УИД 65RS0001-01-2023-004049-63
Дело № 2-5115/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 сентября 2023 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе: председательствующего судьи Осколковой А.Н., при помощнике судьи Сим К.К.,
с участием помощника прокурора ФИО,
истца ФИО, представителей ответчика ФИО, ФИО, действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам ФИО к Департаменту землепользования города Южно-Сахалинска о признании незаконными приказов о применении дисциплинарного взыскания, увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,
установил:
28 апреля 2023 года от ФИО в суд поступило исковое заявление к Департаменту землепользования города Южно-Сахалинска о признании незаконным дисциплинарного взыскания, наложенного приказом от 14.06.2022 года № «О применении дисциплинарного взыскания ФИО» в виде выговора. В обоснование заявленных требований указано, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком с 15.12.2009 года в должности <данные изъяты>. В соответствии с изменениями в трудовой договор от 03.08.2018 года состоит в должности советника отдела договорной работы департамента. Приказом от 14.06.2022 года № «О применении дисциплинарного взыскания на ФИО» ей было применено дисциплинарное взыскание в виде выговора за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в нарушении пунктов 3.1 и 3.5 должностной инструкции ведущего советника отдела договорной работы от 03.09.2018 года, а именно в уклонении ФИО от принятия своевременных действий по подготовке проекта договора аренды по заявлению ФИО (вх. № от 11.05.2022) и направлению его на согласование в причастные подразделения с учетом сроков, установленных постановлением Правительства РФ от 09.04.2022 № «Об особенностях регулирования земельных отношений в РФ в 2022 году» и Порядком заключения, регистрации, хранения и контроля за исполнением договоров, муниципальных контактов, соглашений, заключаемых администрацией г. Южно-Сахалинска, утвержденным распоряжением администрацией г. Южно-Сахалинска от 10.03.2022 №. Считает приказ о применении дисциплинарного взыскания незаконным, поскольку она действовала в соответствии с действующим законодательством РФ и со своими должностными обязанностями, закрепленными в должностной инструкции, при этом, не превышая своих полномочий. Указывает, что 11.05.2022 года поступило заявление № Бурдинского о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № на основании п.п. 5 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, которое ей было передано в работу 12.05.2022 для исполнения. Анализ законодательных актов ФИО к СЛЗ от 27.05.2022 СЛЗ № противоречит действующему законодательству. Срок по предоставлению муниципальной услуги по заявлению ФИО определен ФИО не верно. Его заявление рассматривалось в соответствии с п.п. 5 п. 2 ст. 39.6, п.п. 5 п. 8 ст. 39.8, п.п. 4 п. 1 ст. 39.27 ЗК РФ Соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности между собой от 10.12.2021 заключено между ответчиком и ФИО на основании п.п. 4 п. 1 ст. 39.27 ЗК РФ. Был подготовлен проект договора № от 20.05.2022). Основания для заключения договора аренды земельного участка по заявлению ФИО, не подпадают под условия Постановления. 23.05.2022 документы по заявлению ФИО переданы ФИО в связи с нетрудоспособностью.
10 мая 2023 года от ФИО в адрес суда поступило исковое заявление к Департаменту землепользования города Южно-Сахалинска о признании незаконным дисциплинарного взыскания, наложенного приказом от 06.04.2023 года № «О применении дисциплинарного взыскания ФИО» в виде увольнения на основании п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, взыскании суммы заработка за время вынужденного прогула, восстановлении на работе у ответчика в отделе договорной работы в должности ведущего советника, компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей. В обоснование заявленных требований указано, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком с 15.12.2009 года в должности <данные изъяты>. В соответствии с изменениями в трудовой договор от 03.08.2018 года состоит в должности ведущего советника отдела договорной работы департамента. Приказом от 06.04.2023 года № «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО» к ней было применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения на основании п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в нарушении пунктов 5.1, 5.9, 3.1 и 3.13, 3.14 должностной инструкции ведущего советника отдела договорной работы от 22.02.2023 года. С данным приказом не согласна, поскольку отсутствуют доказательства неисполнения п. 3 ч. 1 ст. 192 ТК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 192 ТК РФ, отсутствуют доказательства неоднократного неисполнения без уважительных причин трудовых обязанностей, возложенных должностной инструкцией ведущего советника отдела договорной работы от 22.02.2023 г., не предоставлен акт от 06.03.2023, нарушены правила внесения записи в трудовую книжку, работодателем нарушена ст. 140 ТК РФ.
