Дело №2-549/2024
УИД 21RS0015-01-2024-001130-76
Решение
именем Российской Федерации
21 ноября 2024 года г. Цивильск
Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Петрова С.Г., при секретаре судебного заседания Петровской К.С., с участием помощника прокурора Карповой Н.В., представителя ответчика Федоровой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело поисковому заявлению заместителя прокурора Цивильского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Цивильского муниципального округа о понуждении в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу обустроить пешеходные переходы бордюрными или искусственными неровностями при перепаде высот,
установил :
Заместитель прокурора Цивильского района Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением (с учётом уточненных требований) к администрации Цивильского муниципального округа Чувашской Республики о понуждении в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу обустроить пешеходные переходы бордюрными или искусственными неровностями при перепаде высот.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района во исполнение поручения прокуратуры республики проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов на территории Цивильского муниципального округа, в ходе которой установлено, что на пешеходном переходе на автомобильной дороге по ул. Никитина возле д. 4/40 по ул. Никитина, г. Цивильск перепад высот составляет от 0,06 м до 0, 075 м, а на пешеходном переходе на автомобильной дороге по ул. Никитина со стороны магазина «Водолей» (ул. Никитина, д. 6А/1) перепад высот составляет от 0,02 м до 0,09 м.
Обозначенные пешеходные переходы не обустроены пандусами бордюрными, что создает неудобства для маломобильных групп населения. По выявленным нарушениям прокуратурой района 12.03.2024 внесено преставление, по результатам рассмотрения которого администрация Цивильского муниципального округа с выявленными нарушениями согласилась, однако до настоящего времени нарушения не устранены.
Допущенные нарушения законодательства ущемляют права инвалидов, препятствуют реализации мер по защите этой социально уязвимой категории граждан и заместитель прокурора, ссылаясь на нормы ст.7 Конституции РФ, ст. ст.3.1 и 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, просит обязать администрацию Цивильского муниципального в 9 – и месячный срок со дня вступления решения в законную силу привести пешеходные переходы в соответствии с требованиями пунктов 5.1.5 и 5.1.8 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», расположенные на пересечение ул. Никитина д.4/40 и ул. Просвещения д. 38/5 в г. Цивильск, а также на пересечение дорог около магазина «Водолей» по ул. Никитина д.6А/1 и городского парка в г. Цивильск для инвалидов и других маломобильных групп населения.
В судебном заседании помощник прокурора Карпова Н.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении мотивам.
Представитель администрация Цивильского муниципального округа по доверенности Федорова Т.Н. заявленные исковые требования не признала.
Выслушав объяснения сторон и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии со ст.3.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности, а также в силу ст.15 вышеуказанного федерального закона, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
В силу ст.3 Федерального закона от 24.11.1995 №181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативно – правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В ст.15 Конституции РФ закреплена обязанность органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относиться дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Согласно ч.1 и 3 ст. 10 Федерального закона от 10.12.1995 №196 – ФЗ «О безопасности дорожного движения» в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно – транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий. Федеральные, региональные и местные программы обеспечения безопасности дорожного движения финансируются за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.
В соответствии с ч.4 ст.21 Бюджетного кодекса Российской Федерации целевые статьи расходов бюджетов формируются в соответствии с государственными (муниципальными) программами.
В акте проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов на территории Цивильского муниципального округа от12.03.2024, проведенного помощником прокурора и представителем отдела строительства Управления по благоустройству и развитию территорий администрации Цивильского муниципального округа установлено, что на пешеходном переходе на автомобильной дороге на пересечение ул. Никитина д.4/40 перепад высот составляет от 0.06 м и 0, 075 м, а на пешеходном переходе на автомобильной автодороге по ул. Никитина д.6А/1 возле магазина «Водолей» перепад высот составляет от 0,02 м до 0,09 м.
Согласно п.5.1.5 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в местах пересечения пешеходных и транспортных путей, имеющих перепад высот до 0,2 м, пешеходные пути обустраивают пандусами бордюрными и (или) искусственными неровностями.
Пандусы бордюрные следует располагать с двух сторон от проезжей части на тротуаре или пешеходной дорожке, а при наличии накопительной площадки - на ней. Они должны находиться на одной условной линии, перпендикулярной оси проезжей части либо параллельной оси пешеходного перехода.
Искусственные неровности выполняют согласно ГОСТ Р 52605 по всей длине и ширине пересечения пешеходного пути с проезжей частью.
В соответствии с п.5.1.8 СП 59.13330.2020 в местах изменения высот поверхностей пешеходных путей их выполняют плавным понижением с уклоном не более 1:20 (50 %) или обустраивают пандусами бордюрными согласно 5.4.
В соответствии с требованиями п. 11.30 СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство на путях движения пешеходов следует предусматривать условия безопасного и комфортного передвижения МГН в соответствии с СП 59.13330. Подходы к специализированным парковочным местам и остановочным пунктам общественного транспорта должны быть беспрепятственными и удобными.
Допущенные нарушения законодательства ущемляют права инвалидов, препятствуют реализации мер по защите этой социально уязвимой категории граждан.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч.1 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Указываемый прокурором срок для устранения ответчиком допущенных нарушений является разумным, исходя из положений ст.314 ГК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 9 (░░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ 5.1.5 ░ 5.1.8 ░░ 59.13330.2020. «░░░░ 35 – 01 – 2001 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░. ░░░░░░░░ ░.4/40 ░ ░░. ░░░░░░░░░░░ ░. 38/5 ░ ░. ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░» ░░ ░░. ░░░░░░░░ ░.6░/1 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 (░░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░