№
РЕШЕНИЕ
по делу №
Именем Российской Федерации
17 июня 2024 г.
Моршанский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Старовойт Е.А.,
при помощнике судьи Миносуевой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Моршанского муниципального округа Тамбовской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Моршанского муниципального округа Тамбовской области обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество.
В обоснование заявленных требований указано, что по заявлению администрации Ракшинского сельсовета Моршанского района правопреемником которого в настоящее время является администрация Моршанского муниципального округа, принято на учет как бесхозяйные объекты недвижимости, не имеющие собственника, с назначением «10.1. сооружения водозаборные», следующее имущество:
- водопроводная сеть протяженностью 2 815 м., год завершения строительства: 1965, местоположение: <адрес>, кадастровый № - дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ;
- артезианская скважина, год завершения строительства 1964, месторасположение: <адрес>, глубина 175,7 м., кадастровый № - дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ;
- водонапорная башня, год завершения строительства 1964, местоположение: <адрес>, объем 15 м3., высота 15,7 м., кадастровый № - дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ.
Со дня постановки имущества Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> в лице Межмуниципального отдела по Моршанскому и <адрес>м объектов водоснабжения на учет как бесхозяйного по настоящее время никто не заявлял о своих правах на данное имущество.
Указанное имущество ни в областной, ни в федеральной собственности не значится, что подтверждается ответами с соответствующих инстанций, приложенных к техническим планам объектов, подготовленных кадастровыми инженерами.
Данные объекты необходимы для реализации полномочий органа местного самоуправления сельского поселения по организации водоснабжения населения на территории <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием решения Совета депутатов Моршанского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отдельных вопросах правопреемства», принятого на основании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О преобразовании всех поселений, входящих в состав <адрес>» правопреемником администрации Ракшинского сельсовета стала администрация Моршанского муниципального округа.
Указанный объект необходим администрации Моршанского муниципального округа для организации обеспечения водоснабжения населения округа, проживающего в <адрес>, что соответствует полномочиям согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Водонапорная башня, артезианская скважина и водопроводные сети являются сооружениями, составляющими единый объект водоснабжения, состоящий из совокупности смонтированных между собой средств и являющимися сложным объектом капитального строительства, является линейным объектом.
Водонапорная башня и артезианская скважина, которые соединены с водопроводной сетью, обеспечивающей подачу воды населению в <адрес>, располагается на земельном участке №, категория земель: для сельскохозяйственного назначения, предоставление коммунальных услуг, уточненной площадью 4 013 кв.м.
Учитывая изложенное, на основании ст. 225 ГК РФ, ст.ст. 290, 291 ГПК РФ заявитель просил признать право муниципальной собственности муниципального образования Моршанский муниципальный округ на бесхозяйные объекты недвижимого имущества:
- водопроводную сеть протяженностью 2 815 м., год завершения строительства: 1965, местоположение: <адрес>, кадастровый №;
- артезианскую скважину, год завершения строительства 1964, месторасположение: <адрес>, глубиной 175,7 м., кадастровый №;
- водонапорную башню, год завершения строительства 1964, местоположение: <адрес>, объемом 15 м3., высотой 15,7 м., кадастровый №.
В ответ на заявление от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> поступил отзыв, в котором указано, что Управление Росреестра по <адрес>, привлеченное в качестве третьего лица, не имеет ни материальной, ни процессуальной заинтересованности в разрешении данного дела.
Одновременно сообщают, что в ЕГРН имеется запись:
- от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества: сооружение - водопроводная сеть, протяженностью 2 815 м., с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес>;
- от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества: сооружение - артезианская скважина, глубиной 175,7 м., с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>;
- от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества: сооружение - водонапорная башня, высотой 15,7 м., с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес>.
В дополнение от представителя администрации Моршанского муниципального округа Тамбовской области ФИО3 поступили письменные пояснения, в которых указано, что система централизованного водоснабжения <адрес> представлена водопроводной сетью, водонапорной башней и артезианской скважиной. Функционирование объекта водопроводной сети без водонапорной башни и артезианской скважины невозможно, что указывает на единство судьбы сооружений. В свою очередь транспортировка воды является непрерывным процессом путем забора воды из артезианской скважины при помощи водопроводной башни. То есть, без совместного функционирования сооружений транспортировка воды невозможна, что указывает на единство системы. При этом Приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №/пр «Об утверждении классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно- строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства)» в разделе классификатора 12 «Инженерные сети и объекты инфраструктуры» к сетям водоснабжения относится сооружение водовода, сооружение водонапорной башни и водозаборное сооружение (узел, скважина).
Учитывая, что указанные объекты будут переданы на обслуживание и эксплуатацию по концессионному соглашению, которое необходимо заключить, эксплуатирующая организация обязана осуществлять забор, водоподготовку и (или) транспортировку воды в объеме, необходимом для осуществления холодного водоснабжения абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Признание права собственности только на водопроводные сети, будет препятствовать заключению концессионного соглашения в ближайшее время и сделает функционирование водопроводной сети невозможным.
Указанная позиция организации единого процесса водоснабжения путем забора, водоподготовки и подачи воды подтверждается также постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором также делается вывод о проведении торгов в отношении указанных объектов как единой системы для последующей эксплуатации.
Кроме того, подтверждением того, что объекты, являющиеся предметом исковых требований, являются единым линейным объектом служит схема водоснабжения <адрес>, согласно которой указанные объекты технически взаимосвязаны между собой.
