т.д.
Выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается путем: неукоснительного соблюдения на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов; периодической проверки зданий (строений, сооружений), а также потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территорий), систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта в целях выявления признаков подготовки или совершения террористического акта; исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объектов (территорий); поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий) и т.д. (п. 19 постановления).
Пунктом 21 постановления предусмотрена минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях). Так, она достигается посредством, в том числе: своевременного выявления и незамедлительного доведения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта до территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации; разработки порядка эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта; обеспечения технических возможностей эвакуации, а также своевременного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о порядке беспрепятственной и безопасной эвакуации из зданий (сооружений).
РР· материалов дела следует, что РњРћРЈ «Средняя школа в„–43В» имеет паспорт безопасности 2018 РіРѕРґР°, РІ разделе 8 которого указано, что объект РЅРµ полностью соответствует требованиям, предусмотренным Рї.Рї. 17-23, 27,28 постановления.
Действительно, из представленных суду документов следует, что образовательным учреждением не выполнены мероприятия в рамках паспорта безопасности, а именно: здание и территория школы не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией, обеспечивающей оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта, являющейся автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами (при этом количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на объекте (территории)); не обеспечена охрана объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Таким образом, требования прокурора о возложении на МОУ «Средняя школа №43» обязанности по оборудованию здания и территории образовательного учреждения системой оповещения и управления эвакуацией, обеспечивающей оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта, являющейся автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами (при этом количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на объекте (территории)); а также обеспечении охраны объектов (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы представителя МОУ «Средняя школа №43» о том, что школой заключены договоры на мониторинг технических средств охраны и выезда по сигналу «тревога», а также оказанию услуг технического обслуживания и круглосуточного мониторинга станции радиоканальной системы передачи извещений о пожарах, не свидетельствуют о соблюдении образовательным учреждением действующего законодательства в части безопасности пребывания детей в образовательном учреждении.
Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся обеспечение содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждения.
В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В соответствии со ст.52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Согласно статьями 28, 31 Бюджетного кодекса Российской федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципе самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также прав определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).
В силу ст.ст.69, 69.1 Бюджетного кодекса РФ, обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений должно осуществляться за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг.