Определением суда от 3 июля 2023 года указанные дела объединены в одно производство.
В судебном заседании истец ФИО настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям предъявления.
Представители ответчика ФИО и ФИО, действующие на основании доверенности, возражали против заявленных требований, возражения с дополнениями поддержали.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав мнение прокурора, полагавшего требования истца не подлежащими частичному удовлетворению, считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. (ч. 3 ст. 27 указанного Федерального закона).
В соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.
Дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе нарушение должностных инструкций, положений, приказов работодателя.
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть 5 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дела об оспаривании дисциплинарного взыскания следует учитывать, что неисполнением работником без уважительных причин является неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).
В пункте 53 данного постановления указано, что суд, являющийся органом по разрешению индивидуальных трудовых споров, в силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должен вынести законное и обоснованное решение, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции Российской Федерации и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а, следовательно, и дисциплинарной ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм. В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершал дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть 5 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
Порядок применения дисциплинарных взысканий установлен статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
Исходя из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", обязанность доказать совершение работником проступка и соблюдения порядка применения дисциплинарного взыскания возлагается на работодателя.
В соответствии с Положением о Департаменте землепользования города Южно-Сахалинска, утвержденным решением Городской Думы города Южно-Сахалинска от 28 сентября 2016 года № Департамент землепользования города Южно-Сахалинска (далее также - Департамент) является отраслевым (функциональным) органом администрации города Южно-Сахалинска (далее - администрация города), осуществляющим работу по реализации полномочий в области земельных отношений. (п. 1).
Департамент является юридическим лицом, входит в структуру администрации города, является главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск", имеет бюджетную смету, самостоятельный баланс, счета, открытые в соответствии с действующим законодательством, штампы и круглую печать с изображением Герба городского округа "Город Южно-Сахалинск" с наименованием. Финансирование расходов на содержание Департамента осуществляется за счет средств бюджета городского округа. Организационно-правовая форма - муниципальное казенное учреждение.(п. 5).
Одной из основных задач Департамента является обеспечение эффективного управления и распоряжения в установленном законом порядке расположенными на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, или земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах своей компетенции.(п. 4).
К функциям Департамента относится, в том числе предоставление земельных участков в аренду, в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование в установленном законом порядке земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена в пределах компетенции. (п. 21); осуществление полномочий арендодателя земельных участков в соответствии с действующим законодательством. (п.24).
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу данной процессуальной нормы, бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1, 3 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что на основании трудового договора от 15 января 2010 года, заключенного между Департаментом архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска и ФИО истец принята на работу в отдел дизайна и оформления городского пространства на должность старшего специалиста 1 разряда отдел дизайна и оформления городского пространства – старшая должность муниципальной службы.
На основании дополнительного соглашения от 03 августа 2018 года, заключенного между Департаментом землепользования города Южно-Сахалинска и ФИО стороны пришли к соглашению внести в пункты 1.1., 1.4., 4.1. трудового договора: «1.1. по настоящему соглашению Муниципальной служащий переводится на должность муниципальной службы категории «специалисты» ведущей группы должностей – ведущий советник в отдел договорной работы Департамента землепользования города Южно-Сахалинска». «1.4. дата начала исполнения работы – 06.08.2018 года». «4.1. Муниципальному служащему устанавливается оплата труда…».
Должностной инструкцией ведущего советника отдела договорной работы Департамента землепользования города Южно-Сахалинска (в ред. от 03.09.2018 г. и от 22.02.2023 г.), с которой ФИО ознакомлена 03 сентября 2018 года и 22.02.2023 г., установлено, что ведущий советник отдела договорной работы Департамента является муниципальным служащим, замещающим должность муниципальной службы категории «специалисты» ведущей группы должностей. (п. 1.1.).
