А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
1 марта 2018 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Туктамышевой О.В. и Римского Я.А.
при секретаре Лысенко О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Ольгинского района Приморского края в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Милоградово», администрации Ольгинского муниципального района об организации медицинского обслуживания воспитанников в образовательном учреждении по апелляционной жалобе администрации Ольгинского муниципального района на решение Ольгинского районного суда Приморского края от 14 ноября 2017 года, которым исковые требования удовлетворены. На МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Милоградово» возложена обязанность организовать охрану здоровья - медицинское обслуживание обучающихся общеобразовательного учреждения. На администрацию Ольгинского муниципального района возложена обязанность в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, произвести финансирование работ по обустройству и укомплектованию в МКОУ «СОШ с. Милоградово» медицинского кабинета, соответствующего условиями и требованиям для осуществления медицинской деятельности. На МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Милоградово» возложена обязанность в течение 1 года с момента финансирования администрацией Ольгинского муниципального района, выполнить работы по обустройству и укомплектованию медицинского кабинета, соответствующим условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., возражения на апелляционную жалобу прокурора Нишоновой Ф.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Ольгинского района Приморского края обратился в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование которого указал, что в ходе проверки исполнения требований законодательства об охране здоровья обучающихся в МКОУ «СОШ с. Милоградово» выявлены нарушения требований федерального законодательства об образовании. В МКОУ «СОШ с. Милоградово» отсутствует лицензированный медицинский кабинет, в котором имелось бы необходимое для предоставления медицинских услуг оборудование, а также отсутствует должность медицинского работника, соответствующего договора с КГБУЗ «Ольгинская ЦРБ» об оказании медицинских услуг не имеется. Таким образом, учащимся школы медицинская помощь должным образом не оказывается, санитарно-гигиенические, профилактические и оздоровительные мероприятия не проводятся, что негативно сказывается на здоровье детей, и нарушает их права на охрану здоровья. Просит возложить на администрацию Ольгинского муниципального района обязанность произвести финансирование работ по обустройству и укомплектованию в МКОУ «СОШ с. Милоградово» медицинского кабинета, соответствующего условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности - в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать МКОУ «СОШ с.Милоградово» обеспечить выполнение работ по обустройству в МКОУ «СОШ с.Милоградово» медицинского кабинета, соответствующего условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности в течении 1 года с момента финансирования администрацией Ольгинского муниципального района соответствующих мероприятий и организовать охрану здоровья обучающихся в МКОУ «СОШ с. Милоградово», в части медицинского обслуживания обучающихся.
Помощник прокурора Бойко А.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель МКОУ «СОШ с. Милоградово» Мальцева Е.С. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что здание школы старой постройки, не имеет водоснабжения и канализации.
В судебном заседании представители администрации Ольгинского муниципального района Маун А.С. и Лазарева О.Ю. с административными исковыми требованиями не согласились, пояснив, что медицинское обслуживание в школе обеспечивается фельдшером ФАПа, а предоставлять специальное помещение под медицинский кабинет школа не должна.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился представитель администрации Ольгинского муниципального района Приморского края, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить.
Судебная коллегия, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему выводу.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Федеральных законов от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 30.03.1999 года №52-ФЗ (в редакции от 28 сентября 2010 года) «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.1.2660-10 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189, исходил из того, что из положений действующего законодательства следует прямая обязанность ответчиков по обустройству медицинского кабинета, в целях оказания медицинской помощи обучающимся, находящихся в учреждении, и установив, что в МКОУ «СОШ с. Милоградово» отсутствует медицинский кабинет, возложил на администрацию Ольгинского муниципального района обязанность обеспечить финансирование работ по обустройству и укомплектованию в МКОУ «СОШ с. Милоградово» медицинского кабинета, соответствующего условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности, а на общеобразовательную школу - обязанность выполнить работы по обустройству и укомплектованию медицинского кабинета, соответствующим условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности после выделения финансовых средств.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда необоснован, поскольку не соответствует положениям действующего законодательства и противоречит установленным по делу обстоятельствам.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Ольгинского района Приморского края проведена проверка исполнения требований законодательства об охране здоровья обучающихся в МКОУ «СОШ с. Милоградово», в ходе которой выявлены нарушения требований федерального законодательства об образовании. В МКОУ «СОШ с. Милоградово» отсутствует лицензированный медицинский кабинет, в котором имеется необходимое для предоставления медицинских услуг оборудование, а также отсутствует должность медицинского работника, соответствующего договора с КГБУЗ «Ольгинская ЦРБ» об оказании медицинских услуг не имеется.
