Решение по делу № 2а-659/2020 от 15.01.2020

Дело № 2а-659/2020

25RS0007-01-2020-000189-55

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 июня 2020 года                     город Артем Приморского края

Артемовский городской суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Шестухиной Е.А.,

при помощнике судьи Губерт В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Канарской Нины Васильевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю об оспаривании решения о приостановлении кадастрового учета,

установил:

Канарская Н.В. обратилась в суд с названым иском, в обоснование указав, что является долевым сособственником земельного участка, расположенного по адресу <адрес> с кадастровым номером <номер> Границы участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Кадастровым инженером по результатам кадастровых работ подготовлен межевой план на земельный участок в связи с уточнением местоположения границы и площади участка, в результате которого по фактическим границам выявлена фактическая площадь участка <данные изъяты> кв.м., при этом разница между неуточненной площадью и площадью участка, установленной в результате работ, составила 181 кв.м., или 18%. Имеется договор о праве застройки от 22.10.1957, удостоверенный нотариусом Артемовской государственной нотариальной конторы Приморского края, согласно которому решением исполкома Артемовского городского совета депутатов трудящихся застройщику был предоставлен земельный участок площадью 800 кв.м. Указанный документ послужил одним из оснований для государственной регистрации права общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок. Границы были установлены инженером по фактическому расположению на местности, которое определено с помощью объектов искусственного происхождения (межи, забор), также была использована справка БТИ, в которой имеются сведения о фактически занимаемой площади. Однако заказчиком кадастровых работ 10.12.2019 получено решение о приостановлении осуществления кадастрового учета. Документы, подтверждающие местоположение границ участка при его образовании, отсутствуют. Документы, приложенные к межевому плану, подтверждают пользование участком в установленных при проведении кадастровых работ границах более 15 лет. Решением Управления Росреестра было отказано Канарской Н.В. в заявлении об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в связи с тем, что 21.02.2013 техническая ошибка была исправлена по заявлению истца. Однако с такими выводами комиссии административный истец не согласился, поскольку указание в документах площади 800 кв.м., не установленной в результате кадастровых работ, не является основанием для отказа в проведении кадастрового учета по уточнению местоположения границ участка. Данная площадь является ориентировочной. Административный истец просил суд признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю <номер> от 10.12.2019 незаконным, возложить обязанность повторно рассмотреть заявление Канарской Н.В. и иных собственников по заявлению в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер> расположенного по <адрес>

В судебном заседании представитель административного истца Загуменная Р.П. поддержала требования, просила удовлетворить их в полном объеме.

В судебное заседание поступило письменное ходатайство представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ПК о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором возражали против требования, просили отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации АГО Семенникова Т.В. возражала против требований, указав, что решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю законно. Пояснила, что в правоустанавливающих документах указано 800 кв.м, доказательств наличия у истца права собственности на участок площадью более 800 кв.м не имеется.

Выслушав представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи (нарушения оспариваемым решением прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдение сроков обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи (законности вынесенного решения), - на орган, принявший оспариваемое решение.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ основанием к удовлетворению требований административного истца может служить нарушение требований законодательства относительно полномочий на принятие решения или совершение действия, соблюдения порядка принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.), несоответствие содержания оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок, как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В силу ч. 2 ст. 8 ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Кадастр недвижимости содержит сведения об объекте недвижимости, включающий, в числе прочих, описание местоположения объекта недвижимости, площадь земельного участка (ч. 4 ст. 8 ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

Решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (в тех случаях, когда настоящий Федеральный закон допускает возможность осуществления государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 5, 7 - 10, 19 - 21, 24 - 35, 42, 43, 45, 49, 50, 52 части 1 настоящей статьи, могут быть обжалованы в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (ч. 9 ст. 26 названного закона).

Из материалов дела следует, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет 14.12.2005 со статусом «ранее учтенный», площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – под жилую застройку индивидуальную. Истец Канарская Н.В. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности данного земельного участка и расположенного на нем жилого дома на основании договора купли-продажи №792 10.02.2001 года.

При постановке на государственный кадастровый учет границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства установлены не были. Кадастровым инженером по заказу Канарской Н.В. выполнены кадастровые работы и составлен межевой план указанного земельного участка от 06.12.2019 года с целью уточнения местоположения его границ и площади. В процессе уточнения границ и площади земельного участка кадастровым инженером выявлено, что его документальная площадь отличается от фактической на 181 кв. м.

07.12.2019 Канарская Н.В. обратилась в Управление с заявлением об уточнении местоположения и площади границ земельного участка, к заявлению приложен межевой план земельного участка от 06.12.2019 года.

10.12.2019 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю вынесено решение <номер> о приостановлении осуществления кадастрового учета ввиду непредставления соответствующего документа, подтверждающего, что площадь земельного участка больше, чем 800 кв.м.

09.01.2020 решением апелляционной комиссии Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому при Управлении Росреестра по Приморскому краю заявление Канарской Н.В. об обжаловании решения о приостановлении кадастрового учета отклонено на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закона о государственной регистрации недвижимости) (т. 1 л.д.41-45).

В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно пункту 8 статьи 22 Закона о государственной регистрации недвижимости местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В соответствии с положениями, установленными статьей 8 указанного закона, в кадастр недвижимости в качестве основных сведений вносятся, в том числе, описание местоположения объекта недвижимости.

В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Закона о государственной регистрации недвижимости при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

При этом согласно подпунктом 32 пункта 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается, если в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Также основанием для приостановления государственного кадастрового учета в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости является несоответствие представленных документов по форме и содержанию требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствие с Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 года №921 (ред. от 23.11.2016) "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (пункт 70) выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".

В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.

При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

При этом, наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.

