Дело №2а-157/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2017г. г. Уссурийск
Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Рогалева Е.В., при секретаре Нечаевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Уссурийского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Уссурийского городского округа о признании незаконными действий по включению сведений о маршрутах в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Уссурийского городского округа Постановлением администрации УГО от ДД.ММ.ГГ XXXX, о признании незаконным бездействия по организации транспортного обслуживания населения на территории Уссурийского округа, о возложении обязанностей по исключению сведений о маршрутах из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Уссурийского городского округа, о возложении обязанностей по установлению муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Уссурийского городского округа маршрутах и включению сведений о маршрутах в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Уссурийского городского округа, о возложении обязанностей по обеспечению осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Уссурийского городского округа в зависимости от вида перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам, с участием заинтересованных лиц: ООО «Автотранспортник», ООО «Автоуслуги», ООО «Исток-М», ООО «Такси Исток –М», ООО «НТК Исток-М», ИП Дойниковой О. В., ИП Черныш А. Н., ИП Черныш Т. Г., ИП Черныш Н. Г., ИП Петренко С. А., ООО «Восход», ООО «Уссурпассажиравтотранс»,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд к административному ответчику с административным иском и просил признать незаконными действия ответчика по включению сведений о маршрутах в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Уссурийского городского округа, утвержденный Постановлением администрации УГО от ДД.ММ.ГГ XXXX за исключением сведений о маршрутах: XXXX «Автовокзал – Кроуновка», XXXX «Автовокзал – Монакино», XXXX «Автовокзал- Линевичи», XXXX «Железнодорожный вокзал – гарнизон в XXXX», XXXX «Железнодорожный вокзал –Корфовка», XXXX-а «Рынок – Минеральный», признать незаконным бездействие ответчика по организации транспортного обслуживания населения на территории Уссурийского округа, возложить на ответчика обязанность по исключению в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу сведений о маршрутах из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Уссурийского городского округа, утвержденного Постановлением администрации УГО от ДД.ММ.ГГ XXXX за исключением сведений о маршрутах: XXXX «Автовокзал – Кроуновка», XXXX «Автовокзал – Монакино», XXXX «Автовокзал- Линевичи», XXXX «Железнодорожный вокзал – гарнизон в XXXX», XXXX «Железнодорожный вокзал –Корфовка», XXXX-а «Рынок – Минеральный», возложить на ответчика обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить муниципальные маршруты регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Уссурийского городского округа маршрутах и включить сведения о маршрутах в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Уссурийского городского округа, возложить на ответчика обязанность в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Уссурийского городского округа в зависимости от вида перевозок: по регулируемым тарифам посредством заключения муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе и выдаче маршрутных карт, либо, по нерегулируемым тарифам путем выдачи свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по муниципальным маршрутам и карт соответствующих маршрутов по результатам открытого конкурса в порядке, установленном Федеральным законом № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», мотивируя свои требования следующим.
Проверкой, проведенной Уссурийской городской прокуратурой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 13.07.2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением администрации Уссурийского городского округа от 08.04.2016г. N 1021 «Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Уссурийского городского округа» утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Уссурийского городского округа.
Основаниями для включения сведений о маршрутах в реестр послужили сведения перевозчиков об осуществлении перевозок по маршрутам на основании договоров, заключенных в период с декабря 2005г. по январь 2006г. между администрацией Уссурийского городского округа и рядом автотранспортных предприятий: ООО «Уссурпассажиравтотранс» (договор от 25.12.2005г. №6/2006), ООО «Исток-М» (договор от 24.12.2005г. №9/2006), Автоколонна 1273 ОАО «Приморавтотранс» (договор от 25.12.2005г. №10/2006), ПБОЮЛ Петренко С.А. (договор от 01.01.2006г. №2/2006), ИП Черныш А.Н. (договор от 22.12.2005г. №8/2006) на оказание услуг по выполнению пассажирских перевозок, согласно которым заказчик передает, а исполнитель принимает на себя исполнение маршрутных пассажирских перевозок, и обязуется в период с 01.01.2006г. по 31.12.2008г. обслуживать население на территории Уссурийского городского округа на маршрутах указанных в Приложениях к указанным договорам, в соответствии с паспортами маршрутов и маршрутными расписаниями.
Условиями указанных договоров предусмотрена возможность ежегодной пролонгации договоров в срок до 25 декабря текущего года. Вместе с тем, в период с момента окончания срока действия указанных договоров, предусмотренного его условиями, а именно с 31.12.2008г. дополнительные соглашения об условиях пролонгации данных договоров сторонами не заключались, договоры не пролонгировались.