13 октября 2017 года в адрес администрации Ольгинского района Приморского края прокурором внесено представление.
Согласно ответу администрации Ольгинского района Приморского края от 27 октября 2017 года техническая возможность здания общеобразовательного учреждения МКОУ «СОШ с. Милоградово» не позволяет выделить отдельные помещения для медицинских кабинетов. Согласно п.4.21. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в ранее построенных общеобразовательных организациях имеющиеся помещения медицинского назначения эксплуатируются в соответствии с проектом.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Согласно частям 2 и 3 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 данного Федерального закона. Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации.
В силу части 3 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Постановлением от 29.12.2010 № 189 Главного государственного санитарного врача РФ с 01.09.2011 г. введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10».
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10), организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Согласно пункта 9.5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 для малокомплектных общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, при отсутствии возможности оборудовать собственный медицинский пункт, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско- акушерских пунктах и амбулаториях.
Приказом Минздрава России от 05 ноября 2013 года N 822н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
Допускается оказание медицинской помощи несовершеннолетним, в период их обучения и воспитания, в помещениях медицинской организации в случае непредоставления образовательной организацией помещений с соответствующими условиями для работы медицинских работников или отсутствия у медицинской организации лицензии на определенные работы (услуги) по месту нахождения помещений образовательной организации (пункт 10 Приказа Минздрава России от 5 ноября 2013 года № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях»).
Согласно статье 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Анализ приведенных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что действующее законодательство не содержит прямой обязанности образовательного учреждения и органа местного самоуправления в пределах определенных законом полномочий по обязательному оборудованию отдельного помещения для медицинских кабинетов в общеобразовательном учреждении. Исходя из указанных положений законодательства администрация муниципального образования и само образовательное учреждение вправе сами выбрать меры оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период их обучения.
Медицинское обслуживание в образовательном учреждении осуществляется не самим образовательным учреждением, а работниками медицинских учреждений, которым образовательное учреждение может предоставить для этого необходимые условия, в том числе и помещение, соответствующее необходимым требованиям для оказания указанной помощи.
Законодательство не устанавливает обязанность образовательного учреждения включать в штатное расписание должность медицинского работника. Для организации работы медицинского кабинета школа может воспользоваться услугами организаций и учреждений здравоохранения, имеющих соответствующую лицензию. В этом случае медицинские работники с фактическим местом работы в образовательном учреждении являются штатными сотрудниками учреждения здравоохранения.
Согласно пункту 4.22 СанПиН 2.4.2.2821-10 обязанность предусматривать помещения для медицинского обслуживания обязательны для вновь строящихся зданий общеобразовательных организаций.
Обращаясь в суд с требованием по обустройству в МКОУ «СОШ с. Милоградово» медицинского кабинета, соответствующего условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности, прокурор не обосновал возможность ее технической реализации.
Как следует из материалов дела, указанная школа в с.Милоградово 1978 года постройки, согласно технического плана в здании школы не предусмотрено отдельное помещение под медицинский кабинет, в связи с чем для его обустройства в школе фактически необходимо провести реконструкцию.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции о возложении обязанности по обустройству в МКОУ «СОШ с. Милоградово» медицинского кабинета, соответствующего условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности является неисполнимым, а защита нарушенных прав лиц, в интересах которых подано исковое заявление, не может быть признана действенной.
Отменяя решение суда, судебная коллегия принимает новое решение об отказе прокурору Ольгинского района Приморского края в удовлетворении иска к МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Милоградово», администрации Ольгинского муниципального района об организации медицинского обслуживания воспитанников в образовательном учреждении.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ольгинского районного суда Приморского края от 14 ноября 2017 года отменить. Принять по делу новое решение.
Прокурору Ольгинского района Приморского края к МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Милоградово», администрации Ольгинского муниципального района об организации медицинского обслуживания воспитанников в образовательном учреждении в удовлетворении административного иска отказать.
Председательствующий
Судьи