В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).

Согласно заключению кадастрового инженера, являющегося неотъемлемой частью межевого плана от 06.12.2019 года, при проведении межевания земельного участка выявлено, что в процессе уточнения границ земельного участка его площадь по документам отличается от фактической на 181 кв. м. Согласно приложенному к межевому плану техническому паспорту домовладения и плану земельного участка от 13.02.2006 года фактически используемая площадь земельного участка по <адрес>, также составляет 981 кв.м.

В настоящий момент отсутствуют споры по местоположению границ земельных участков, что подтверждается представленным актом согласования местоположения границ земельного участка.

Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденным Президиумом Верховного Суда 30 ноября 2016 года (пункт 16) отмечено, что в результате кадастрового учета уточнения границ земельного участка увеличение его площади не должно превышать предельный минимальный размер земельного участка, а если он не установлен - десять процентов от указанной в государственном кадастре недвижимости площади этого земельного участка.

Согласно Правилам землепользования и застройки Артемовского городского округа, утвержденным решением Думы Артемовского городского округа от 28 апреля 2011 года № 497 с последующими изменениями, минимальная площадь участка для индивидуального жилищного строительства составляет 600 кв. метров.

Таким образом, при уточнении границ спорного земельного участка его увеличение на 181 кв. м. не выходит за указанные пределы и, соответственно, не противоречит действующему законодательству.

В обоснование причин приостановления указано на отсутствие документов, подтверждающих, что площадь земельного участка больше 800 кв.м.

Согласно справке от 18.02.2013 № 540 (т. 1 л.д. 30) по данным Отделения № 10 Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» площадь земельного участка составляет 981 кв.м. Первым правообладателем домовладения значится Г.А.И. на основании договора о праве застройки от 22.10.1957 <номер>, удостоверенного 23.10.1957 р-р № 5095.

В справке от 13.07.1978 № 1483 указано, что по данным бюро технической инвентаризации площадь домовладения по <адрес>, принадлежащего на праве личной собственности Г.А.И. на основании договора от 23.10.1957 р-р <номер> составляет 1010 кв.м (т. 1 л.д. 40).

В свидетельстве о праве на наследство по завещанию от 24.11.2006 после смерти К.Н.В. <дата> указана площадь участка 981 кв.м (т. 1 л.д. 39).

Согласно техническому паспорту домовладения по <адрес> по состоянию на 2006 год (л.д. 32-36) площадь земельного участка составляла 981 кв.м.

Согласно представленным космоснимкам с 2002 года участок огорожен забором, используется в одних границах.

Учитывая установленные обстоятельства, Канарская Н.В. имела право уточнить границы участка, находящегося у нее в собственности, путем проведения межевания, представила в орган государственной регистрации все необходимые для учета изменений объекта недвижимости документы, оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В этой связи, учитывая соответствие представленного истцом межевого плана по форме и содержанию требованиям законодательства, в том числе положениям Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 08 декабря 2015 года № 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", наличие в разделе исходных данных о документах, использованных при подготовке межевого плана, а также то, что увеличение площади участка до 981 кв. м произошло на величину, не превышающую минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для приостановления кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

При этом из материалов дела следует, что Канарская Н.В. также обращалась с заявлением об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости 20.02.2013, за исправлением технической ошибки в сведениях государственного кадастрового учета, согласно которым площадь земельного участка составляла 945 кв.м. (т. 1 л.д. 68), на основании которого было принято решение об исправлении сведений государственного кадастрового учета, площадь земельного участка изменена на указанные в правоустанавливающем документе – договоре о праве застройки.

Вместе с тем, изменение в 2013 году по заявлению Канарской Н.В. данных технического учета с приведением их в соответствие с данными, отраженными в договоре, не исключают то обстоятельство, что фактически земельный участок более 15 лет используется в одних границах и изменение сведений о его площади в связи с уточнением местоположения в соответствии с действующим законодательством не превышает минимальные размеры.

Поскольку не имелось оснований для приостановления кадастрового учета изменений объекта недвижимости, указанных органом регистрационного учета, решение Управления об отказе в учете изменений указанного земельного носит незаконный характер.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В целях устранения допущенного ответчиком нарушения прав истца, на Управление возлагается обязанность повторно рассмотреть заявление Канарской Н.В. <номер>, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ.

Руководствуясь ст. ст. 178-180, 227-228 КАС РФ, суд

решил:

исковое заявление Канарской Нины Васильевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о признании незаконным решения о приостановлении кадастрового учета от 10.12.2019 удовлетворить.

Признать незаконным решение <номер> от 10 декабря 2019 года о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером <номер> расположенного <адрес>, принятое по заявлению <номер>

Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю обязанность устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления Канарской Нины Васильевны № 25-0-1-121/3001/2019-2654, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Артемовский городской суд Приморского края.

Мотивированное решение изготовлено 24.06.2020.

Судья

Е.А. Шестухина

2а-659/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Канарская Нина Васильевна
Другие
Канарская Н.В.
Загуменная Раиса Павловна
Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю
Администрация Артемовского городского округа
Загуменная Р.П.
Суд
Артемовский городской суд Приморского края
Судья
Шестухина Екатерина Андреевна
Дело на сайте суда
artemovsky.prm.sudrf.ru
15.01.2020Регистрация административного искового заявления
15.01.2020Передача материалов судье
15.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.02.2020Регистрация административного искового заявления
17.02.2020Передача материалов судье
17.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2020Подготовка дела (собеседование)
17.02.2020Рассмотрение дела начато с начала
17.02.2020Предварительное судебное заседание
05.03.2020Предварительное судебное заседание
23.04.2020Предварительное судебное заседание
19.06.2020Предварительное судебное заседание
22.06.2020Судебное заседание
27.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее