Судья: Белякова Е.Е. | дело № 33-30377/2023 УИД 50RS0030-01-2022-006903-23 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск Московской области 04 сентября 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Панцевич И.А.,
судей Литвиновой М.А., Тарханова А.Г.
при помощнике судьи Юрковой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-349/2023 по иску заместителя Генерального прокурора Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области к Акционерному обществу «Полигон Тимохово» о взыскании материального ущерба, причиненного водному объекту,
по апелляционной жалобе Акционерного общества «Полигон Тимохово» на решение Ногинского городского суда Московской области от 03 марта 2023 года,
заслушав доклад судьи Панцевич И.А.,
объяснения явившихся участников процесса,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель Генерального прокурора РФ, действуя в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области, обратился к АО «Полигон Тимохово» с иском о взыскании материального ущерба, причиненного водному объекту, в котором просил взыскать в пользу РФ в федеральный бюджет с АО «Полигон Тимохово» 41 891 591 рубль (сорок один миллион восемьсот девяносто одну тысячу пятьсот девяносто один рубль) в счет возмещения вреда, причиненного водному объекту – реке Бизяевка (притоку реки Шаловка) при эксплуатации полигона ТКО «Тимохово».
В обоснование заявленных требований указано, что по поручению Генерального прокурора РФ проведена проверка соблюдения законодательства при осуществлении деятельности по эксплуатации Комплекса по переработке и размещению отходов «Тимохово» (полигона ТКО «Тимохово»), расположенного в Богородском городском округе Московской области.
Полигон ТКО «Тимохово» эксплуатируется с 1977 года, с 2020 года объект преобразован в Комплекс по переработке и размещению отходов, полигон расположен на арендованном АО «Полигон Тимохово» у администрации Богородского городского округа Московской области земельном участке площадью 113,8 га с кадастровым <данные изъяты>.
В соответствии с приказом Росприроднадзора от <данные изъяты> полигон ТКО «Тимохово» включен государственный реестр объектов размещения отходов.
В 2017 году полигон ТКО «Тимохово» поставлен на государственный учет в качестве объекта I категории HBOC, оказывающего значительное негативное действие на окружающую среду.
В настоящее время деятельность по обращению с отходами осуществляется АО «Полигон Тимохово» на основании полученной в Министерстве коммунального хозяйства Московской области лицензии от 07.10.2020 года на осуществление деятельности по сбору, обработке, утилизации, отходов IV класса опасности, размещению отходов III класса опасности.
Проектная документация «Комплекс по переработке отходов с реконструкцией и рекультивацией полигона ТКО «Тимохово» получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 05.10.2021 № 1093-РМ.
В соответствии с соглашением между Росприроднадзором и Правительством Московской области о передаче Правительству Московской части своих полномочий в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>-р, Министерство экологии и природопользования Московской области с 01.09.2016 осуществляло федеральный государственный экологический надзор, в том числе лицензионный контроль, в отношении АО «Полигон Тимохово».
В июле-августе 2017 года Министерством проведена внеплановая выездная проверка исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды на основании распоряжения от 07.07.2017 № РВ-1075.
В процессе проведенной проверки было установлено, что основным источником воздействия полигона на почвы, подземные поверхностные воды является фильтрат, образующийся в свалочном теле полигона, при этом объектом, на который оказывается наибольшее негативное влияние полигона являются поверхностные воды участка. Актом проверки Министерства от 14.08.2017 подтверждается, что загрязненный фильтратом поверхностный и подземный сток с полигона ТБО «Тимохово» разгружается в водоемы, непосредственно примыкающие к насыпи участка захоронения полигона, и далее загрязнение распространяется по западному дренажному каналу из водоемов в р. Бизяевка и далее в р. Шаловка и, в том числе подземным стоком, в водоемы, расположенные на удалении от полигона. Западный дренажный канал является основной дреной, по которой происходит загрязнение р. Бизяевка. Сброс очищенных сточных вод, образующихся после очистки фильтрата на очистных сооружениях, осуществлялся АО «Полигон Тимохово» на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 05.09.2016г. в водный объект (по проектной документации –водный объект № 9), в р. Бизяевку и далее в р. Шаловка, которая впадает в реку Клязьма. Согласно пункту 10 решения максимальное значение вредных веществ в сточных водах не должно превышать приведенных в нем показателей.
