Дело № 2-654\2020
36RS0005-01-2020-000050-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Воронеж 02 июля 2020 года
Советский районный суд г. Воронежа в составе председательствующего
судьи Таниной И.И.,
при секретаре Дувановой Н.В.,
с участием представителя истца Небольсина И.А.,
представителя ответчика Медведевой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Малыхиной Надежды Игоревны, Малыхина Игоря Леонидовича к Управлению жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж об оспаривании решения органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Малыхина Н.И. и Малыхин И.Л. обратились в суд с иском к ответчику Управлению жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж об оспаривании решения органа местного самоуправления, восстановлении на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, включении в состав участников программы, восстановлении в списках участников основного мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, включение семьи в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат.
В обоснование иска указали, что 08.11.2010 г. их семья в составе двух человек Малыхина Н.И. и Малыхин И.Л. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. 16.11.2010 г. истцы обратились с заявлением в Администрацию городского округа г. Воронеж о включении их семьи в состав участников подпрограммы о включении их семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. На момент подачи заявления семья проживала по адресу: <адрес>, общей площадью 59,2 кв.м, в которой проживало 7 человек. С 16.11.2010 г. их семья в составе двух человек признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. 26.02.2014 г. истцами заключена сделка по ипотечному кредитованию с ОАО «Сбербанк России» - кредитный договор № 213703 по приобретению в собственность квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, право собственности на которую было зарегистрировано 14.03.2014 г., при этом истцы руководствовались условиями муниципальной целевой программы «Молодой семье – доступное жилье 2011-2015», рассчитывая на получение субсидии. В ДД.ММ.ГГГГ у истцов родилась дочь, состав семьи стал три человека. В апреле 2019 г. истцы обратились к ответчику с заявлением о включении их семьи в состав молодых семей, желающих получить социальную выплату в 2020 г. Приказом Управления жилищных отношений от 11.04.2019 г. № 465 они были включены в список семей – участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», государственной программы Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области», желающих получить социальную выплату в 2020 г. по городскому округу г. Воронеж. 07.11.2019 г. истцы были уведомлены ответчиком о том, что в соответствии с приказом от 06.11.2019 г. № 1382 молодая семья истцов была исключена из списков участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, в связи с выявлением фактов несоответствия и невыполнения условий основного мероприятия, по которым их семья была включена в список участников основного мероприятия, а именно - на момент заключения кредитного договора действовала программа «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г. и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050, предусматривающие возможность использования социальных выплат для погашения основного долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01.01.2011 г. При этом действие Постановления Правительства РФ от 26.05.2016 г. № 466 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2015-2020 г., исключающего требование о получении займа до 01.01.2011 г., не распространяется на правоотношения, возникшие до его принятия, а также в связи с утратой нуждаемости в жилом помещении.
Полагают, указанное решение является необоснованным, и просят признать незаконным приказ от 06.11.2019 г. № 1382 Управления жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж об исключении молодой семьи Малыхина И.Л. из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, признать за семьей в составе двух человек Малыхиной Н.И. и Малыхина И.Л. право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на момент заключения кредитного договора и приобретения жилого помещения (26.02.2014 г.), включить семью Малыхиной Н.И., Малыхина И.Л., М.Д.И. в составе трех человек в число участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», государственной программы Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области», желающих получить социальную выплату в 2020 г. по городскому округу г. Воронеж, восстановить в списке молодых семей – участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», государственной программы Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области», желающих получить социальную выплату в 2020 г. по городскому округу г. Воронеж, в порядке очередности на день исключения, обязать Управление жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж включить семью Малыхиной Н.И., Малыхина И.Л., М.Д.И.. в составе трех человек в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2020 году по городскому округу г. Воронеж.
