гр. дело № 2- 1446/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 августа 2019 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Гуляевой Г.В.,
при секретаре Полищук Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Костромского района в интересах Головлева А. А. к администрации Костромского муниципального района Костромской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
Прокурор Костромского района обратился в суд с иском в интересах Головлева А.А. к администрации Костромского муниципального района Костромской области о возложении на муниципальное образование Костромской муниципальный район в лице администрации Костромского муниципального района Костромской области обязанности предоставить Головлеву А.А., dd/mm/yy года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Костромского муниципального района, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромского муниципального района. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Костромского района проведена проверка соблюдения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой выявлен Головлев А.А., dd/mm/yy г.р., не имеющий жилого помещения. Одинокая мать Головлева А.А. - Головлева Е.В. лишена родительских прав решением Костромского районного суда Костромской области от 13.10.2006г. На основании постановления администрации Костромского муниципального района от 07.03.2007г. № 135 несовершеннолетний Головлев А.А. передан на воспитание в приемную семью Чистякова М.Ю. и Чистяковой Л.В. Постановлением главы местного самоуправления Костромского района Костромской области от 31.10.2006 № 715 за Головлевым А.А. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: .... Указанное жилое помещение общей площадью 58,6 кв. м. принадлежит на праве общей долевой собственности матери Головлева А.А. – Головлевой Е.В., а также сожителю Головлевой Е.В. – Саватееву Д.О. Право пользования данным жилым помещением сохранено также за несовершеннолетними Головлевой И.Д., Головлевой А.Д., Головлевой А.А. Согласно решению Депутатов Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района от 16.11.2009 № 30 учетная норма площади жилого помещения составляет 12 кв. м. Заключением Межрайонного комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства от 23.04.2015г. № 534-06-03-Кр проживание Головлева А.А. в жилом помещении, расположенном по адресу: ..., признано невозможным. Приказом Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 23.04.2015 № 577 Головлев А.А. включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа данной категории, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Согласно данным филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области, ОГБУ «Костромаоблкадастр - Областное БТИ», Костромского отделения Верхне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, Головлев А.А. не имеет. Нанимателем жилых помещений по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма Головлев А.А. не является. Головлев А.А. имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, жилого помещения не имеет, состоит в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, соответственно приобрела право на получение по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение. Однако до настоящего времени указанное право не реализовано. В настоящее время Головлев А.А. обучается на третьем курсе ГБПОУ МО « Жуковский техникум», в связи с чем, проживает по адресу: .... Проживание по данному адресу носит временный характер. После окончания обучения в учреждении у Головлева А.А. будет отсутствовать жилое помещение для постоянного проживания на территории Костромской области.
В судебном заседании помощник прокурора Черных К.В. требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании истец Головлев А.А. требования поддержал, пояснил, что обучение в техникуме он окончил, вернулся в Костромской район, но проживать ему негде, он снимает жилье.
Представитель администрации Костромского района на основании доверенности Честнова О.А. требования признала.
Представитель Администрации Костромской области в судебном заседании не присутствует, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассматривать дело в его отсутствие. Ранее в адрес суда была направлена письменная позиция по иску.
Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области в судебное заседание своего представителя не направил, в материалах дела имеется телефонограмма с просьбой рассматривать дело в отсутствие представителя Департамента. Ранее, в письменном отзыве на исковое заявление представленном ранее суду, представитель по доверенности М.В. Киселева указала, что требования не подлежат удовлетворению, поскольку обеспечение жильем вне зависимости от очередности, ущемляет права и законные интересы иных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. По состоянию на 13 июня 2019 года Головлев А.А. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Департамент финансов Костромской области в судебное заседание своего представителя не направил, Департамент строительства Костромской области в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассматривать дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. п. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ, имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
Федеральным законом от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Жилищный кодекс РФ.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п. 1).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).
В силу ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившего в силу с 01.01.2013 г., действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 3 Закона Костромской области от 29.12.2014г. N 620-5-3KO "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети- сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - государственные полномочия).
Государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления, включают в себя: 1. формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2. принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет; 3. принятие решений об исключении жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма в отношении данных жилых помещений по окончании пятилетнего срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; 4. выявление в установленном администрацией Костромской области порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и принятии решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок.
Таким образом, Костромской муниципальный район наделен государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Как усматривается из материалов дела, Головлев А.А., dd/mm/yy года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что не оспаривалось ответчиком в ходе судебного разбирательства.
Мать Головлева А.А. - Головлева Е. В. лишена родительских прав решением Костромского районного суда Костромской области от dd/mm/yy
С этого момента Головлев А.А. приобрел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.
На основании постановления администрации Костромского муниципального района от 07.03.2007г. № 135 несовершеннолетний Головлев А.А. передан на воспитание в приемную семью Чистякова М.Ю. и Чистяковой Л.В.
Постановлением главы местного самоуправления Костромского района Костромской области от 31.10.2006 № 715 за Головлевым А.А. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: ....
Указанное жилое помещение общей площадью 58,6 кв. м. принадлежит на праве общей долевой собственности матери Головлева А.А. – Головлевой Е.В., а также сожителю Головлевой Е.В. – Саватееву Д.О. Право пользования данным жилым помещением сохранено также за несовершеннолетними: Головлевой И.Д., Головлевой А.Д., Головлевой А.А.
Головлев А.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: ..., что подтверждается справкой-выпиской от 31.01.2019г. из похозяйственной книги администрации Бакшеевского сельского поселения.
Головлев А.А. в период с 01.09.2016г. по 30.06.2019г. обучался в ГБПОУ Московской области «Жуковский техникум». В период с 20.07.2016г. по 31.07.2018г. Головлев А.А. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: ..., а в период 14.09.2018г. по 30.07.2019г. по адресу: ...
Согласно решению Депутатов Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района от 16.11.2009 № учетная норма площади жилого помещения составляет 12 кв. м.
Заключением Межрайонного комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства от 23.04.2015г. № 534-06-03-Кр проживание Головлева А.А. в жилом помещении, расположенном по адресу: ..., признано невозможным.
Приказом Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 23.04.2015 № 577 Головлев А.А. включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа данной категории, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
По сведениям ФГУП «Федеральная кадастровая палата Россреестра» по Костромской области, Филиала ФГУП «Федеральная кадастровая палата Россреестра» по Московской области, Филиала ФГУП «Федеральная кадастровая палата Россреестра» по Мурманской области прав на объекты недвижимого имущества за истцом не зарегистрировано.
По сведениям ОГБУ «Костромаоблкадастр - Областное БТИ», Костромского отделения Верхне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, Головлев А.А. не имеет.
Головлев А.А. нанимателем либо членом (бывшим членом) семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что Головлев А.А. жилым помещением не обеспечен.
Учитывая указанные положения действующего законодательства и принимая во внимание, что Головлев А.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот, достиг возраста 18 лет, не имеет в собственности жилого помещения, в надлежащем порядке включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих льготному обеспечению жильем, однако на момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечен, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Костромского района в интересах Головлева А.А. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Костромского района в интересах Головлева А. А. удовлетворить.
Обязать муниципальное образование – Костромской район в лице администрации Костромского муниципального района Костромской области предоставить Головлеву А. А., dd/mm/yy года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Костромского муниципального района Костромской области, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромского муниципального района Костромской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Г.В. Гуляева
Решение в окончательной форме изготовлено 6 августа 2019г.