Для очистки фильтрата АО «Полигон Тимохово» эксплуатировались очистные сооружения типа HAASE RO 5-3-2 в количестве 3 единиц с трехступенчатой очисткой и производительностью 200 м.куб./сутки каждые.
С целью определения фактических концентраций вредных веществ в сточных водах, сбрасываемых после очистных сооружений в водный объект, и далее в р. Бизяевка и р. Шаловка, а также установления наличия или негативного влияния полигона на водные объекты, специалистами аккредитованной лаборатории ООО «ЭКО-ПОЛИГОН» 29.07.2017 в рамках проверки проведены отборы проб фильтрата в пруде - накопителе, сточной воды на выпуске после очистных сооружений, природной воды в водных объектах, примыкающих к полигону, в западном дренажном канале, природной воды в месте впадения в западный дренажный канал в р. Бизяевка, природной воды в реке Бизяевка.
Согласно экспертному заключению от 17.08.2017 № 27/17, подготовленному по результатам проведенной экспертизы отобранных проб, выявлены превышения нормативов загрязняющего вещества - БПК5 в 45,5 раза, содержащегося в сточных водах, сбрасываемых АО «Полигон Тимохово» в водный объект.
В пробе воды, отобранной из водного объекта <данные изъяты> по левому берегу, фактическое содержание аммоний иона превышает норму предельно допустимых концентраций (далее - ПДК) в 53,5 раза, хлоридов в 3,5 раза, сульфатов в 1,6 раз, нитритов в 2,7 раза, никеля в 4,8 раза, минерализация выше нормативов в 2,2 раза, ртути в 5,3 раза, мышьяка в 1,7 раз, значение показателей химического потребления кислорода (далее - ХПК) превышает нормативы в 13 раза, БПК - в 6,3 раза.
В пробе воды по правому берегу превышен норматив по содержанию аммоний иона в 19,9 раз, хлоридов в 3 раза, нитритов в 2,2 раза, никеля в 4,8 раза, железа в 1,2 раза, мышьяка в 2,1 раза, ХПК в 2 раза. Также в водном объекте е выявлены превышения показателей по нефтепродуктам в 4,9 раза, фенола в 12,5 раза, минерализации в 1,5 раза, БПК в 6,3 раза.
В месте впадения водного объекта <данные изъяты> в западный дренажный канал выявлены концентрации аммоний иона в 55,2 раза выше ПДК, хлоридов в 3,5 раза, железа в 1,2 раза, ртути в 7,9 раза, мышьяка в 3,1 раза, ХПК в 17,2 раза.
В воде на выпуске в р. Бизяевка в 200 метрах от дороги фактическое содержание аммоний иона превышает ПДК в 21,3 раза, хлоридов в 2,7 раза, и в 1,8 раза, никеля в 2 раза, ртути в 4,3 раза, мышьяка в 3,4 раза.
В пробе природной воды возле дороги по течению р. Бизяевка выявлены превышения по аммоний иону в 4,2 раза, по ртути в 7,3 раза, по мышьяку в 1,8 раза.
Таким образом, было установлено, что содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых в сточных водах превышает предельно допустимые концентрации, что оказывает негативное воздействие на р. Бизяевку, являющуюся притоком р. Шаловка, и свидетельствует о несоответствии сточных вод установленным законодательством Российской Федерации нормативам.
По итогам проведенной экспертизы в заключении сделаны выводы о наличии негативного воздействия на водные объекты, прилегающие к свалочному телу полигона ТКО «Тимохово».
Виновность ответчика в нарушении правил водопользования при сбросе сточных вод в указанный водный объект с превышением установленных нормативов подтверждается вступившим в законную силу постановлением Министерства экологии и природопользования Московской области от 06.09.2017 года о привлечении общества к административной ответственности статьи 8.14 КоАП РФ.
По утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87 Методике исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, размер ущерба, причиненного водному объекту, составил 41 891 591 руб.
В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 № 680/35 полномочия по осуществлению федерального государственного экологического надзора в области охраны окружающей среды в области обращения с отходами производства и потребления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, намеренных осуществлять или осуществляющих деятельность по сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления I-V классов опасности в границах территории Московской области в рамках Соглашения между Росприроднадзором и Правительством Московской области, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.08.2016 № 1646-р, на территории Московской области переданы в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области.
Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области 03.06.2022 года в адрес АО «Полигон Тимохово» направлено требование № 12 Исх-6820 о добровольном возмещении причиненного водному объекту ущерба в тридцатидневный срок (получено адресатом 24.06.2022 года). Требование было ответчиком оставлено без удовлетворения.
Негативное воздействие на окружающую среду, причиненное АО «Полигон Тимохово» компонентам окружающей природной среды, повлекло нарушение гарантированного Конституцией РФ права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, создало опасность для окружающей среды, в связи с чем, и подан настоящий иск.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области иск поддержало.
АО «Полигон Тимохово» иск не признало, ссылаясь на то, что размер его затрат на выполнение мероприятий по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного сброса вредных (загрязняющих) веществ превышает размер вреда, определенный на основании Методики, в связи с применением пункта 14 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 №87, а именно в связи, с понесенными ответчиком расходами на строительство третьей очереди очистных сооружений в иске должно быть отказано.
Факт строительства третьей очереди очистных сооружений, состоящей из двух установок обратного осмоса производительностью 200 мЗ/сутки каждой, подтверждаются: договором от 25.05.2017 года, заключенным ответчиком с ООО «ЭКОКОМ»; актом №1 приема-передачи оборудования от 12.09.2017 года; актом №2 ввода оборудования в эксплуатацию от 29.09.2017 года.
Затраты на строительство третьей очереди очистных сооружений в общей сумме 89 568 278,57 рублей подтверждаются платежными документами: платежным поручением №12 от 31.05.2017 года на сумму 35 000 000 рублей; платежным поручением №14 от 31.05.2017 года на сумму 7 665 481,30 рублей; платежным поручением №242 от 24.08.2017 года на сумму 33 003 609 рублей; платежным поручением №305 от 18.09.2017 года на сумму 9 296 513 рублей; платежным поручением №347 от 03.10.2017 года на сумму 4 602 675,27 рублей.
Кроме того, затраты подтверждаются договором от 25.05.2017 года и товарно- сопроводительными документами: товарной накладной №49 от 12.09.2017 года; актом №60 от 29.09.2017 года.
Строительство очистных сооружений осуществлено ответчиком за счет собственных средств (нормативной прибыли) в рамках инвестиционной программы по реконструкции полигона захоронения отходов в комплекс переработки отходов, что подтверждается инвестиционной программой АО «Полигон Тимохово» по развитию технологии обращения с отходами на полигоне ТКО «Тимохово» Богородского городского округа Московской области на 2019-2022 годы, утвержденной распоряжением Министерства Жилищно- коммунального хозяйства Московской области от 12.12.2018г. №349-РВ.
В 2018 году Министерство экологии и природопользования Московской области (распоряжение от 2.11.2018г. №651-РМ) утвердило положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации ТКО «Тимохово», подтверждающее эффективность и достаточность технических решений очистных сооружений, в том числе их третей очереди, построенной осенью 2017 года.
В 2021 году Министерство экологии и природопользования Московской области (распоряжение от 5.10.2021г. №1093-РМ) утвердило положительное заключение государственной экологической экспертизы модернизированной проектной документации ТКО «Тимохово», повторно подтверждая эффективность очистных сооружений.
При этом органам исполнительной власти Московской области было известно как о затратах на строительство очистных сооружений (инвестиционная программа ответчика и распоряжение о ее утверждении Министерства ЖКХ Московской области от 12.12.2018г. №349-РВ), так и содержание технических и проектных решений (распоряжения от 2.11.2018г. №651 -РМ, от 5.10.2021 г. № 1093-РМ, решение от 14.10.2022г. №50-09.01.03.005- П-РСБХ-С-2022-16642/00 Минэкологии Московской области).
Кроме того, Министерство экологии и природопользования Московской области не имеет утвержденной административной процедуры согласования каких-либо затрат на строительство очистных сооружений за исключением экологической экспертизы проектной документации, которая была утверждена Министерством в отношении ответчика, что подтверждается постановлением Правительства Московской области от 26.04.2013 N 277/12 (т. 1 л.д.350-352, т.2. л.д.118-121, 143-147).
Третье лицо Министерство экологии и природопользования Московской области поддержало заявленные требования.
Представители третьих лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Московской области, Московско-Окского бассейнового водного управления, Правительства Московской области в суд не явились, о явке извещены.
