Судья Зеленская Т.Г. Дело № 2-274/2022
УИД 35RS0006-01-2022-000215-06
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 02 августа 2022 года № 33-3281/2022
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Белозеровой Л.В.,
судей Вахониной А.М., Махиной Е.С.,
при секретаре Рябининой А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации сельского поселения Юдинское Великоустюгского муниципального района на решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 28.04.2022 по иску заместителя Великоустюгского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации сельского поселения Юдинское Великоустюгского муниципального района, администрации Великоустюгского муниципального района Вологодской области, обществу с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие «Устюгмолоко», Бахареву А.В. о возложении обязанности ликвидировать свалку отходов лесопиления.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Белозеровой Л.В., объяснения прокурора прокуратуры Вологодской области Рогозина А.Н., судебная коллегия
установила:
заместитель Великоустюгского межрайонного прокурора обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Юдинское Великоустюгского муниципального района о возложении обязанности ликвидировать свалку отходов лесопиления.
В обоснование исковых требований указал, что Великоустюгской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. В ходе проверки на территории сельского поселения Юдинское выявлены факты несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, а также отходов лесопиления общим объемом около 100 куб.м. Для устранения выявленных нарушений межрайонной прокуратурой 29.10.2021 главе сельского поселения Юдинское было внесено представление. В рамках исполнения представления администрацией сельского поселения свалка отходов лесопиления не ликвидирована, нарушения закона не устранены. Ненадлежащее исполнение законодательства ведет к загрязнению, засорению земель, уничтожению плодородного слоя почв, наносит существенный вред окружающей среде и здоровью людей.
С учетом уточнения заявленных требований, просил суд обязать общество с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие «Устюгмолоко» (далее ООО СХП «Устюгмолоко») ликвидировать свалку отходов лесопиления, находящуюся на земельном участке с кадастровым номером №..., расположенном по адресу: <адрес>; обязать администрацию сельского поселения Юдинское Великоустюгского муниципального района ликвидировать свалку отходов лесопиления, находящуюся на территории сельского поселения Юдинское в границах координат, отраженных на публичной кадастровой карте: точка 1 – №..., точка 2 – №..., точка 3 – №...; установить срок для исполнения указанных требований - четыре месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Определениями суда от 03.03.2022 и 24.03.2022, занесенными в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ООО СХП «Устюгмолоко», администрация Великоустюгского муниципального района и Бахарев А.В.
Решением Великоустюгского районного суда Вологодской области от 28.04.2022 требования заместителя Великоустюгского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворены частично.
На ООО СХП «Устюгмолоко» возложена обязанность ликвидировать свалку отходов лесопиления, находящуюся на земельном участке с кадастровым номером №..., расположенном по адресу: <адрес>, установлен срок для исполнения указанных требований - четыре месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На администрацию сельского поселения Юдинское Великоустюгского муниципального района возложена обязанность ликвидировать свалку отходов лесопиления, находящуюся на территории <адрес>, а именно в границах координат, отраженных на публичной кадастровой карте: точка 1 – №..., точка 2 – №..., точка 3 – №..., установлен срок для исполнения указанных требований – 31.12.2022.
Администрация Великоустюгского муниципального района Вологодской области и Бахарев А.В. от ответственности в качестве ответчиков освобождены.
В апелляционной жалобе администрация сельского поселения Юдинское Великоустюгского муниципального района просит решение суда отменить в части возложения на нее обязанности ликвидировать свалку отходов лесопиления и принять по делу новый судебный акт. В обоснование указывает, что отходы лесопиления не относятся к твердым коммунальным отходам, соответственно их ликвидация выходит за пределы полномочий органов местного самоуправления. Ссылает, что не является собственником земельного участка, на котором частично расположены отходы. Полагает, что справка, представленная ИП К.А.В., является ненадлежащим доказательством по делу. Считает выводы суда, изложенные в резолютивной части оспариваемого решения о ликвидации свалки с указанием на точки координат, отраженные на публичной кадастровой карте, являются некорректными, так как на данной карте границы размещены со смещением.
В отзыве администрация Великоустюгского муниципального района и возражениях помощник прокурора Ивойлов В.Н. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор прокуратуры Вологодской области Рогозин А.Н. с доводами апелляционной жалобы не согласился, полагал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве и возражениях на нее полагает, что решение принято судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Великоустюгской межрайонной прокуратурой проведена проверка в отношении администрации сельского поселения Юдинское по соблюдению законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
В ходе проверки установлено, что на территории сельского поселения Юдинское, согласно акту осмотра от 29.10.2021, выявлены факты несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, а также отходов лесопиления <адрес> общим объемом около 100 куб.м.
Для устранения выявленных нарушений межрайонной прокуратурой 29.10.2021 главе сельского поселения Юдинское было внесено представление, которое поступило в администрацию сельского поселения 05.11.2021 и рассмотрено 26.11.2021 с участием помощника межрайонной прокуратуры Ивойлова В.Н. (л.д. 8-9).
Согласно протоколу совещания при Главе сельского поселения Юдинское от 26.11.2021 №... факты, указанные в представлении, были приняты к сведению. В протоколе указано, что сложившаяся на территории сельского поселения Юдинское ситуация по ненадлежащему исполнению законодательства об охране окружающей среды свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией сельского поселения полномочий по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, что является недопустимым и неприемлемым. Принято решение принять меры по недопущению впредь допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих, привлечь к дисциплинарной ответственности старшего инспектора Ш.В.И. за ненадлежащее исполнение работниками возложенных на него трудовых обязанностей (л.д. 11-12).
В рамках исполнения представления администрацией сельского поселения свалка бытовых отходов ликвидирована.
Свалка отходов лесопиления не ликвидирована в связи с отсутствием бюджетных средств и установлением снежного покрова, о чем глава сельского поселения Юдинское В.В.С. указал в ответе на представление от 26.11.2021.
При рассмотрении дела также установлено, что свалка отходов лесопиления, расположенная на землях сельского поселения Юдинское, частично находится на земельном участке с кадастровым номером №..., расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности ООО СХП «Устюгмолоко».
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 1, частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктом 18 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 1 Закона Вологодской области от 13.11.2014 № 3474-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений», исходил из того, что несанкционированная свалка расположена на территории сельского поселения Юдинское Великоустюгского муниципального района, а собственник отходов лесопиления не установлен и пришел к выводу о том, что обязанность по утилизации и переработке как бытовых, так и отходов лесопиления должна быть возложена на администрацию сельского поселения.
Судебная коллегия находит указанные выводы верными, основанными на правильном применении закона.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы дела не представлены.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Принимая во внимание, что собственник отходов не установлен, несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории сельского поселения Юдинское Великоустюгского муниципального района, которое в силу приведенных выше положений законодательства несет ответственность по его надлежащему содержанию, выводы суда о наличии у администрации поселения обязанности по ее ликвидации, являются правомерными.
Вопреки доводам апелляционной жалобы нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции по делу не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права, по сути, сводятся к иной правовой оценке установленных по делу обстоятельств, оснований согласиться с которой, судебная коллегия не усматривает. В этой части доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения спора, либо опровергали бы изложенные в обжалуемом судебном акте выводы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 28.04.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации сельского поселения Юдинское Великоустюгского муниципального района – без удовлетворения.
Председательствующий Л.В. Белозерова
Судьи: А.М. Вахонина
Е.С. Махина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 09.08.2022.