Дело № 5-82/2021 ......
......
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владимир 08 февраля 2021 года
ул. Б. Нижегородская, д. 67-а
Судья Фрунзенского районного суда г. Владимира Глебовский Я.А.,
с участием Рогозиной Ю.Н., Саловой Е.И. - представителей государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области «Городская клиническая больница №5» (далее – ГБУЗ ВО «ГКБ №5»), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,
представителя Территориального органа Росздравнадзора по Владимирской области - Киселева Д.М. по доверенности,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ в отношении ГБУЗ ВО «ГКБ №5»,
установил:
Ведущим специалистом отдела контроля и надзора в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств и медицинских изделий Территориального органа Росздравнадзора по Владимирской области Веселовой Д.Д. в отношении ГБУЗ ВО «ГКБ №5», имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, а том числе по профилю «терапия», составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
Согласно протоколу № 88/02-33 от 23.12.2020 выявлены нарушения подпунктов «а» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утв. Постановлением Правительства РФ от 16. 04. 2012 г. N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), выраженные в осуществлении медицинской деятельности с несоблюдением порядков оказания медицинской помощи, а именно:
В нарушение п.6 и п. 8 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия" утв. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11 2012 г. N 923н, Х. наблюдающейся с диагнозом «...... с 2016, рекомендован лекарственный препарат «......», в дозировке 240мг 2 раза в день. Указанное заболевание входит в категорию заболеваний, установленных приложением №1 Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 №890, при амбулаторном лечении которого лекарственные изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Х.. имеет право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом «......», включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2020 год, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 12.10.2019 №2406-р, в период с 20.02.2020 по 25.02.2020, с 22.04.2020 по 10.06.2020, с 07.08.2020 по 20.10.2020, с 18.11.2020 по 23.12.2020 (момент составления протокола) не обеспечена указанным препаратом.
Указанные нарушение лицензионных требований являются грубыми, т.к. могли повлечь угрозу жизни и здоровья.
Юридическое лицо имело возможность для соблюдения вышеуказанных требований, однако не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, по мнению надзорного органа, в действиях юридического лица содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, то есть осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
При рассмотрении дела представитель Территориального органа Росздравнадзора по Владимирской области Киселев Д.М. полагал составленный протокол по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ обоснованным, а учреждение подлежащим привлечению к административной ответственности.
При рассмотрении дела в судебном заседании представители ГБУЗ ВО «ГКБ №5» поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях.
Дополнительно пояснили, что медицинская организация выполняет лицензионные требования в полном объеме. Полагает, что относительно нарушений связанных с не обеспечением пациента лекарственным препаратом за период 20.02.2020 по 25.02.23020, с 22.04.2020 по 10.06.2020, с 07.08.2020 по 20.10.2020 срок давности привлечения к административной ответственности истек. В письменных возражениях указывает, что необходимые препараты получены пациентом за указанные периоды. Согласно п.13 Положения о порядке обеспечения лекарственными средствами, утв. Постановлением Губернатора Владимирской области от 15.02.2020 №147 при амбулаторном лечении при отсутствии лекарственного препарата в аптеке обеспечением им производится в течение 1 месяца после поступления рецепта в аптеку. Указанный срок обеспечения пациента соблюден. Кроме того, 01.12.2020 из выявленной экономии денежных средств не произведена закупка медицинского препарата для обеспечения Х.., а также произведена закупка необходимого количества препарата из поступивших в декабре 2020 средств от департамента здравоохранения.
Кроме того, поскольку финансирование учреждения осуществляется Департаментом здравоохранения Владимирской области, учреждение предприняло все зависящие от него меры, направленные на не допущение нарушения порядка оказания медицинской помощи, направив запросы в Департамент о необходимости обеспечить финансирование на лечение, в том числе Х.., запросы от 27.03.2020 (получен 27.03.2020, от 26.05.2020, от 23.06.2020, от 07.09.2020, от 17.09.2020, которые не удовлетворены в полном объеме.
Выслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетеля, изучив материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что юридическому лицу вменяется совершение административного правонарушения в форме бездействия. Срок давности привлечения к административной ответственности по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ составляет 3 месяца и исчисляется с момента совершения правонарушения, выраженного в форме действия, в отношении правонарушения, выраженного в форме бездействия с момента его обнаружения (выявления), при чем, указанные нарушения связаны с оказанием медицинской помощи конкретному пациенту.
Установлено, что ГБУЗ ВО «ГКБ №5» осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной Департаментом здравоохранения администрации Владимирской области от 26.12.2020 года, сроком действия – бессрочно, а также на основании ранее выданной лицензии от 07.04.2020, по адресу места осуществления деятельности: 600031, Владимирская область, г. Владимир, ул. Добросельская д.38А, в том числе по профилю «терапия».
Часть 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусматривает административную ответственность граждан, должностных и юридических лиц за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), с назначением административного наказания должностным лицам в виде административного штрафа от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).
В соответствии с пунктом 6 указанного Положения под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом, в частности, требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 5 указанного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании, в том числе возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
В силу подпункта "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 г. N 923н утвержден Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия".
В силу пункта 8 данного Порядка при наличии медицинских показаний для лечения пациента врачом-специалистом по профилю его заболевания врач-терапевт участковый, врач-терапевт участковый цехового врачебного участка, врач общей практики (семейный врач) осуществляет наблюдение за клиническим состоянием пациента, его лечение в соответствии с рекомендациями врача-специалиста по профилю заболевания.