Решением Ногинского городского суда Московской области от 03 марта 2023 года иск удовлетворен частично.
Постановлено:
Взыскать с Акционерного общества «Полигон Тимохово» в пользу Российской Федерации в федеральный бюджет – 41 814 464 (сорок один миллион восемьсот четырнадцать тысяч четыреста шестьдесят четыре) рубля 72 коп., в счет возмещения вреда, причиненного водному объекту – реке Бизяевка (притоку реки Шаловка) при эксплуатации полигона ТКО «Тимохово».
В удовлетворении иска заместителя Генерального прокурора Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области к Акционерному обществу «Полигон Тимохово» о взыскании материального ущерба, причиненного водному объекту, в большем размере отказать.
Взыскать с Акционерного общества «Полигон Тимохово» в доход бюджета Богородского городского округа госпошлину в размере 60 000,00 руб.
В апелляционной жалобе АО «Полигон Тимохово» просит об изменении постановленного решения, уменьшив сумму взыскиваемого ущерба до 0 рублей.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия не находит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения и для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Из материалов дела усматривается и установлено судом, что по поручению Генерального прокурора РФ Генеральной прокуратурой РФ была проведена проверка соблюдения законодательства при осуществлении деятельности по эксплуатации Комплекса по переработке и размещению отходов «Тимохово» (полигона ТКО «Тимохово»), расположенного в Богородском городском округе Московской области.
В ходе указанной проверки было установлено, что полигон «Тимохово» эксплуатируется с 1977 года, с 2020 года объект преобразован в Комплекс по переработке и размещению отходов.
Объект расположен на земельном участке площадью 113,8 га с кадастровым 50:16:0000000:306, на основании договора аренды № 47-2010 от 23.09.2010 года, заключенного между Комитетом по управлению имуществом администрации Ногинского муниципального района и ОАО «Полигон Тимохово», на срок аренды по 22.09.2059 года (л.д.27-33).
По состоянию на 2017 год АО «Полигон Тимохово» осуществляло деятельность по сбору отходов IV класса опасности, размещению отходов IV класса опасности на основании лицензии № 077320 от 23.05.2016 года, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (л.д.39-46).
В 2017 году ОАО «Полигон Тимохово» поставлено на государственный учет в качестве объекта 1 категории НВОС, оказывающего значительное негативное воздействие на окружающую среду, что подтверждается Свидетельством от 25.01.2017 года (л.д.47).
В настоящее время деятельность по обращению с отходами осуществляется АО «Полигон Тимохово» на основании лицензии, полученной в Министерстве коммунального хозяйства Московской области 07.10.2020 года на осуществление деятельности по сбору, обработке, утилизации, отходов IV класса опасности, размещению отходов III класса опасности.
Проектная документация «Комплекс по переработке отходов с реконструкцией и рекультивацией полигона ТКО «Тимохово» получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 05.10.2021 № 1093-РМ.
Министерством экологии и природопользования Московской области 05.09.2016 года принято решение о предоставлении водного объекта в пользование ОАО «Полигон Тимохово» для целей сброса сточных, в том числе, дренажных вод в р. Шаловка через ручей Бизяевка в (л.д.75-82).
В связи с поступающими обращениями граждан распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 07.07.2017 года № РВ -1075 была назначена внеплановая выездная проверка в отношении АО «Полигон Тимохово» в целях проверки фактов возможного нарушения природоохранного законодательства АО «Полигон Тимохово» (л.д.198-203).
Из акта проверки Министерством экологии и природопользования Московской области № РВ -1075/2017 (л.д.208-220), протокола отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 28.07.2017 года (л.д.221-223), экспертного заключения № 27/17 от 17.08.2017 года по результатам лабораторных измерений и исследований(т.1, л.д.49-62), Протокола Министерства экологии и природопользования Московской области № 112312/52/2017 от 01.09.2017 года (л.д.224-232) установлено, что основным источником воздействия полигона на почвы, подземные поверхностные воды является фильтрат, образующийся в свалочном теле полигона, при этом объектом, на который оказывается наибольшее негативное влияние полигона являются поверхностные воды участка.