Ведущий советник в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Федеральными законами от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими прохождение муниципальной службы, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, нормативными правовыми актами РФ и Сахалинской области, Уставом городского округа «Город Южно-Сахалинск», иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, Положением о Департаменте и настоящей инструкцией. (п. 1.2.).
В своей практической деятельности ведущему советнику необходимо знать: законодательство РФ и Сахалинской области, муниципальные правовые акты по направлению деятельности, законодательство о муниципальной службе применительно к исполнению должностных обязанностей, формы планирования работы и контроля ее выполнени (п. 2.4. в ред. 03.09.2018 г.); Конституцию РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные акты Сахалинской области, Устав г. Южно-Сахалинска, нормативные правовые акты г. Южно-Сахалинска, применительно к исполнению должностных обязанностей ведущего советника Отдела, основы государственного и муниципального управления, правовые основы и основные принципы муниципальной службы, требования к служебному поведению муниципального служащего, основные права и обязанности муниципального служащего, а также запреты и ограничения, связанные с муниципальной службой п. 2.4. в ред. 22.02.2023 г.);
К обязанностям ведущего советника, в том числе, относится:
- соблюдать положения ст. 12, 13, 14, 15 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» (п. 3.1 в ред. 03.09.2018 г.); соблюдать положения ст. 12, 13, 14.1, 14.2, 15.1 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» (п. 3.1 в ред. 22.02.2023 г.);
- обеспечивать своевременное предоставление муниципальной услуги: «Предоставление без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование», подготовка ответов на заявления при отказе в предоставлении муниципальной услуги, либо возврате документов. (п. 3.5 в ред. 03.09.2018 г.);
- соблюдать положения Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ, административного регламента г. Южно-Сахалинска предоставление муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов» (п. 3.13 в ред. 22.02.2023 г.);
- обеспечивать предоставление муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов», в порядке и сроки, установленные административным регламентом ( п. 3.14 в ред. 22.02.2023 г.).
За несвоевременное рассмотрение, в пределах своих должностных обязанностей, обращений граждан, ведущий советник несет установленную законом ответственность (п.5.5.).
Приказом директора Департамента землепользования города Южно-Сахалинска от 14.06.2022 года №-п «О применении дисциплинарного взыскания ФИО» в соответствии со ст.192, 193 Трудового кодекса Российской Федерации, на основании заключения по результатам служебной проверки по обстоятельствам, изложенным в служебной записке начальника отдела договорной работы ФИО от 27.05.2022 № (по заявлению ФИО от 11.05.2022 вх.№ по вопросу подготовки проекта договора аренды земельного участка с учетом сроков, установленных постановлением Правительства РФ от 09.04.2022 № «Об особенностях регулирования земельных отношений в РФ в 2022 году»), за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в нарушении пунктов 3.1, 3.5 должностной инструкции ведущего советника отдела договорной работы от 03.09.2018 года, применено дисциплинарное взыскание в виде выговора к ведущему советнику отдела договорной работы ФИО
С указанным приказом истец ознакомлена 01 июля 2022 года, о чем имеется ее подпись.
Основанием вынесения приказа о наложении дисциплинарного взыскания послужила служебная записка начальника отдела договорной работы Департамента землепользования города Южно-Сахалинска ФИО от 27.05.2022 № в которой указано, что 11 мая 2022 года вх.№ в ДЗП города Южно-Сахалинска через Платформу государственных сервисов (далее – ПГС) от ФИО поступило заявление о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № на основании п.п. 5 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. 12 мая 2022 года заявление ею было передано на исполнение ведущему советнику отдела договорной работы ФИО с резолюцией «в сроки, установленные постановлением Правительства РФ от 09.04.2022 №». Указанный земельный участок был образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью <данные изъяты>. Ранее земельный участок с кадастровым номером № был предоставлен ФИО по договору аренды от 09.10.2019 № на срок с 09.10.2019 по 08.10.2022 для завершения строительства индивидуального жилого дома. В соответствии со ст.ст. 11.7, 11.8 ЗК РФ ФИО сохранил право аренды и имел право на заключение с ним договора аренды на прежних условиях. Срок предоставления муниципальной услуги истекал 24.05.2022. Согласно информации Системы электронного документооборота №) проект договора аренды направлен ФИО на согласование причастным подразделениям только 20.05.2022 в 14.53. то есть за два рабочих дня до истечения срока по предоставлению муниципальной услуги. В связи с недобросовестными действиями ФИО по непринятию своевременных действий по подготовке проекта договора аренды, а также направлении его на согласование в причастные подразделения, привели к нарушению срока предоставления муниципальной услуги.