Пунктом 6 названного Порядка установлено, что организация первичной медико-санитарной помощи осуществляется по территориально-участковому принципу в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 г. N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению".
Согласно подпункту "а" пункта 4 этого Положения первичная медико-санитарная помощь в медицинских организациях может оказываться населению в качестве бесплатной - в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования и средств соответствующих бюджетов, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
При этом в силу пункта 11 приложения N 1 к указанному Положению ("Правила организации деятельности поликлиники") основными задачами поликлиники являются организация дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе необходимыми лекарственными средствами, отдельным категориям граждан.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 г. N 1506 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Данной программой предусмотрено за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Частью 2 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
В соответствии с пунктом 9 Положения о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 15.02.2012 г. N 147 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении", в целях своевременного обеспечения граждан, имеющих право на меры социальной поддержки лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, учреждения здравоохранения в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов субсидий на иные цели на обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по зубопротезированию и лекарственному обеспечению осуществляют в установленном законодательством порядке подготовку документов, необходимых для осуществления закупок, и направляют их уполномоченному органу Владимирской области, осуществляющему полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обеспечивают своевременное заключение гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по итогам закупок, а также контроль за их исполнением.
В соответствии с п.13 постановления Губернатора Владимирской области от 15.02.2012 г. N 147 обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи осуществляется:
- в день предоставления рецепта в аптеку, осуществляющую отпуск лекарственного препарата или изделия медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, - при наличии лекарственного препарата или изделия медицинского назначения;
- в течение 1 месяца со дня предоставления рецепта в аптеку, осуществляющую отпуск лекарственного препарата и изделия медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, - при отсутствии лекарственного препарата или изделия медицинского назначения.
В силу ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения лица к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения, а в случае, если правонарушение является длящимся, со дня его обнаружения.
Выявленные нарушения Порядка № 923н за период с 20.02.2020 по 25.02.23020, с 22.04.2020 по 10.06.2020, с 07.08.2020 по 20.10.2020, с учетом п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не являются длящимися, следовательно, срок давности привлечения лица к административной ответственности по указанным эпизодам составляет три месяца, и начинает исчисляться со дня окончания установленного срока.
При этом по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, судья не вправе делать выводы о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении.
На момент рассмотрения дела истек срок давности привлечения к административной ответственности по фактам не необеспечения лекарственным препаратом за период с 20.02.2020 по 25.02.2020, с 22.04.2020 по 10.06.2020, с 07.08.2020 по 20.10.2020.
Из представленных при рассмотрении дела дополнительных доказательств учреждением следует, что пациента необходимо было обеспечить лекарственным препаратом с 18.11.2020, рецепт на его получение выписан 03.12.2020, 22.12.2020 получен лекарственный препарат, т.е. в течение 1 месяца установленного постановлением Губернатора области №127.
Допрошенная в качестве свидетеля врач Ж. пояснила, что отсутствие необходимого лечения в длительный срок может повлечь угрозу здоровью пациента. Однако заболевание у пациента согласно медицинской документации проходит в легкой форме, она получает лечение в другом лечебном учреждении, поэтому оценить ее фактическое состояние здоровья не представляется возможным.
Кроме того, учреждением предприняты все зависящие от него меры, направленные на исполнение обязанности по обеспечению потребности в бесплатном обеспечении препаратом указанного в протоколе пациента, путем направления заявок в Департамент здравоохранения Владимирской области от 27.03.2020, 26.05.2020, от 23.06.2020, от 07.09.2020, от 17.09.2020, договором на закупки лекарственных препаратов от 03.02.2020 с дополнениями, однако полная потребность учреждения в медицинских препаратах в том числе и для Х. не удовлетворена. Кроме того, при выявлении экономии 01.12.2020 высвобожденные денежные средства направлены на лекарственное обеспечение Х.. путем их закупки в порядке п.28 ч.1 ст.93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров….» от 05.04.2013 №44-ФЗ. Также после поступления денежных средств от учредителя проведена процедура закупки, в результате которой заключен договор на поставку лекарственного препарата 26.12.2020 и его выдача пациенту. Таким образом, прихожу к выводу, что на 18.11.2020 учреждение не имело объективной возможности обеспечить пациента лекарственным препаратом из-за не своевременного финансирования департаментом здравоохранения, в дальнейшем предприняло все меры для обеспечения пациента необходимым лекарственным препаратам в минимально возможные сроки с учетом необходимости исполнения требований Федерального закона №44-ФЗ.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что вина привлекаемого юридического лица в совершении данного правонарушения не доказана надзорным органом.
Юридическое лицо предпринимало все зависящие от него меры по доведению потребности в финансировании на закупки лекарственного препарата для лечения Х.. в полном объеме, однако по независящем от нее причинам своевременное финансирование отсутствовало. При выявлении экономии денежные средства направлены на закупку препаратов для лечения Х..
Требования юридического лица к учредителю о необходимости соблюдения лицензионных требований остались без исполнения.
Таким образом, в данной части производство по делу подлежит прекращению по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.3 ░░.19.20 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №5» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ...... ░.░. ░░░░░░░░░░
......
......
......