Таким образом, исполнение требований нормативно- правовых актов по обеспечению соблюдения безопасности образовательных учреждений является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
В соответствии с Уставом МОУ «Средняя школа №43» имеет статус некоммерческой организации, функции и полномочия учредителя от имени города Ярославля осуществляет департамент образования мэрии города Ярославля; а также КУМРмэрии города Ярославля в части управления, использования и распоряжения муниципальным имуществом.
РР· приведенных РЅРѕСЂРј права Рё положений Устава образовательного учреждения следует, что департамент образования РјСЌСЂРёРё РіРѕСЂРѕРґР° Ярославля обязан финансировать подведомственное учреждение.
В силу ст. ст. 139 и 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В связи с изложенным, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что бюджет РіРѕСЂРѕРґР° Ярославля РЅР° 2019 РіРѕРґ сформирован Рё утвержден, дополнительные ассигнования РјРѕРіСѓС‚ быть распределены только РІ случае внесения соответствующих изменений РІ бюджет РіРѕСЂРѕРґР° Ярославля, Р° также учитывая, что ░ї░Ђ░░ ░ї░Ђ░ѕ░І░µ░ґ░µ░Ѕ░░░░ ░Ђ░°░±░ѕ░‚ ░ї░ѕ ░ѕ░±░ѕ░Ђ░ѓ░ґ░ѕ░І░°░Ѕ░░░Ћ ░·░ґ░°░Ѕ░░░Џ ░░ ░‚░µ░Ђ░Ђ░░░‚░ѕ░Ђ░░░░ ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░░░Ѓ░‚░µ░ј░ѕ░№ ░ѕ░ї░ѕ░І░µ░‰░µ░Ѕ░░░Џ, ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░ѕ░№, ░Ѕ░µ░ѕ░±░…░ѕ░ґ░░░ј░ѕ ░Ѓ░ѕ░±░»░Ћ░ґ░°░‚░Њ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░° ░«░ћ ░є░ѕ░Ѕ░‚░Ђ░°░є░‚░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░░░Ѓ░‚░µ░ј░µ ░І ░Ѓ░„░µ░Ђ░µ ░·░°░є░ѓ░ї░ѕ░є ░‚░ѕ░І░°░Ђ░ѕ░І, ░Ђ░°░±░ѕ░‚, ░ѓ░Ѓ░»░ѓ░і ░ґ░»░Џ ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░░ ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░‹░… ░Ѕ░ѓ░¶░ґ░», ░░░Ѓ░…░ѕ░ґ░Џ ░░░· ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░Ђ░°░·░ѓ░ј░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░, ░Ѓ░ѓ░ґ ░ї░Ђ░░░…░ѕ░ґ░░░‚ ░є ░І░‹░І░ѕ░ґ░ѓ ░ѕ ░‚░ѕ░ј, ░‡░‚░ѕ ░ї░Ђ░µ░ґ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ░ѕ░ј ░Ѓ░Ђ░ѕ░є ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░ґ░»░Џ ░”░µ░ї░°░Ђ░‚░°░ј░µ░Ѕ░‚░° ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░ј░Ќ░Ђ░░░░ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░° ░Ї░Ђ░ѕ░Ѓ░»░°░І░»░Џ ░Џ░І░»░Џ░µ░‚░Ѓ░Џ ░Ѕ░µ░ґ░ѕ░Ѓ░‚░°░‚░ѕ░‡░Ѕ░‹░ј ░░ ░Ѓ░‡░░░‚░°░µ░‚ ░Ѕ░µ░ѕ░±░…░ѕ░ґ░░░ј░‹░ј ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░░░‚░Њ ░Ѓ░Ђ░ѕ░є ░ґ░»░Џ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░”░µ░ї░°░Ђ░‚░°░ј░µ░Ѕ░‚░ѓ ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░ј░Ќ░Ђ░░░░ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░° ░Ї░Ђ░ѕ░Ѓ░»░°░І░»░Џ ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░€░µ░Ѓ░‚░░ ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░µ░І ░Ѓ ░ј░ѕ░ј░µ░Ѕ░‚░° ░І░Ѓ░‚░ѓ░ї░»░µ░Ѕ░░░Џ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░І ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѓ░Ћ ░Ѓ░░░»░ѓ, ░њ░ћ░Ј ░«░Ў░Ђ░µ░ґ░Ѕ░Џ░Џ ░€░є░ѕ░»░° ░„–43░» ░‚░°░є░¶░µ ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░€░µ░Ѓ░‚░░ ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░µ░І ░Ѓ ░ј░ѕ░ј░µ░Ѕ░‚░° ░ї░ѕ░Ѓ░‚░ѓ░ї░»░µ░Ѕ░░░Џ ░„░░░Ѕ░°░Ѕ░Ѓ░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░Ѕ░° ░ї░Ђ░ѕ░І░µ░ґ░µ░Ѕ░░░µ ░Ђ░°░±░ѕ░‚.
░ ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░Ѓ░‚. ░Ѓ░‚. 194-198, ░“░џ░љ ░ ░¤, ░Ѓ░ѓ░ґ
░Ђ ░µ ░€ ░░ ░»:
░░Ѓ░є░ѕ░І░‹░µ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░·░°░ј░µ░Ѓ░‚░░░‚░µ░»░Џ ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ░° ░љ░░░Ђ░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░° ░Ї░Ђ░ѕ░Ѓ░»░°░І░»░Џ ░І ░░░Ѕ░‚░µ░Ђ░µ░Ѓ░°░… ░Ѕ░µ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░Ђ░ѓ░і░° ░»░░░† ░░ ░ї░Ђ░°░І ░Ѕ░µ░Ѓ░ѕ░І░µ░Ђ░€░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░»░µ░‚░Ѕ░░░… ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░░░‚░Њ.
░ћ░±░Џ░·░°░‚░Њ ░”░µ░ї░°░Ђ░‚░°░ј░µ░Ѕ░‚ ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░ј░Ќ░Ђ░░░░ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░° ░Ї░Ђ░ѕ░Ѓ░»░°░І░»░Џ ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░€░µ░Ѓ░‚░░ ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░µ░І ░Ѓ ░ј░ѕ░ј░µ░Ѕ░‚░° ░І░Ѓ░‚░ѓ░ї░»░µ░Ѕ░░░Џ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░І ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѓ░Ћ ░Ѓ░░░»░ѓ ░І░‹░ґ░µ░»░░░‚░Њ ░„░░░Ѕ░°░Ѕ░Ѓ░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░░░µ ░Ѕ░° ░ї░Ђ░ѕ░І░µ░ґ░µ░Ѕ░░░µ ░Ђ░°░±░ѕ░‚ ░ї░ѕ ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░µ░Ѕ░░░Ћ ░ј░µ░Ђ░ѕ░ї░Ђ░░░Џ░‚░░░№ ░ї░ѕ ░°░Ѕ░‚░░░‚░µ░Ђ░Ђ░ѕ░Ђ░░░Ѓ░‚░░░‡░µ░Ѓ░є░ѕ░№ ░·░°░‰░░░‰░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░њ░ћ░Ј ░«░Ў░Ђ░µ░ґ░Ѕ░Џ░Џ ░€░є░ѕ░»░° ░„–43 ░░░ј. ░ђ.░Ў. ░џ░ѓ░€░є░░░Ѕ░° ░Ѓ ░ѓ░і░»░ѓ░±░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░░░·░ѓ░‡░µ░Ѕ░░░µ░ј ░Ѕ░µ░ј░µ░†░є░ѕ░і░ѕ ░Џ░·░‹░є░°░» ░І ░‡░°░Ѓ░‚░░ ░Ђ“ ░ѕ░±░ѕ░Ђ░ѓ░ґ░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░·░ґ░°░Ѕ░░░Џ ░░ ░‚░µ░Ђ░Ђ░░░‚░ѕ░Ђ░░░░ ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░░░Ѓ░‚░µ░ј░ѕ░№ ░ѕ░ї░ѕ░І░µ░‰░µ░Ѕ░░░Џ ░░ ░ѓ░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░Ќ░І░°░є░ѓ░°░†░░░µ░№, ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░░░І░°░Ћ░‰░µ░№ ░ѕ░ї░µ░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░µ ░░░Ѕ░„░ѕ░Ђ░ј░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░░░µ ░»░░░†, ░Ѕ░°░…░ѕ░ґ░Џ░‰░░░…░Ѓ░Џ ░Ѕ░° ░ѕ░±░Љ░µ░є░‚░µ (░‚░µ░Ђ░Ђ░░░‚░ѕ░Ђ░░░░), ░ѕ░± ░ѓ░і░Ђ░ѕ░·░µ ░Ѓ░ѕ░І░µ░Ђ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░░░»░░ ░ѕ ░Ѓ░ѕ░І░µ░Ђ░€░µ░Ѕ░░░░ ░‚░µ░Ђ░Ђ░ѕ░Ђ░░░Ѓ░‚░░░‡░µ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░°░є░‚░°, ░Џ░І░»░Џ░Ћ░‰░µ░№░Ѓ░Џ ░°░І░‚░ѕ░Ѕ░ѕ░ј░Ѕ░ѕ░№, ░Ѕ░µ ░Ѓ░ѕ░І░ј░µ░‰░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ ░Ђ░µ░‚░Ђ░°░Ѕ░Ѓ░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░ј░░ ░‚░µ░…░Ѕ░ѕ░»░ѕ░і░░░‡░µ░Ѓ░є░░░ј░░ ░Ѓ░░░Ѓ░‚░µ░ј░°░ј░░; ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░µ░Ѕ░░░Ћ ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░‹ ░ѕ░±░Љ░µ░є░‚░ѕ░І (░‚░µ░Ђ░Ђ░░░‚░ѕ░Ђ░░░№) ░Ѓ░ѕ░‚░Ђ░ѓ░ґ░Ѕ░░░є░°░ј░░ ░‡░°░Ѓ░‚░Ѕ░‹░… ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░░░·░°░†░░░№ ░░░»░░ ░ї░ѕ░ґ░Ђ░°░·░ґ░µ░»░µ░Ѕ░░░Џ░ј░░ ░І░µ░ґ░ѕ░ј░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░‹ ░„░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░‹░… ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░ѕ░І ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░І░»░°░Ѓ░‚░░, ░░░ј░µ░Ћ░‰░░░… ░ї░Ђ░°░І░ѕ ░Ѕ░° ░Ѓ░ѕ░·░ґ░°░Ѕ░░░µ ░І░µ░ґ░ѕ░ј░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░‹.
░ћ░±░Џ░·░°░‚░Њ ░њ░ћ░Ј ░«░Ў░Ђ░µ░ґ░Ѕ░Џ░Џ ░€░є░ѕ░»░° ░„–43 ░░░ј. ░ђ.░Ў. ░џ░ѓ░€░є░░░Ѕ░° ░Ѓ ░ѓ░і░»░ѓ░±░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░░░·░ѓ░‡░µ░Ѕ░░░µ░ј ░Ѕ░µ░ј░µ░†░є░ѕ░і░ѕ ░Џ░·░‹░є░°░» ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░€░µ░Ѓ░‚░░ ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░µ░І ░Ѓ ░ј░ѕ░ј░µ░Ѕ░‚░° ░ї░ѕ░Ѓ░‚░ѓ░ї░»░µ░Ѕ░░░Џ ░„░░░Ѕ░°░Ѕ░Ѓ░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ:
- ░ѕ░±░ѕ░Ђ░ѓ░ґ░ѕ░І░°░‚░Њ ░·░ґ░°░Ѕ░░░µ ░░ ░‚░µ░Ђ░Ђ░░░‚░ѕ░Ђ░░░Ћ ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░░░Ѓ░‚░µ░ј░ѕ░№ ░ѕ░ї░ѕ░І░µ░‰░µ░Ѕ░░░Џ ░░ ░ѓ░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░Ќ░І░°░є░ѓ░°░†░░░µ░№, ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░░░І░°░Ћ░‰░µ░№ ░ѕ░ї░µ░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░µ ░░░Ѕ░„░ѕ░Ђ░ј░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░░░µ ░»░░░†, ░Ѕ░°░…░ѕ░ґ░Џ░‰░░░…░Ѓ░Џ ░Ѕ░° ░ѕ░±░Љ░µ░є░‚░µ (░‚░µ░Ђ░Ђ░░░‚░ѕ░Ђ░░░░), ░ѕ░± ░ѓ░і░Ђ░ѕ░·░µ ░Ѓ░ѕ░І░µ░Ђ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░░░»░░ ░ѕ ░Ѓ░ѕ░І░µ░Ђ░€░µ░Ѕ░░░░ ░‚░µ░Ђ░Ђ░ѕ░Ђ░░░Ѓ░‚░░░‡░µ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░°░є░‚░°, ░Џ░І░»░Џ░Ћ░‰░µ░№░Ѓ░Џ ░°░І░‚░ѕ░Ѕ░ѕ░ј░Ѕ░ѕ░№, ░Ѕ░µ ░Ѓ░ѕ░І░ј░µ░‰░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ ░Ђ░µ░‚░Ђ░°░Ѕ░Ѓ░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░ј░░ ░‚░µ░…░Ѕ░ѕ░»░ѕ░і░░░‡░µ░Ѓ░є░░░ј░░ ░Ѓ░░░Ѓ░‚░µ░ј░°░ј░░ (░ї░Ђ░░ ░Ќ░‚░ѕ░ј ░є░ѕ░»░░░‡░µ░Ѓ░‚░І░ѕ ░ѕ░ї░ѕ░І░µ░‰░°░‚░µ░»░µ░№ ░░ ░░░… ░ј░ѕ░‰░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ ░ґ░ѕ░»░¶░Ѕ░‹ ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░░░І░°░‚░Њ ░Ѕ░µ░ѕ░±░…░ѕ░ґ░░░ј░ѓ░Ћ ░Ѓ░»░‹░€░░░ј░ѕ░Ѓ░‚░Њ ░Ѕ░° ░ѕ░±░Љ░µ░є░‚░µ (░‚░µ░Ђ░Ђ░░░‚░ѕ░Ђ░░░░));
- ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░░░‚░Њ ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░ѓ ░ѕ░±░Љ░µ░є░‚░ѕ░І (░‚░µ░Ђ░Ђ░░░‚░ѕ░Ђ░░░░) ░Ѓ░ѕ░‚░Ђ░ѓ░ґ░Ѕ░░░є░°░ј░░ ░‡░°░Ѓ░‚░Ѕ░‹░… ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░░░·░°░†░░░№ ░░░»░░ ░ї░ѕ░ґ░Ђ░°░·░ґ░µ░»░µ░Ѕ░░░Џ░ј░░ ░І░µ░ґ░ѕ░ј░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░‹ ░„░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░‹░… ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░ѕ░І ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░І░»░°░Ѓ░‚░░, ░░░ј░µ░Ћ░‰░░░… ░ї░Ђ░°░І░ѕ ░Ѕ░° ░Ѓ░ѕ░·░ґ░°░Ѕ░░░µ ░І░µ░ґ░ѕ░ј░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░‹.
░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░±░‹░‚░Њ ░ѕ░±░¶░°░»░ѕ░І░°░Ѕ░ѕ ░І ░Ї░Ђ░ѕ░Ѓ░»░°░І░Ѓ░є░░░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░° ░Ѓ░ѕ ░ґ░Ѕ░Џ ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░░░Џ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░І ░ѕ░є░ѕ░Ѕ░‡░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░„░ѕ░Ђ░ј░µ ░ї░ѓ░‚░µ░ј ░ї░ѕ░ґ░°░‡░░ ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░¶░°░»░ѕ░±░‹ ░‡░µ░Ђ░µ░· ░љ░░░Ђ░ѕ░І░Ѓ░є░░░№ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░° ░Ї░Ђ░ѕ░Ѓ░»░°░І░»░Џ
░Ў░ѓ░ґ░Њ░Џ ░ў.░ђ. ░¤░ѕ░є░░░Ѕ░°