В связи с истечением сроков действия ранее заключенных договоров в целях создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа 29.08.2008г. администрацией Уссурийского городского округа объявлен конкурс на право заключения договора на оказание услуг по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок на территории Уссурийского городского округа.
На основании решения комиссии по проведению Конкурса об определении мест среди участников конкурса и распределении конкурсных маршрутов между участниками конкурса, администрацией Уссурийского городского округа в октябре 2008 заключены новые договоры по осуществлению регулярных перевозок на территории округа.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 23.04.2009г. по делу №А51-13150/2008 34-258 признано незаконным решение комиссии по проведению конкурса на право заключения договора на оказание услуг по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок на территории Уссурийского городского округа от 20.10.2008г. об определении мест среди участников конкурса и распределении конкурсных маршрутов между участниками в связи с его несоответствием Федеральному закону «О защите конкуренции».
Решением Уссурийского городского суда Приморского края от 03.09.2013г. №2-4412/2013 по иску Уссурийского городского прокурора бездействие администрации Уссурийского городского округа по организации транспортного обслуживания признано незаконным, администрация Уссурийского городского округа обязана провести отбор перевозчиков для работы на муниципальных, маршрутах регулярных перевозок путем проведения открытого конкурса на право заключения договора об организации перевозок по муниципальным маршрутам течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Указанное решение суда органом местного самоуправления до настоящего времени исполнено не было.
Между тем, в нарушение требований действующего законодательства, 19.12.2014г. администрацией Уссурийского городского округа и ООО
«Уссурпассажиравтотранс», ООО «Исток-М», Автоколонна 1273 ОАО
«Приморавтотранс», ПБОЮЛ Петренко С.А., ИП Черныш А.Н. заключены
дополнительные соглашения к ранее заключенным договорам на оказание
услуг по выполнению пассажирских перевозок от 25.12.2005г. №6/2006, от
24.12.2005г. №9/2006, от 25.12.2005г. №10/2006, от 01.01.2006г. №2/2006,
22.12.2005г. №8/2006 - сроки действия по которым истекли 31.12.2008г..
Согласно п.2.3.2 указанных дополнительных соглашений Перевозчик по соглашению с администрацией Уссурийского городского округа наделен полномочиями передачи право на осуществление перевозок третьим лицам, что не соответствует требованиям действовавшего законодательства, предоставившего право на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным автобусным маршрутам перевозчикам, только лишь на основе договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа, заключаемого с администрацией по результатам открытого конкурса.
В соответствии с указанными дополнительными соглашениями и их условиями, предусмотренными п.2.3.2, 19.12.2014г. между Автоколонной 1273 ОАО «Приморавтотранс» и ООО «Автоуслуги», между Автоколонной 1273 ОАО «Приморавтотранс» и ООО «Уссурпассажиравтотранс», между Автоколонной 1273 ОАО «Приморавтотранс» и ООО «Автотранспортник», 04.08.2015 года между Автоколонной 1273 ОАО «Приморавтотранс» и ИП
Черныш А.Н., между ООО «Исток-М», ООО «Такси «Исток-М» и ООО
«НТК «Исток-М» заключены договоры на передачу права на осуществление
деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на
отдельные маршруты. Аналогичные договоры заключены 19.12.2014г. между
ИП Петренко С.А. и ИП Дойниковой О.В., 15.11.2015г. между ИП Петренко
С.А. и ООО «Восход», 02.12.2015 г. между ИП Черныш А.Н. и ООО «Восход».
Сведения автотранспортных предприятий (перевозчиков) о наличии указанных заключенных дополнительных соглашений между администрацией Уссурийского городского округа, а также сведения об указанных договорах, заключенных между автотранспортными предприятиями на передачу права на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на отдельные маршруты также послужили основанием для включения маршрутов в Реестр органом местного самоуправления.
При этом законодательством в качестве основания для допуска перевозчика к деятельности по перевозке пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории округа предусмотрено лишь наличие между перевозчиком и уполномоченным органом договора, заключенного по результатам проведенного конкурсного отбора перевозчиков.
Вместе с тем, сроки действия ранее заключенных договоров на оказание услуг по выполнению пассажирских перевозок между автотранспортными предприятиями и администрацией Уссурийского городского округа истекли, а имеющиеся договоры, послужившие основанием для включения сведений в реестр маршрутов регулярных перевозок, утвержденных постановлением администрации Уссурийского городского округа от 08.04.2016г. №1021 «Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории УГО» заключены с нарушением установленных требований, а именно без проведения конкурсных процедур на право заключения договора об организации регулярных перевозок по муниципальным маршрутам.