В ходе рассмотрения дела истцы уточнили исковые требования, просят отменить приказ от 06.11.2019 г. № 1382 Управления жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж об исключении молодой семьи Малыхина И.Л. из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, обязать Управление жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж и Департамент строительной политики выдать истцам социальную выплату на погашение основной суммы долга по кредитному договору №213703 от 26.02.2014 г. в размере на дату издания приказа об исключении из списка граждан, изъявивших желание получить выплату в 2020 году (приказ № 1382 от 06.11.2019 г.).
В судебное заседание истцы Малыхина Н.И. и Малыхин И.Л. не явились, о слушании дела извещены надлежаще, представили заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель истцов Небольсин И.А. в судебном заедании уточнил требования, просит отменить приказ от 06.11.2019 г. № 1382 Управления жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж об исключении молодой семьи Малыхина И.Л. из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, в остальной части исковые требования не поддержал.
Ответчик – представитель Управления жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж Медведева Е.П. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, согласно которым в период с 01.01.2011 г. по 10.06.2016 г. положения мероприятия по обеспечению жильем молодых семей не предусматривали возможность использования социальной выплаты на погашение основного долга и процентов по кредитному договору, заключенному после 01.01.2011 г. В связи с приобретением истцами квартиры, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена молодой семьи Малыхиных составляет более учетной нормы, вследствие чего они не могут быть признаны нуждающимися в предоставлении жилых помещений. Таким образом, были выявлены факты несоответствия и невыполнения условий основного мероприятия, по которым молодая семья Малыхиных была включена в список участников основного мероприятия, в результате чего молодая семья Малыхиных была исключена из списка участников мероприятия, приказ от 11.04.2019 г. № 465 «О включении в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году, молодой семьи Малыхиной Н.И.», признан утратившим силу, просит истцам в иске отказать (л.д. 70-73).
Третье лицо – представитель Департамента строительной политики Воронежской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие и письменные возражения на иск, в которых указал, что в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2011-2015 годы были разработаны и утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1050 Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. 26.02.2014 г. истцами заключен с ОАО «Сбербанк России» кредитный договор № 213703 по приобретению в собственность квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. При этом пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1050 (в редакции, действовавшей на момент заключения истцами кредитного договора) предусмотрено направление социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, полученным до 1 января 2011 г., за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам и займам. Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 г. № 466 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2015-2020 годы, исключено требование о получении займа до 01.01.2011 г. Однако, указанное постановление не распространяется на правоотношения, возникшие до его принятия. Истцами были нарушены условия участия в программе, после приобретения в собственность жилого помещения они перестали быть нуждающимися в жилом помещении, и подлежали снятию с учета в качестве граждан, нуждающихся в жилом помещении, просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме (л.д.146-149).
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителя истца Небольсина И.А., представителя ответчика Медведеву Е.П., проверив материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 г. № 675 была утверждена программа «Жилище» на 2002-2010 годы, в состав которой включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 г. № 285 в рамках реализации указанной подпрограммы были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, устанавливающие порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться, в том числе, на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (пункт 1).
В связи с истечение срока действия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» принята подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».
В настоящее время федеральная целевая программа «Жилище» действует в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 г. «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы».
В соответствии с ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также использование таких выплат установлен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися Приложением № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1050.
Подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» и Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, в отличие от ранее действовавшей Программы на 2002 - 2010 (действовали до 31 декабря 2010 года) возможность использования данной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам и займам на приобретение жилья, предоставленным молодым семьям - участникам подпрограммы, предусмотрена не была.
Такая возможность введена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 года № 575, которым пункт 2 Правил был дополнен подпунктом «е», предусматривающим использование социальных выплат для погашения основного долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01 января 2011 года. Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации Правила дополнены пунктом 15(1), содержащим перечень документов, которые молодая семья должна подавать в орган местного самоуправления по месту жительства для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Правил, в том числе, копию кредитного договора (договора займа), заключенного в период с 01 января 2006 года по 31 декабря 2010 года включительно, а также документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора, указанного в подпункте «д» настоящего пункта (подпункты «д» и «е»).