Актом проверки Министерства от 14.08.2017 подтверждается, что загрязненный фильтратом поверхностный и подземный сток с полигона ТБО «Тимохово» разгружается в водоемы, непосредственно примыкающие к насыпи участка захоронения полигона, и далее загрязнение распространяется по западному дренажному каналу из водоемов в р. Бизяевка и далее в р. Шаловка и, в том числе подземным стоком, в водоемы, расположенные на удалении от полигона.
Западный дренажный канал является основной дреной, по которой происходит загрязнение р. Бизяевка.
Сброс очищенных сточных вод, образующихся после очистки фильтрата на очистных сооружениях, осуществлялся АО «Полигон Тимохово» на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 05.09.2016г. в водный объект (по проектной документации –водный объект № 9), в р. Бизяевку и далее в р. Шаловка, которая впадает в реку Клязьма. Согласно пункту 10 решения максимальное значение вредных веществ в сточных водах не должно превышать приведенных в нем показателей.
Для очистки фильтрата АО «Полигон Тимохово» на момент проверки эксплуатировались очистные сооружения типа HAASE RO 5-3-2 в количестве 3 единиц с трехступенчатой очисткой и производительностью 200 м.куб./сутки каждые.
С целью определения фактических концентраций вредных веществ в сточных водах, сбрасываемых после очистных сооружений в водный объект, и далее в р. Бизяевка и р. Шаловка, а также установления наличия или негативного влияния полигона на водные объекты специалистами аккредитованной лаборатории ООО «ЭКО-ПОЛИГОН» 29.07.2017 в рамках проверки проведены отборы проб фильтрата в пруде - накопителе, сточной воды на выпуске после очистных сооружений, природной воды в водных объектах, примыкающих к полигону, в Западном дренажном канале, природной воды в месте впадения в Западный дренажный канал в р. Бизяевка, природной воды в реке Бизяевка.
Согласно экспертному заключению от 17.08.2017 № 27/17, подготовленному по результатам проведенной экспертизы отобранных проб, выявлены превышения нормативов загрязняющего вещества - БПК5 в 45,5 раза, содержащегося в сточных водах, сбрасываемых АО «Полигон Тимохово» в водный объект.
В пробе воды, отобранной из водного объекта № 9 по левому берегу, фактическое содержание аммоний иона превышает норму предельно допустимых концентраций (далее - ПДК) в 53,5 раза, хлоридов в 3,5 раза, сульфатов в 1,6 раз, нитритов в 2,7 раза, никеля в 4,8 раза, минерализация выше нормативов в 2,2 раза, ртути в 5,3 раза, мышьяка в 1,7 раз, значение показателей химического потребления кислорода (далее - ХПК) превышает нормативы в 13 раза, БПК - в 6,3 раза.
В пробе воды по правому берегу превышен норматив по содержанию аммоний иона в 19,9 раз, хлоридов в 3 раза, нитритов в 2,2 раза, никеля в 4,8 раза, железа в 1,2 раза, мышьяка в 2,1 раза, ХПК в 2 раза. Также в водном объекте е выявлены превышения показателей по нефтепродуктам в 4,9 раза, фенола в 12,5 раза, минерализации в 1,5 раза, БПК в 6,3 раза.
В месте впадения водного объекта № 9 в западный дренажный канал выявлены концентрации аммоний иона в 55,2 раза выше ПДК, хлоридов в 3,5 раза, железа в 1,2 раза, ртути в 7,9 раза, мышьяка в 3,1 раза, ХПК в 17,2 раза.
В воде на выпуске в р. Бизяевка в 200 метрах от дороги фактическое содержание аммоний иона превышает ПДК в 21,3 раза, хлоридов в 2,7 раза, и в 1,8 раза, никеля в 2 раза, ртути в 4,3 раза, мышьяка в 3,4 раза.
В пробе природной воды возле дороги по течению р. Бизяевка выявлены превышения по аммоний иону в 4,2 раза, по ртути в 7,3 раза, по мышьяку в 1,8 раза.
Содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых в сточных водах превышает предельно допустимые концентрации, что оказывает негативное воздействие на р. Бизяевку, являющуюся притоком р. Шаловка, и свидетельствует о несоответствии сточных вод установленным законодательством Российской Федерации нормативам.
По итогам проведенной экспертизы в заключении сделаны выводы о наличии негативного воздействия на водные объекты, прилегающие к свалочному телу полигона ТКО «Тимохово» (т.1, л.д.49-74).