На основании приказа директора Департамента землепользования города Южно-Сахалинска от 07 июня 2022 года № назначено проведение служебной проверки по обстоятельствам, изложенным в служебной записке начальника отдела договорной работы ФИО от 27.05.2022 №
07 июня 2022 года от ФИО затребованы объяснения, ею в этот же день получена копия приказа Департамента землепользования города Южно-Сахалинска от 07.06.2022 года № «О проведении служебной проверки».
09 июня 2022 года ФИО представлена объяснительная, в которой она указала, что в служебной записке ФИО, анализ законодательных актов противоречит действующему законодательству, в связи с чем, ФИО неверно определен срок предоставления муниципальной услуги по заявлению ФИО Также обращает внимание, что заявление ФИО рассматривалось в соответствии с п.п. 5 п. 2 ст. 39.6, п.п. 5 п. 8 ст. 39.8, п.п. 4 п. 1 ст. 39.27 ЗК РФ, ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 37 Устава городского округа «Город Южно-Сахалинск». Ею подготовлен проект договора аренды со всеми приложениями на бумажном носителе и 17.05.2022 передан на подписание начальнику отдела ФИО с отметкой «срочно». Уточнила, что основания заключения договора аренды земельного участка по заявлению ФИО не подпадают под условия Постановления. Не соглашается с выводами о том, что с ее стороны допущены недобросовестные действия, поскольку ответ ФИО дан в строгом соответствии с действующим законодательством. Ей более 9 месяцев не могли предоставить доступ к запросам СМЭВ через портал Росреестра, что затрудняло ее работу. Не усматривает за собой вменяемых нарушений.
Согласно заключению служебной проверки от 14.06.2022, с которым ФИО ознакомлена 01.07.2022, комиссия полагала возможным применить к ФИО дисциплинарное взыскание в виде выговора за указанные нарушения.
Судом установлено, что 11.05.2022 года через ПГС в Департамент землепользования поступило заявление ФИО (вх. №) о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № на основании п.п. 5 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный земельный участок был образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № ранее предоставленного ФИО по договору аренды от 09.l0.2019 №, на срок с 09.10.2019 года по 08.10.2022 год для завершения строительства индивидуального жилого дома.
12.05.2022 года с резолюцией «в сроки, установленные постановлением Правительства РФ от 09.04.2022 № 629» заявление было передано на исполнение ведущему советнику отдела договорной работы ФИО
Согласно п.п. 5 п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка.
П.п. п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ предусматривает, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки осуществляет подготовку проектов договора аренды земельного участка в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ.
Вместе с тем, в соответствии с п.п. в п. 1 постановления Правительства РФ от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году» (далее — Постановление) процедуры, предусмотренные, в том числе п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, осуществляются в срок не более 14 календарных дней.
Таким образом, срок предоставления муниципальной услуги по заявлению ФИО истек 25.05.2022.
В соответствии с пп. 3.3 Порядка заключения, регистрации, хранения и контроля за исполнением договоров, муниципальных контрактов, соглашений, заключаемых администрацией города Южно-Сахалинска, утвержденного распоряжением администрации города Южно-Сахалинска от 10.03.2022 № (далее — распоряжение) проекты договоров, соглашений подлежат согласованию в обязательном порядке и в указанной последовательности:
-юридической службой (юристом) Подразделения (при наличии);
-руководителем Подразделения;
-вице-мэром, руководящим (курирующим) Подразделением в соответствии с распределением обязанностей;
-руководителями заинтересованных Подразделений (заинтересованными Подразделениями, в сферу деятельности которых входит решение вопросов, относящихся к предмету договора, соглашения);
- Департаментом финансов (за исключением (договоров), соглашений, заключаемых в связи с исполнением бюджетной сметы администрации города и программных мероприятий при исполнении бюджета городского округа);
-МКУ «Управление делами администрации города Южно-Сахалинска» (согласование договоров, соглашений - при необходимости);
-Правовым департаментом.
Пунктом 3.6 распоряжения установлен срок, в течение которого проект договора может находиться на согласовании у рецензента, и не должен превышать трех рабочих дней с даты, следующей за датой поступления проекта договора на согласование (подписание). Правовой департамент рассматривает проект договора в течение пяти рабочих дней с даты, следующей за датой поступления проекта договора на согласование.
Между тем, согласно сведениям Системы электронного документооборота, проект договора аренды направлен истцом на согласование причастным подразделениям только 20.05.2022 года в 14:53, то есть за 2 рабочих дня до истечения срока предоставления муниципальной услуги.
Как следует из представленной копии договора, заключенного между ответчиком и ФИО на аренду земельного участка с кадастровым номером №, заключен 31 мая 2022 года, то есть с нарушением установленного срока оказания муниципальной услуги.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о нарушении ФИО. п.п. в п. 1 постановления Правительства РФ от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году», что привело к нарушению срока предоставления муниципальной услуги, при этом уважительных объективных причин, повлекших указанные нарушения, в ходе судебного разбирательства не установлено.
Кроме того, истцом пропущен установленный законом срок для обращения в суд с настоящим иском по требованию о признании незаконным приказа от 14.06.2022 № 69-п.
Согласно ч.6 ст.152 ГПК РФ в судебном заседании может рассматриваться возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока исковой давности для защиты права и установленного федеральным законом срока обращения в суд.
При установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
Согласно п.1 ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (ч. 2 ст. 199 ГК РФ).
Данных о том, что истец не был ознакомлен с приказом от 14.06.2022 №, суду не представлено, напротив, из материалов дела следует, что с приказом истец ознакомлен 01 июля 2022 года.
Таким образом, срок для обращения в суд по данному требованию истекал 03 октября 2022 года. В суд настоящее исковое заявление истец направил только 22 апреля 2023 года.
Довод истца о том, что изначально она обратилась в суд в установленный срок с данным требованием, однако исковое заявление было возвращено, судом не принимается во внимание.
Из определения Южно-Сахалинского городского суда от 18 октября 2022 следует, что исковое заявление ФИО возвращено в связи тем, что ею не были устранены недостатки при подаче иска.
Поскольку ФИО. не оспаривала определение о возврате иска, определение о возврате иска вступило в законную силу, в суд с настоящим иском она обратилась только 22 апреля 2023 года, то есть с пропуском трехмесячного срока, установленного трудовым законодательством, уважительных причин его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи иска в установленный срок (тяжелая болезнь истца, ее беспомощное состояние и другое) ФИО не представлено, а само по себе обращение в суд без соблюдения требований процессуального законодательства, не является основанием для его приостановления, продления или уважительной причиной.
Вместе с тем, Истец не был лишен права оспорить указанный приказ в судебном порядке надлежащим образом, неустранение замечаний суда указанных в определении об оставлении искового заявления без движения, свидетельствует о незаинтересованности ФИО. в признании его незаконным.
Приказом директора Департамента землепользования города Южно-Сахалинска от 06.04.2023 года № «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО в виде увольнения на основании п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ» в соответствии со ст.192, 193 Трудового кодекса Российской Федерации, на основании заключения по результатам служебной проверки по обстоятельствам, изложенным в служебной записке начальника отдела договорной работы ФИО от 01.03.2023 № (по заявлению ФИО), за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в нарушении пунктов 3.1, 3.13, 3.14 должностной инструкции ведущего советника отдела договорной работы от 22.02.2023 года, применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения ФИО на основании п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
При применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения работодателем учтен также приказ от 14.06.2022 №.
С указанным приказом истец ознакомлена 06 апреля 2023 года, о чем имеется ее подпись на приказе.
Основанием вынесения приказа о наложении дисциплинарного взыскания послужила служебная записка начальника отдела договорной работы Департамента землепользования города Южно-Сахалинска ФИО от 01.03.2023 №, в которой указано, что в Департамент через Платформу государственных сервисов (исх. № от 21.02.2023) с заявлением о предоставлении муниципальной услуги - предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером № для ведения обратился ФИО. Заявление зарегистрировано 21.02.2023 вх. № и передано ФИО в работу ФИО, что подтверждается личной подписью в журнале внутренней регистрации входящих документов Отдела. По результатам рассмотрения заявления ФИО 28.02.2023 подготовлен проект договора аренды, который направлен на согласование причастным лицам в Системе электронного документооборота (№). Между тем, данный проект договора подготовлен в нарушение норм Земельного кодекса Российской Федерации, положений административного регламента. B соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными постановлением Алминистрации города Южно-Сахалинска от 19.10.2022 N 2618-па, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки «Ж-3», в которой вид разрешенного использования «для ведения огородничества» не предусмотрен. В связи с чем, ФИО в нарушение норм ЗК РФ, положений административного регламента подготовлен проект договора аренды.
На основании приказа директора Департамента землепользования города Южно-Сахалинска от 01 марта 2023 года № назначено проведение служебной проверки по обстоятельствам, изложенным в служебной записке начальника отдела договорной работы ФИО от 01.03.2023 №.
В этот же день ФИО получена копия приказа Департамента землепользования города Южно-Сахалинска от 01.03.2023 года № «О проведении служебной проверки» и затребованы объяснения, что подтверждается ее подписью на письме от 01.03.2023.
Согласно указанному письму ФИО предлагалось представить объяснения в двухдневный срок.
В соответствии с актом от 06 марта 2023 года ФИО объяснения не были предоставлены.
Приказом Департамента от 27.02.2023 № ФИО на период с 06.03.2023 по 30.03.2023 предоставлены дни в счет ежегодного оплачиваемого отпуска (часть ежегодного оплачиваемого отпуска).
Согласно заключению служебной проверки от 10.03.2023, с которым ФИО ознакомлена 06.04.2023, комиссия полагала возможным применить к ФИО дисциплинарное взыскание в виде увольнения за указанные нарушения. Также учтено предшествующее поведение истца.
Судом установлено, что в Департамент землепользования через Платформу государственных сервисов (исх. № от 21.02.2023) с заявлением о предоставлении муниципальной услуги - предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером № для ведения огородничества обратился ФИО. Заявление зарегистрировано 21.02.2023 вх. № и передано ФИО в работу ФИО.
Порядок предоставления земельных участков без проведения торгов, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование урегулирован административным регламентом «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов», утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 13.07.2021 № (далее - административный регламент).
Согласно п.п. 2.3.1 административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является:
при положительном решении - в случае предоставления земельного участка в аренду;
проект договора аренды земельного участка;
при отрицательном решении - решение об отказе в предоставлении земельного участка.
В соответствии с п.п. 3.5.2 административного регламента должностными лицами, ответственными за подготовку результата предоставления муниципальной услуги являются.
специалист ДЗП, ДУМИ, в должностные обязанности которого входит выполнение настоящей административной процедуры в соответствии с должностной инструкцией (далее - специалист, ответственный за проверку):
руководитель ДЗП, ДУМИ (далее - руководитель).
Согласно п.п. 3.5.3 административного регламента специалист, ответственный за проверку, выполняет следующие административные действия:
проводит проверку представленных заявления и документов и их соответствия установленным требованиям, а также поступивших по результатам межведомственного запроса сведений;
осуществляет, в том числе, подготовку проекта:
- договора аренды земельного участка - в случае предоставления земельного участка в аренду, за исключением случая рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
- решения об отказе в предоставлении земельного участка по основаниям, установленным в абзаце 2 подпункта 2 пункта 2.3.1, в сроки, установленные пунктом 2.4.1.1 настоящего регламента.
В соответствии с п.п. 3.5.6 административного регламента критерием принятия решения в рамках настоящей административной процедуры является наличие или отсутствие оснований для принятия отрицательного решения.