Таким образом, в силу подпункта «г» пункта 2 Правил социальные выплаты используются для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а в силу подпункта «е» пункта 2 Правил, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 года № 575, и для погашения основной суммы долга, уплаты процентов по жилищным кредитам или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 года № 466 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2015 - 2020 годы в подпункте «е» пункта 2 слова «полученным до 1 января 2011 г.» исключены.
В силу пункта 7 Правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно указанным Правилам, список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей, на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье.
Как установлено в судебном заседании, Малыхин И.Л. и Малыхина Н.И. состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18, 88).
08.11.2010 г. их семья в составе двух человек Малыхина Н.И. и Малыхин И.Л. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.19).
16.11.2010 г. истцы обратились с заявлением в Администрацию городского округа г. Воронеж о включении их семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (л.д. 20-21).
На момент подачи заявления семья проживала по адресу: <адрес>, общей площадью 59,2 кв.м, в которой проживало 7 человек (л.д. 91).
С 16.11.2010 г. их семья в составе двух человек: Малыхина И.Л. и Малыхиной Н.И., признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (л.д. 22), то есть на момент признания семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» она соответствовала требованиям, предъявляемым к молодым семьям в рамках признания их нуждающимися в получении социальной выплаты, но с момента постановки в список участников подпрограммы социальные выплаты не получила.
Согласно федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы она является продолжением программы на 2002 - 2010 годы (раздел 1.Характеристика проблемы).
Таким образом, лица, участвовавшие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы, принципом преемственности, становятся участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.
Согласно п. 2 Правил, являющихся приложением № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 - социальные выплаты используются:
а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья) (далее - договор на жилое помещение);
б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;
в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;
г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;
д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации;
е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г. (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Согласно копии свидетельства о рождении ДД.ММ.ГГГГ у истцов Малыхина И.Л. и Малыхиной Н.И. родилась дочь Д. (л.д.108).
Как следует из справки Управы Коминтерновского района администрации городского округа г. Воронеж от 08.11.2010 г., семья в составе: Малыхин Игорь Леонидович и Малыхина Надежда Игоревна по основаниям ст. 50-51 ЖК РФ и на основании Решения Воронежской городской Думы 07.07.2005 г. № 102-II «Об учетной норме и норме предоставления площади жилого помещения» нуждается в улучшении жилищных условий (л.д.19,89).
26.02.2014 г. истцами заключен с ОАО «Сбербанк России» кредитный договор № 213703 по приобретению в собственность квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.112-116).
Право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, было зарегистрировано в установленном законом порядке за Малыхиной Н.И. в размере 1\2 доли в праве общей долевой собственности, за Малыхиным И.Л. в размере 1\2 доли в праве общей долевой собственности (л.д.110-111).
В апреле 2019 г. истцы обратились к ответчику с заявлением о включении их семьи в состав молодых семей, желающих получить социальную выплату в 2020 г.
Приказом Управления жилищных отношений от 11.04.2019 г. № 465 они были включены в список семей – участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», государственной программы Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области», желающих получить социальную выплату в 2020 г. по городскому округу г. Воронеж (л.д.32-33).
07.11.2019 г. истцы были уведомлены ответчиком о том, что в соответствии с приказом от 06.11.209 г. № 1382 молодая семья истцов была исключена из списков участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, в связи с выявлением фактов несоответствия и невыполнения условий основного мероприятия, по которым их семья была включена в список участников основного мероприятия, а именно - на момент заключения кредитного договора действовала программа «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г. и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050, предусматривающие возможность использования социальных выплат для погашения основного долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01.01.2011 г. При этом действие Постановления Правительства РФ от 26.05.2016 г. № 466 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2015-2020 г., исключающего требование о получении займа до 01.01.2011 г. не распространяется на правоотношения, возникшие до его принятия, а также в связи с утратой нуждаемости в жилом помещении (л.д.34-38).
Согласно пункту 22 Правил, основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются, в том числе, непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 Правил.
В соответствии с пунктом 19 указанных Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства в числе прочих документов документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте «д» настоящего пункта.