Учитывая, что указанные сооружения относятся к единому линейному объекту, представитель считает, что признание права собственности на указанный объект как бесхозяйный возможно по истечении трех месяцев с даты постановки на учет, что подтверждает обоснованность исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель администрации Моршанского муниципального округа <адрес> ФИО3 заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в иске.
Представитель Межмуниципального отдела по Моршанскому и <адрес> Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд, заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Исходя из указанных критериев водопроводная сеть протяженностью 2 815 м., год завершения строительства: 1965, местоположение: <адрес>, кадастровый №; артезианская скважина, год завершения строительства 1964, месторасположение: <адрес>, глубиной 175,7 м., кадастровый №; водонапорная башня, год завершения строительства 1964, местоположение: <адрес>, объемом 15 м3., высотой 15,7 м., кадастровый №, являются недвижимым имуществом.
В соответствии с п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения отнесены к числу линейных объектов.
Учитывая, что в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №/пр «Об утверждении классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства)» скважины и водонапорные башни входят в единую систему водоснабжения, их также можно отнести к линейным объектам (сооружениям).
В силу ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Как следует из ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с ч. 1 ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> внесена запись о принятии муниципальным образованием – Ракшинский сельсовет <адрес> на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества:
- от ДД.ММ.ГГГГ - сооружение - водопроводная сеть протяженностью 2 815 м., год завершения строительства: 1965, местоположение: <адрес>, кадастровый №;
- от ДД.ММ.ГГГГ - сооружение - артезианская скважина, год завершения строительства 1964, месторасположение: <адрес>, глубиной 175,7 м., кадастровый №;
- от ДД.ММ.ГГГГ – сооружение - водонапорная башня, год завершения строительства 1964, местоположение: <адрес>, объемом 15 м3., высотой 15,7 м., кадастровый №.
С момента постановки на учет вышеуказанных объектов истекло более трех месяцев и до настоящего времени отсутствуют притязания на указанный объект со стороны третьих лиц.
С ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием решения Совета депутатов Моршанского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отдельных вопросах правопреемства», принятого на основании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О преобразовании всех поселений, входящих в состав <адрес>» правопреемником администрации Ракшинского сельсовета стала администрация Моршанского муниципального округа.
Согласно ответам Министерства имущественных отношений и государственного заказа <адрес>, МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях, администрации <адрес> вышеназванные объекты недвижимости в реестрах федерального, государственной собственности и муниципального имущества не значатся.
Из ответов отдела учетно-технической документации «Рассказово» ТОГБУ «ЦОКСОН» следует, что спорные объекты недвижимости в архиве отдела на учете не стоят, технической документацией и сведениями о зарегистрированных правах отдел не располагает.
Из выписок из ЕГРН следует, что записи о регистрации прав, ограничений (обременений) прав в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении спорного имущества отсутствуют.
Права других лиц на указанные объекты заявлены не были, споров по данным объектам не имеется.
При таких обстоятельствах суд находит требования администрации Моршанского муниципального округа подлежащими удовлетворению.
Как следует из ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Органы местного самоуправления уполномочены решать вопросы местного значения, а глава муниципального образования обязан обеспечивать осуществление полномочий по решению этих вопросов. Неисполнение указанной обязанности является основанием для удаления главы муниципального образования в отставку (п. 5 ч. 4 ст. 36, п. 2 ч. 2 ст. 74.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» имущество, предназначенное для решения установленных названным Федеральным законом вопросов местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований.
Таким образом, сооружения - водопроводная сеть, артезианская скважина, водонапорная башня, являющиеся предметом рассмотрения по настоящему делу, относятся к имуществу, которое предназначено для решения вопросов местного значения, и могут находиться в муниципальной собственности.
Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 Кодекса.
Возможность обращения в суд с заявлением о признании права собственности вытекает из ст. ст. 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляется судом, способом, предусмотренным законом, в том числе путем признания права. Лицо, считающее, что стало собственником имущества по установленным законом основаниям, вправе обратиться в суд с заявлением о признании за ним права собственности.
Кроме того, в силу ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Учитывая изложенное, суд считает возможным признать право муниципальной собственности муниципального образования Моршанский муниципальный округ на бесхозяйные объекты недвижимого имущества: водопроводную сеть протяженностью 2 815 м., год завершения строительства: 1965, местоположение: <адрес>, кадастровый №; артезианскую скважину, год завершения строительства 1964, месторасположение: <адрес>, глубиной 175,7 м., кадастровый №; водонапорную башню, год завершения строительства 1964, местоположение: <адрес>, объемом 15 м3., высотой 15,7 м., кадастровый №.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 268 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление администрации Моршанского муниципального округа <адрес> <данные изъяты> удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности муниципального образования Моршанский муниципальный округ на бесхозяйные объекты недвижимого имущества:
- водопроводную сеть протяженностью 2 815 м., год завершения строительства: 1965, местоположение: <адрес>, кадастровый №;
- артезианскую скважину, год завершения строительства 1964, месторасположение: <адрес>, глубиной 175,7 м., кадастровый №;
- водонапорную башню, год завершения строительства 1964, местоположение: <адрес>, объемом 15 м3., высотой 15,7 м., кадастровый №.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца с момента его составления в окончательной форме.
Судья: Е.А. Старовойт
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Е.А. Старовойт