Постановлением Министерства экологии и природопользования Московской области от 06.09.2017 года № 112312/52/2017 АО «Полигон Тимохово» признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч1 ст. 8.14 КоАП РФ, выразившегося в нарушении правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и сбросе сточных вод в водные объекты, в связи с чем, было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000,00 руб. (л.д.241-250).
Решением Ногинского городского суда по делу об административном правонарушении от 02.11.2017 года по делу № 12-432/2017 постановление по делу об административном правонарушении № 112312/52/2017 от 06.09.2017 года в отношении АО «Полигон Тимохово» по ст. 8.14 ч.1 КоАП РФ – оставлено без изменения, жалоба представителя АО «Полигон Тимохово» без удовлетворения (л.д.251-257).
По итогам проведенной экспертизы по утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87 Методике исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, вследствие нарушения водного законодательства был произведен расчет размера ущерба, причиненного водному объекту, который составил 41 891 591 руб. (л.д.49-62).
Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области 03.06.2022 года в адрес АО «Полигон Тимохово» направлено требование № 12 Исх-6820 о добровольном возмещении причиненного водному объекту ущерба в тридцатидневный срок (л.д.260-270). Требование получено ответчиком 24.06.2022 года и не исполнено добровольно.
Ответчик, не отрицая своей вины в нарушение действующего природоохранного законодательства, возражал против удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на необходимость применения п. 14 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 №87, поскольку размер затрат АО «Полигон Тимохово» на выполнение мероприятий по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного сброса вредных (загрязняющих) веществ превышает размер вреда, определенного на основании Методики.
Ответчиком суду представлены доказательства тому, что после проведенной проверки (2017год) АО «Полигон Тимохово» были выполнены работы на поставку и вводу в эксплуатацию третьей очереди очистных сооружении по очистке фильтрата полигона ТБО «Тимохово», состоящей из двух установок обратного осмоса производительностью 200 м3/сутки каждой, что подтверждается: договором поставки № 16-1 от 25.05.2017 года, заключенным ответчиком с ООО «ЭКОКОМ» (т.1, л.д.363-362), актом №1 приема- передачи оборудования от 12.09.2017 года (т.1, л.д.363); актом № 2 ввода оборудования в эксплуатацию от 29.09.2017 года (т.1, л.д.364). Затраты на ввод в эксплуатацию третьей очереди очистных сооружений составили в рублевом эквиваленте 89 568 278,57 рублей, что подтверждается товарной накладной № 49 от 12.09.2017 года, платежными поручениями от 31.05.2017 года, от 31.05.2017 г., от 24.08.2017г., от 18.09.2017г., от 03.10.12017г. Источник финансирования – нормативная прибыль (т.1, 365-371). Данные затраты не учитывались ответчиком при расчете платы за сбросы вредных (загрязняющих) веществ в водные объекты, что подтверждается расчетами платы (представлены копии деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду, согласно которым в расчете не учтены суммы на выполнение мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду (т.2.л.д.148-157).
Разрешая заявленный спор при таких обстоятельствах, удовлетворяя заявленный иск в части взыскания с ответчика в пользу Российской Федерации определенной судом денежной суммы в счет возмещения ущерба, причиненного водному объекту, суд, руководствуясь ст.ст. 56, 67 ГПК РФ, ст.ст. 15, 1064 ГК РФ, п. 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», исходил из обоснованности заявленных требований, поскольку факт причинения ответчиком ущерба и его размер подтверждены материалами дела, при этом, пришел к выводу, что размер, причиненного ущерба водному объекту надлежит в силу п. 11 Методики № 87 необходимо уменьшить на величину фактической оплаты свехнормативного сброса вредных веществ, учитываемых за период времени, принятый при оценке вреда.
Судом установлено, что плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в водные объекты в сумме 77 126,28 рублей оплачен ответчиком в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями: №259 от 19.04.2017 года в сумме 10 311,18 рублей; №135 от 18.07.2017 года в сумме 26 808,09 рублей; №394 от 17.10.2017 года в сумме 5 342,17 рублей; №142 от 26.02.2018 года в сумме 34 664,84 рублей, а потому с ответчика АО «Полигон Тимохово» надлежит взыскать в федеральный бюджет в пользу Российской Федерации денежные средства в сумме 41814464 рубля 72 коп., в счет возмещения вреда, причиненного водному объекту – реке Бизяевка (притоку реки Шаловка) при эксплуатации полигона ТКО «Тимохово».