Как следует из приказа Управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж от 06.11.2019 г. № 1382 об исключении молодой семьи Малыхина И.Л. из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, в период с 01.01.2011 г. по 10.06.2016 г. положения мероприятия по обеспечению жильем молодых семей не предусматривали возможность использования социальной выплаты на погашение основного долга и процентов по кредитному договору, заключенному после 01.01.2011 г. В данном случае, молодая семья, являясь участником мероприятия, до совершения соответствующих действий могла получить необходимую информацию для оценки последствий совершаемых действий, в том числе получить информацию о возможности использования социальной выплаты на погашение долга по заключенному кредитному договору. Таким образом, использование средств социальной выплаты на погашение основного долга и процентов по кредитам, полученным с 01.01.2011 г. по 10.06.2016 г., не предусмотрено условиями мероприятия.
То основание, что на момент заключения истцами 26.02.2014 года кредитного договора действовала подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 в редакции от 18.10.2014 г. № 1076, предусматривающие возможность использования социальных выплат для погашения основного долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе, ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01 января 2011 года, не может быть признано основанным на законе, поскольку целью Подпрограммы, согласно разделу 6, является обеспечение развития и закрепление положительных демографических тенденций в обществе, укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в обществе. То обстоятельство, что жилое помещение с привлечением кредитных средств приобретено истцами до внесения изменений в Подпрограмму, после чего жилье молодой семьей может приобретаться без ограничения по срокам получения кредитных средств, не может быть оценено таким образом, что молодые семьи, состоящие в списках участников Подпрограммы и приобретшие жилое помещение с привлечением кредитных средств до внесения соответствующих изменений в Подпрограмму, лишаются права на социальную выплату только по этому основанию. Такая дифференциация в реализации жилищных прав не может быть признана основанной на целях и задачах Подпрограммы.
Указанное ответчиком основание в виде нарушений требований подпункта «е» пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья не подпадает под требования пункта 22 Правил для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
Другим основанием для исключения семьи истцов из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей указана утрата нуждаемости в жилом помещении.
Однако, из учетного дела следует, что на момент обращения истцов с заявлением на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» семья истцов проживала в квартире по адресу: <адрес>, площадью 59,2 кв.м, в которой проживало 7 человек.
Довод представителя ответчика о том, что приобретение в собственность квартиры с привлечением кредитных средств привело к увеличению обеспеченности площадью на одного члена семьи более учетной нормы, является несостоятельным.
Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 (п. «е» части 2), социальные выплаты используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Молодая семья может приобрести жилье по любому из предусмотренных законом гражданско-правовых договоров, в том числе и по договору купли-продажи с использованием кредитных средств.
Таким образом, поскольку на дату заключения договора ипотечного кредитования – 26.02.2014 г., а также договора купли-продажи жилого помещения с использованием кредитных средств, семья истцов являлась нуждающейся, она имеет право на получение социальной выплаты и направление ее на погашение кредита и процентов по нему, а площадь жилого помещения, приобретенного за счет кредитных средств, не подлежит учету при определении нуждаемости.
При указанных обстоятельствах, исключение истцов из числа списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, нельзя признать законным, поскольку изменение жилищных условий истцов не привело к утрате оснований, дающих право состоять на учете в качестве нуждающихся для участия в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», государственной программы Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области», изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году по городскому округу г. Воронеж, а также права на получение мер социальной поддержки.
По указанным основаниям приказ от 06.11.2019 г. № 1382 Управления жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж об исключении молодой семьи Малыхина И.Л. из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей» не соответствует требованиям закона и подлежит отмене, требования истцов подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Малыхиной Надежды Игоревны, Малыхина Игоря Леонидовича к Управлению жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить.
Признать незаконным и отменить приказ от 06.11.2019 г. № 1382 Управления жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж об исключении молодой семьи Малыхина Игоря Леонидовича из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 09.07.2020 года.
Судья И.Н. Танина