ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-18791/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 сентября 2021 года г. Москва
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Кузьмичева С.И., судей Смирновой Е.Д., Рахманкиной Е.П. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 8 июля 2021 года в суд первой инстанции (направленную почтовой корреспонденцией 1 июля 2021 года) кассационную жалобу ФИО10 на решение Чертановского районного суда г. Москвы от 15 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 14 апреля 2021 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Южного административного округа г. Москвы в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о прекращении права управления транспортными средствами (присвоенный судом первой инстанции номер дела: № 2а-611/2020).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д., выслушав объяснения прокурора Русакова И.В., представителя административного ответчика Семенова В.А. – Семеновой А.Л, судебная коллегия
установила:
Прокурор Южного административного округа г. Москвы в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к ФИО9 о прекращении действия права на управление транспортными средствами (водительское удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ №), мотивируя требование тем, что ответчик состоит под диспансерным наблюдением в ГБУЗ Филиал № 6 «Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения города Москвы», у него имеются противопоказания к занятию водительской деятельностью, что является осноанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Решением Чертановского районного суда г. Москвы от 15 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 14 апреля 2021 года, постановлено прекратить действие водительского удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ 2 ОЭР ГИБДД ТНРЭР № 4 ГУ МВД РФ г. Москвы на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; прекратить действие права на управление транспортными средствами ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании водительского удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ 2 ОЭР ГИБДД ТНРЭР № 4 ГУ МВД РФ г. Москвы.
В кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций,
В соответствии с пунктом 6 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одним из условий допуска лица к управлению транспортным средством является отсутствие у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Пунктом 2 статьи 24 указанного Федерального закона предусмотрено, что реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной 08 ноября 1968 года в г. Вене и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно пункту 1 статьи 23.1 ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, в силу пункта 7 раздела II которого к числу таких противопоказаний относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ по коду заболевания Международной классификации болезней МКБ-10: F10–F16, F18, F19 (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Из материалов дела следует и судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ выдано водительское удостоверение №.
Как следует из справки филиала № 6 (наркологического диспансера № 6) ГБУЗ «Московский научно-практический центр наркологии», с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состоит на диспансерном учете с диагнозом: <данные изъяты>; из справки того же филиала от 10 декабря 2020 года следует, что ФИО1 состоял на диспансерном учете с диагнозом «<данные изъяты>», снят с диспансерного учета 8 сентября 2020 года в связи с отказом от диспансерного наблюдения, ремиссия отсутствовала, диагноз сохранен.
С учетом обстоятельств, установленных выше, руководствуясь приведенными нормами права, выводы судов нижестоящих инстанций о том, что действие права ФИО1 на управление транспортными средствами подлежит прекращению, поскольку управление им транспортными средствами не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц - участников дорожного движения, является правильным.
Наличие у ФИО1 диагноза <данные изъяты>, имеющего медицинские противопоказания к управлению транспортным средством, препятствует ему в этом, так как создает реальную угрозу жизни и здоровью, как самого водителя, так и иных участников дорожного движения, не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения.
При этом судами дана соответствующая оценка представленному стороной административного ответчика медицинскому заключению, выданному МЦ ООО «БАН» от 13 декабря 2020 года, об отсутствии у ФИО1 противопоказаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, как сделанному без учета сведений о его диагнозе.
Данный вывод суда является правильным, поскольку из содержания Приказа Министерства здравоохранения России от 30 декабря 2015 года № 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ», следует, что снятие с диспансерного учета (прекращение диспансерного наблюдения) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
В рассматриваемом случае доказательств снятия ФИО1 с диспансерного учета на основании заключения врачебно-консультативной комиссии в связи со стойкой ремиссией (выздоровление), как предусмотрено действующим законодательством, материалы дела не содержат.
Отсутствие заключения врачебно-консультативной комиссии медицинского учреждения о снятии административного ответчика с учета свидетельствуют об имеющемся у него медицинском противопоказании для управления транспортными средствами по состоянию здоровья.
В связи с изложенным доводы кассационной жалобы о получении медицинского заключения МЦ ООО «БАН» от 13 декабря 2020 года, других заключений, подтверждающих отсутствие у него противопоказаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, в соответствии с требованиями действующего законодательства, несостоятельны.
Вопреки доводам жалобы нормы материального права судами первой и апелляционной инстанций применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, также не допущено, в том числе при рассмотрении ходатайства представителя административного ответчика о признании недопустимым доказательством справки филиала № 6 (наркологического диспансера № 6) ГБУЗ «Московский научно-практический центр наркологии» от 10 декабря 2020 года и исключении её из административного дела ввиду недопустимости.
Выводы об отсутствии оснований для его удовлетворения содержатся в решении районного суда.
Несогласие с данным выводом суда на законность судебных постановлений не влияет по основаниям, приведенным в них.
Разрешая заявленный административный иск, суды первой и апелляционной инстанций верно установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дали им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в судебных актах. Оснований для переоценки доказательств по делу не имеется.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы ФИО1 судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чертановского районного суда г. Москвы от 15 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 14 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.И. Кузьмичев
Судьи: Е.Д. Смирнова
Е.П. Рахманкина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 сентября 2021 года