Пунктом 4.3 административного регламента предусмотрена персональная ответственность должностных лиц за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе предоставления муниципальной услуги.
По результатам рассмотрения заявления ФИО 28.02.2023 подготовлен проект договора аренды, который направлен на согласование причастным лицам в Системе электронного документооборота (НІТ-001220-23).
Между тем, данный проект договора подготовлен в нарушение норм Земельного кодекса Российской Федерации (далее – 3К РФ), положений административного регламента.
В силу ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительными регламентами для каждой территориальной зоны (п. 9 ст. 1, п. 1 ч. 6 ст. 30, ч. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Градостроительные регламенты устанавливаются правилами землепользования и застройки поселений, которые утверждаются органами местного самоуправления, для каждой территориальной зоны индивидуально, и определяют основу правового режима земельных участков, и обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (п. 2, 3 ст. 85 ЗК РФ, п. 8 ч. 1, п. 3 ч. 1 ст. 8, п. 3 ч. 2 ст. 30, ст. 36 ГрК РФ).
B соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 19.10.2022 N 2618-па, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки «Ж-3», в которой вид разрешенного использования «для ведения огородничества» не предусмотрен.
Исходя из изложенного, земельный участок с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «для ведения огородничества» не мог быть предоставлен в аренду.
В связи с чем, действиями ФИО по подготовке проекта договора аренды земельного участка № в отсутствии правовых оснований Департаментом могли быть грубо нарушены требования ЗК РФ, ГрК РФ, административного регламента.
Согласно части 1 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.
Частью 2 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работник обязан, в частности, добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять установленные нормы труда.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий обязан, в том числе:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;
2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией;
4) соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией.
Таким образом, в судебном заседании нашло свое подтверждение ненадлежащее исполнение ФИО должностных обязанностей, предусмотренных п.п. 3.1, 3.14, 3.14 должностной инструкции, что в силу ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" является дисциплинарным проступком, и дает работодателю право применить к муниципальному служащему дисциплинарное взыскание, в том числе, в виде увольнения, учитывая неоднократность ненадлежащего исполнения должностных обязанностей ФИО
Судом учитывается предшествующее увольнению поведение истца и его отношение к труду:
- решением Южно-Сахалинского городского суда от 27.07.2021 (дело №), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 12 мая 2022 г. и определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 9 сентября 2022, в удовлетворении иска ФИО) к Департаменту землепользования о признании приказа от 23.12.2020 № «О применении дисциплинарного взыскания» в виде выговора отказано;
- решением Южно-Сахалинского городского суда от 27.10.2021 (дело №), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 24 февраля 2022 г. и определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21 июля 2022, в удовлетворении иска ФИО к Департаменту землепользования о признании приказа от 02.04.2021 № «О применении дисциплинарного взыскания» в виде выговора отказано;
- решением Южно-Сахалинского городского суда от 06.12.2021 (дело №), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 05 апреля 2022 г., в удовлетворении иска ФИО Департаменту землепользования о признании приказа от 16.02.2021 № «О применении дисциплинарного взыскания» в виде выговора отказано.
Данные решения свидетельствуют о систематическом ненадлежащем исполнении должностных обязанностей ФИО
Руководствуясь вышеизложенными нормам закона, учитывая установленные обстоятельства дела, применение к истице дисциплинарных взысканий суд находит законным. Служебные проверки проведены в соответствии с требованиями законодательства, дисциплинарные взыскания применены в установленные сроки, с учетом тяжести проступков и отношения истца к труду, учитывая, что нарушения трудовых прав истца ответчиком не установлено, доказательств вины работодателя в причинении истице физических либо нравственных страданий не представлено, оснований для удовлетворения иска в полном объеме не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО к Департаменту землепользования города Южно-Сахалинска о признании незаконными дисциплинарного взыскания, наложенного приказом от 14 июня 2022 года № увольнения на основании приказа от 06 апреля 2023 года №, восстановлении на работе в должности ведущего советника в отдел договорной работы Департамента землепользования г. Южно-Сахалинска, взыскании заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий А.Н. Осколкова
Справка: мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.Н. Осколкова