Как установлено проведенной проверкой в настоящее время ООО «Исток-М», ООО «Такси «Исток-М», ООО «НТК «Исток-М», ООО «Восход», ООО «Уссурпассажиравтотранс», ИП Петренко С.А., ИП Дойникова О.В., ООО «Автоуслуги», ООО «Автотранспортник», ИП Черныш А.Н., Черныш Т.Г., Черныш Н.Г. осуществляют деятельность по регулярным перевозкам пассажиров и багажа на территории Уссурийского городского округа в отсутствии действующего заключенного договора с уполномоченным органом в установленном законом порядке. С учетом изложенного, указанные автотранспортные предприятия не являются лицами, наделёнными в соответствии с ч.1 ст.39 Закона №220-ФЗ правом по направлению в уполномоченный орган сведений о маршрутах регулярных перевозок и не подпадают под правовое регулирование указанного Федерального закона в связи, с чем не вправе реализовать права и иные преимущества, установленные данным Законом для лиц, которые до дня его вступления в силу осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок на законных основаниях.
Таким образом, с учетом положений ст.39 Федерального закона от 13.07.2015г. №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» у органа местного самоуправления отсутствовали законные основания для включения в реестр, утвержденный постановлением администрации Уссурийского городского округа от 08.04.2016г. №1021 «Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории УГО», сведений о маршрутах за исключением: маршрутов №106 «Автовокзал-Кроуновка», 114-107 «Автовокзал-Монакино», 116 «Автовокзал-Линевичи», 102 «Ж/д вокзал-Гарнизон в с.Воздвиженка», 129-140 «Ж/д вокзал-Корфовка», 145 «а» «Рынок-Минеральный».
При таких обстоятельствах органом местного самоуправления до настоящего времени не созданы условия для предоставления транспортных услуг населению, не организовано в установленном законом порядке транспортное обслуживание населения в границах городского округа. В нарушение требований ст.11 Федерального Закона № 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок на территории округа органом местного самоуправления не установлены, сведения о данных маршрутах соответственно в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок не включены, что свидетельствует о бездействии администрации Уссурийского городского округа при организации транспортного обслуживания.
01.07.2016 Уссурийской городской прокуратурой в адрес главы администрации Уссурийского городского округа внесено соответствующее представление об устранении указанных нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено, вместе с тем до настоящего времени органом местного самоуправления указанные нарушения не устранены, меры направленные на их устранение не приняты, что также свидетельствует о бездействии со стороны администрации при организации транспортного обслуживания населения.
Представитель административного истца в судебном заседании на требованиях настаивал по указанным выше основаниям и пояснил, что допущенные ответчиком нарушения законодательства в области организации регулярных перевозок к осуществлению которых привлечены организации и индивидуальные предприниматели перевозчики без соблюдения требований конкуренции нарушают права неопределенного круга лиц – потребителей услуг по перевозке пассажиров и багажа на территории Уссурийского городского округа. А, именно: в зависимости от экономической привлекательности того или иного маршрута(расстояние, пассажиропоток, количество пассажиров льготных категорий, состояние дорог, рентабельность рейса и т.д.,) для перевозчика происходит произвольная передача маршрутов между перевозчиками на основании дополнительных соглашений между ними, что приводит к нарушению регулярности и прекращению осуществления перевозок, порождает жалобы граждан на невозможность воспользоваться услугами городского транспорта, влечет нарушение безопасности потребителей при осуществлении перевозок. Данные обстоятельства подтверждаются документально письменными обращениями граждан на имя прокурора Приморского края, прокурора г. Уссурийска, представлениями прокурора об устранении нарушений закона, протоколами межведомственных оперативных совещаний.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против иска и пояснил, что истцом не представлено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц, все перевозчики осуществляют свою деятельность на основании выданных им лицензий, нарушение требований законодательства о защите конкуренции может свидетельствовать о нарушении прав определенного круга лиц, являющихся перевозчиками, что не дает прокурору право на обращение с иском в суд, кроме того, подведомственность такого спора является компетенцией Арбитражного суда. Дополнительные соглашения между третьими лицами и администрацией Уссурийского городского округа от 2014 года не признаны в установленном порядке недействительными, являются действующими по настоящее время и содержащаяся в них информация, проверенная ответчиком послужила достаточным и законным основанием для включения ее в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок. Решение Уссурийского районного суда от ДД.ММ.ГГ которым на администрацию Уссурийского городского округа была возложена обязанность по проведению отбора перевозчиков для работы на муниципальных маршрутах регулярных перевозок путем проведения открытого конкурса на право заключения договора об организации перевозок по муниципальным маршрутам не исполнено до настоящего времени, в связи с чем у истца не было правовых оснований для обращения с указанным иском в суд. Кроме того, ответчиком ведется работа по реализации положений, установленных Федеральным законом № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», так Решением Думы Уссурийского городского округа от 25.10.2016 года № 483-НПА утверждено «Положение о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Уссурийского городского округа», Постановлением администрации Уссурийского городского округа от 27.02.2017 года № 614-НПА утверждено «Положение о порядке организации и проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Уссурийского городского округа». Документ планирования регулярных перевозок ответчиком не принят в связи с отсутствием его необходимости. По мнению ответчика для соблюдения процедур по организации перевозок в соответствии с требованиями действующего законодательства необходимо не менее одного года.