Доводы ответчика о необходимости снижения размера взыскиваемого ущерба до 0 рублей признаны необоснованными, при этом, судом отмечено, что ответчиком не представлены доказательства тому, что поставка и монтаж третьей очереди очистных сооружений обеспечило предупреждение либо привело к прекращению сверхнормативного или сверхлимитного сброса вредных (загрязняющих) веществ.
Представленные ответчиком доказательства (протокол испытаний № 0069/1 от 24.03.2021 года, протокол испытаний № СГ/136-21 от 05.10.2021 года, экспертное заключение Химико- Аналитической Лаборатории «РПН- Сфера») суд не может принять в качестве доказательства возможности применения п. 14 Методики для уменьшения вреда, причиненного водному объекту, поскольку данные испытания касаются работы очистных сооружений по состоянию на 2021-2022 годы, с учетом ввода в эксплуатацию дополнительных очередей, при этом некорректная работа очистных сооружений, подтверждается представленными истцом доказательствами и не оспаривается ответчиков, в том числе в письме от 22.06.2022 года № 373 в адрес заместителя прокурора межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области (л.д.140).
К тому же, расходы, связанные с осуществлением очистных мероприятий, не подтверждены полномочным органом власти в установленном законом порядке.
Судебная коллегия, проверяя доводы апелляционной жалобы, соглашается с выводами суда, поскольку они не противоречат собранным по делу доказательствам и сделаны судом с учетом верно примененных норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Обязанность водопользователей не допускать причинения вреда окружающей среде закреплена пунктом 1 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ). Пунктом 1 части 6 статьи 60 ВК РФ запрещено осуществлять при эксплуатации водохозяйственной системы сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
В части 4 статьи 35 ВК РФ определено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Обязанность по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, в том числе и водным объектам, предусмотрена частью 1 статьи 69 ВК РФ и пунктом 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ.
В соответствии с частью 6 статьи 56 и пунктами 1, 3 части 6 статьи 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, содержащих радиоактивные и другие опасные для здоровья человека вещества и соединения с превышением нормативов допустимого воздействия и не соответствующих требованиям технических регламентов.
Статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве одного из способов возмещения вреда предусмотрено возмещение причиненных убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, и с учетом положений статей 15, 1064 ГК РФ истец должен доказать ущерб, причиненный неправомерными действиями ответчика, связанными с нарушением природоохранного законодательства, причинную связь между действиями ответчика и нанесением ущерба, размер причиненного ущерба (убытков).
В случае превышения юридическими лицами установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона об охране окружающей среды). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика (пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде").
Материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривается факт сброса сточных вод в реку Бизяевку с превышением нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ и допустимого воздействия на указанный водный объект.
Доказательства отсутствия наступления негативных последствий для водного объекта от указанных действий либо их возникновения в силу иных факторов Обществом не представлены.
Виновность Общества установлена судом первой инстанции при исследовании представленных сторонами документов, в том числе протоколов отбора проб и образцов, актов приема проб воды на исследование, материалов административного производства.
Учитывая, что факт причинения ущерба водному объекту путем превышения установленных допустимых концентраций загрязняющих веществ в составе сточных вод подтвержден материалами дела и Обществом не опровергнут, выводы суда о наличии правовых оснований для возмещения Обществом вреда, причиненного водному объекту сбросом вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод, являются правомерными.
Вред, причиненный водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, подлежит возмещению добровольно или в судебном порядке лицами, его причинившими, в размере, исчисленном в соответствии с методикой, утвержденной в установленном Правительством Российской Федерации порядке (статья 69 ВК РФ).
Согласно правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 21.12.2011 N 1743-О-О и постановлении от 02.06.2015 N 12-П, а также содержащимся в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22.04.2015 N АКПИ15-249, исключительное свойство окружающей среды к самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия и особенности экологического ущерба, который не поддается в полной мере объективной оценке (в частности, по причине отдаленности во времени последствий правонарушения), предопределяют необходимость применения условного метода определения его размера, используемого в методиках исчисления размера вреда.