Заинтересованные лица поддержали позицию административного ответчика в суде.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, полагает административный иск подлежащим частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»(далее Федеральный закон ФЗ-220), вступившего в силу 14.07.2015 года муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.
В силу требований ч.1 ст.39 указанного Федерального закона ФЗ-220 в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.
По истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:
организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;
размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.
Из приведенной нормы следует, что правом направления в уполномоченный орган сведений о маршрутах регулярных перевозок наделено лицо, которое ранее осуществляло регулярные перевозки на законных основаниях, то есть: 1) в соответствии с заключенным с ним договором, выданным разрешением, паспортом маршрутов регулярных перевозок или 2) в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона ФЗ-220 осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 17 Федерального закона ФЗ-220 наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок, выдаваемых по итогам проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона ФЗ-220 изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Из приведенных правовых норм следует, что органы местного самоуправления Уссурийского городского округа вправе осуществлять нормативное регулирование порядка организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа, устанавливать единые правила при организации пассажирских перевозок для лиц, осуществляющих транспортное обслуживание населения округа.
С учетом того, что орган местного самоуправления является собственником дорожной инфраструктуры и является в силу закона органом, ответственным за организацию пассажирских перевозок на своей территории, то имеет право устанавливать маршрутную сеть города и контролировать порядок организации маршрутов по городскому округу и соответственно обязан обеспечить наиболее эффективные способы организации транспортных перевозок по городским маршрутам.
В целях реализации полномочий местного самоуправления в сфере пассажирских перевозок решением Думы Уссурийского городского округа от 30.06.2010 года № 263-НПА утверждено положение о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения на территории Уссурийского городского округа.
Постановлением Администрации от 16.07.2015 года № 1761-НПА
утверждено положение о формировании маршрутной сети городских и
пригородных муниципальных маршрутов регулярных перевозок на
территории Уссурийского городского округа.
Из содержания указанных правовых актов следует, что на территории Уссурийского городского округа право на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным автобусным маршрутам предоставляется перевозчикам на основе договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа, заключаемого с администрацией. При этом заключение договоров с перевозчиками об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам производится на основании проводимых отборов перевозчиков путем проведения открытого конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок по муниципальным маршрутам.
Основанием для осуществления перевозок на территории Уссурийского городского округа до 05.05.2010 года являлся выданный администрацией Уссурийского городского округа допуск к выполнению перевозок (п. 5.1 Положения о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах Уссурийского городского округа и о создании условий для обеспечения жителей Уссурийского городского округа услугами связи, утвержденного решением Думы Уссурийского городского округа от 26.04.2005 года №195, часть 1 статьи 7 Закона Приморского края от 02.08.2005 года № 278-КЗ в редакции, действующей 05.05.2010г.), после 05.05.2010 года -заключенный с администрацией Уссурийского городского округа на основании результатов конкурса договор (ст. 11 Положения, новая редакция части 1 статьи 7 Закона Приморского края от 02.08.2005 года № 278-КЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту определения -Закон о безопасности дорожного движения) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Организация дорожного движения - это комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
Статьей 3 этого же Федерального Закона закреплены основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Таким образом, заключение с перевозчиком договора на конкурсной основе является правовой мерой, направленной на обеспечение безопасности граждан, принимаемой уполномоченными органами. Осуществление пассажирских перевозок без соответствующего разрешения (договора) угрожает безопасности лиц, пользующихся этими услугами, и другим участникам дорожного движения. Соответственно, исключение фактов выполнения перевозок без такого допуска (договора) неразрывно связано с организацией органами местного самоуправления безопасного транспортного обслуживания населения и реализацией приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Судом установлено, и подтверждается документально материалами дела: договорами с перевозчиками от 2005 года, дополнительными соглашениями от 2014 года, договорами между перевозчиками о передаче маршрутов(том 1 л.д. 12-216), Постановлением пятого Арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2009 года(том 1 л.д.235-247), решением Уссурийского районного суда от 03 сентября 2013 года, Постановлением администрации Уссурийского городского округа от 13.12.2016 года № 3877 «О внесении изменений в Постановлением администрации УГО от 08 апреля 2016 года № 1021»(том 2 л.д.95-130,169-173), то обстоятельство, что третьими лицами осуществляется транспортное обслуживание населения на территории Уссурийского городского округа в отсутствие действующих договоров с муниципалитетом, заключенных по итогам проведения состоявшихся конкурсных процедур, предусмотренных ранее действовавшим законодательством и Федеральным законом 220-ФЗ, за исключением перечисленных в административном иске маршрутов, включенных в реестр на основании договоров, заключенных по итогам проведения конкурсных процедур.
Данное обстоятельство подтверждает довод административного истца о том, что административным ответчиком в нарушение порядка установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа были совершены незаконные действия по включению сведений о маршрутах в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Уссурийского городского округа Постановлением администрации УГО от 08 апреля 2016 года № 1021 при отсутствии действующих договоров между муниципалитетом и перевозчиками, за исключением перечисленных истцом маршрутов, по незаконному изменению вида регулярных перевозок( по регулируемым и нерегулируемым тарифам) без принятия документа планирования регулярных перевозок, по перераспределению маршрутов между перевозчиками, по допуску третьих лиц к транспортному обслуживанию населения без проведения в установленных законом случаях открытого конкурса, либо без соблюдения порядка, установленного законодательством Российской Федерации о контрактной системе(Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Суд признает обоснованным довод административного истца о том, что вышеназванные незаконные действия административного ответчика повлекли нарушения прав неопределенного круга лиц – потребителей транспортных услуг, оказываемых на территории Уссурийского городского округа, выразившиеся в нарушении регулярности и временном прекращении осуществления перевозок по некоторым маршрутам, что подтверждается документально письменными обращениями граждан о невозможности воспользоваться услугами городского транспорта на имя прокурора Приморского края, прокурора г. Уссурийска, представлениями прокурора об устранении нарушений закона, протоколами межведомственных оперативных совещаний, а также, в несоблюдении приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности перевозчиков, что создает условия для нарушения безопасности потребителей при осуществлении перевозок.
Учитывая, изложенное требования административного истца подлежат удовлетворению в части признания незаконными действий администрации Уссурийского городского округа, выразившиеся в нарушении порядка установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Уссурийского городского округа с возложением на ответчика обязанности в течение срока 1 год с момента вступления решения суда в законную силу установить муниципальные маршруты регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Уссурийского городского округа с соблюдением требований Федерального закона № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Срок один год суд полагает разумным с целью исполнения того объема требований, который является необходимым для приведения организации транспортного обслуживания населения в соответствие с вышеназванными положениями Федерального закона № 220-ФЗ, включая исполнение конкурентных способов и контрактной системы определения перевозчиков.
Остальные требования административного иска отдельному удовлетворению не подлежат, поскольку, фактически дублируют удовлетворенные требования и по своему содержанию входят в их состав.
Доводы ответчика и третьих лиц, об отсутствии доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц, о наличии лицензий, паспортов маршрутов, договоров по перевозке, дополнительных соглашений, о нарушении подведомственности спора, об обоснованности включения сведений в реестр маршрутов, о невозможности повторного разрешения спора при наличии неисполненного решения суда признаются судом несостоятельными, поскольку, действия ответчика, как указано выше, не соответствуют требованиям Федерального закона № 220-ФЗ, предыдущее судебное решение, неисполненное до начала действия Федерального закона № 220-ФЗ было основано на применении ранее действовавшего законодательства и его исполнение в настоящее время с учетом изменения законодательства является невозможным, настоящий спор относится к публичному и является подведомственным суду общей юрисдикции, поскольку, спора между субъектами договоров перевозки не имеется в том, числе и по мотивам нарушения законодательства о защите конкуренции.
Также, суд обращает внимание на то обстоятельство что, до приведения транспортного обслуживания населения в соответствии с требованиями Федерального закона № 220-ФЗ, и в целях соблюдения прав граждан на транспортное обслуживание в Уссурийском городском округе, указанное обслуживание должно производиться на условиях и в объеме, существующих на настоящее время и без допущения новых нарушений закона.
По изложенному, руководствуясь статьями 175-180, 218-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать действия администрации Уссурийского городского округа, выразившиеся в нарушении порядка установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Уссурийского городского округа - незаконными.
Обязать администрацию Уссурийского городского округа в течение срока 1 год с момента вступления решения суда в законную силу установить муниципальные маршруты регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Уссурийского городского округа с соблюдением требований Федерального закона № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В остальной части административного иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Рогалев Е.В.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 03 марта 2017 года