Для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в том числе, вследствие нарушения правил эксплуатации водохозяйственных систем, сооружений и устройств, а также при авариях на предприятиях, транспорте и других объектах, связанных со сбросом вредных (загрязняющих) веществ в водный объект, включая аварийные разливы нефти и иных вредных (загрязняющих) веществ, в результате которых произошло загрязнение, засорение и (или) истощение водных объектов применяется Методика N 87.
Пунктом 6 Методики N 87 предусмотрено, что исчисление размера вреда основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для фиксации и устранения причин факта загрязнения, в том числе затрат, связанных с разработкой проектно-сметной документации, и затрат, связанных с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением показателей состояния водного объекта до допущенного нарушения, а также для устранения последствий нарушений.
Расчет ущерба, приведенный судом в решении, не оспаривается сторонами.
При этом, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что размер вреда не может быть более необходимых расходов на восстановление природоохранного объекта, рассчитанного на момент обнаружения вреда.
В соответствии с пунктом 12 Методики N 87 размер вреда, исчисленный согласно пункту 11, уменьшается на величину фактической оплаты сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ, которая рассчитывается исходя из массы вредных (загрязняющих) веществ, учитываемых за период времени, принятый при оценке вреда.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, исследовав полно и всесторонне представленные сторонами доказательства, пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований - в сумме 41 814 464,72 руб.
Ответчик в апелляционной жалобе указывает на то, что сумма вреда должна быть уменьшена на величину фактических затрат на водоохранные мероприятия.
Апелляционный суд считает указанные доводы необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 14 Методики N 87 в случае выполнения мероприятий (строительство и/или реконструкция очистных сооружений, систем оборотного и повторного водоснабжения) по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного сброса вредных (загрязняющих) веществ размер вреда, исчисленного в соответствии с пунктом 11 настоящей Методики, уменьшается на величину фактических затрат на выполнение указанных мероприятий в текущем году, осуществленных на момент исчисления размера вреда. Фактические затраты на выполнение мероприятий по предупреждению сверхнормативного сброса вредных (загрязняющих) веществ и ликвидации загрязнения водного объекта или его части документально подтверждаются виновной стороной, а их обоснованность проверяется органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов.
Из анализа приведенных положений в совокупности с пунктом 14 Методики N 87 следует, что уменьшение размера вреда на величину соответствующих затрат может быть произведено только в случае фактического выполнения мероприятий по предупреждению сверхнормативного сброса вредных (загрязняющих) веществ.
Суд первой инстанции, исследуя в совокупности представленные сторонами доказательства, не согласился с доводом Общества о необходимости уменьшения размера исчисленного вреда на произведенные ответчиком фактические затраты, поскольку представленные документы не подтверждают факт того, что произведенные затраты были направлены на снижение концентрации (и в итоге привели к такому снижению) в сточных водах тех вредных веществ, превышение ПДК, которых выявлено в акте проверки, и по которым произведен расчет размера вреда, в связи с чем осуществленные Обществом мероприятия признаны судом не соответствующими целям, установленным в пункте 14 Методики N 87 со ссылкой на отсутствие доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных расходов в связи с восстановлением нарушенного состояния водного объекта, а не осуществления ответчиком мероприятий с целью исполнения возложенных на него законом обязанностей, как природопользователя.
Кроме этого, в соответствии с абзацем 4 пункта 14 Методики N 87, фактические затраты на выполнение мероприятий по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ и ликвидации загрязнения водного объекта или его части должны быть документально подтверждаются виновной стороной и проверены органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов на предмет из обоснованности и целесообразности.
Обществом не представлены доказательства, подтверждающие признание органом исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, обоснованными в соответствии с Методикой N 87.
В целом, документы, представленные ответчиком в подтверждение фактических затрат свидетельствуют лишь о факте проведения соответствующих работ и не могут быть безусловно квалифицированы как направленные на предупреждение сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ и ликвидации загрязнения водного объекта.
Таким образом, оснований для уменьшения размера вреда на величину произведенных ответчиком затрат, не имеется.
С учетом изложенного, оснований для изменения постановленного решения с учетом доводов апелляционной жалобы не имеется, поскольку указанные доводы направлены на переоценку постановленного решения и не свидетельствуют о нарушении норм материального или процессуального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ногинского городского суда Московской области от 03 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Акционерного общества «Полигон Тимохово» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи