Дело № 2-10665/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 июля 2016 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,
при секретаре Мусеевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антонова А.А. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании отказа незаконным, обязании выдать разрешение на строительство, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Антонов А.А. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта «Индивидуальный жилой дом» на земельном участке по адресу: ..., выраженный в письме от ** ** ** № ..., обязании выдать разрешение на строительство объекта «Индивидуальный жилой дом» на земельном участке по адресу: ..., взыскании компенсации морального вреда в размере ... рублей.
В судебном заседании Антонов А.А. на иске настаивал.
Администрация МО ГО «Сыктывкар», будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявила, в связи с чем суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика.
Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что постановлением главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** № ... утверждена в составе земель промышленности…и земель специального назначения схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории МО ГО «Сыктывкар» площадью ... кв.м. для строительства объекта «Индивидуальный жилой дом» по адресу...
Земельный участок по адресу: ... площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... поставлен на государственный кадастровый учет ** ** **, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. При этом разрешенное использование земельного участка определено как «для строительства объекта «Индивидуальный жилой дом».
** ** ** администрацией МО ГО «Сыктывкар» был разработан градостроительный план земельного участка № ... для строительства индивидуального жилого дома по адресу.... Постановлением главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** № ... данный градостроительный план был утвержден.
В соответствии с договором купли-продажи от ** ** **, заключенным по итогам аукциона по продаже земельного участка от ** ** **, Антонов А.А. приобрел у администрации МО ГО «Сыктывкар» право собственности на земельный участок, общей площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... по адресу... для строительства индивидуального жилого дома. Земельный участок был передан Антонову А.А. по акту приема-передачи ** ** **.
** ** ** в ЕГРП было зарегистрировано право собственности Антонова А.А на указанный земельный участок.
В ** ** ** года Антонов А.А. обратился в администрацию МО ГО «Сыктывкар» за выдачей разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: ... в чем ему письмом администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** № ... было отказано, поскольку согласно п.2.1 градостроительного плана земельного участка основной вид разрешенного использования земельного участка – размещение промышленных, коммунальных и складских объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, воздушного и трубопроводного транспорта, связи. В соответствии с Правилами землепользования и застройки МО ГО «Сыктывкар», утвержденными решением Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от ** ** ** № ..., размещение индивидуальных жилых домов в данной зоне не предусмотрено.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает, что отказ администрации МО ГО «Сыктывкар» в выдаче разрешения на строительство является не законным.
Правила землепользования и застройки МО ГО «Сыктывкар», утверждены решением Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от ** ** ** № ....
Спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования – для строительства объекта «индивидуальный жилой дом».
В силу ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью.
При этом собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно п. 3 ст. 129 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно положениям ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Подпунктом 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ установлено, что земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ).
Согласно п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно частям 1 и 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные и устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
Следовательно, разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на земельном участке.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
Частью 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ регламентировано, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
В силу ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям и выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
На основании ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Антонов А.А обратившись в администрацию МО ГО «Сыктывкар», представил необходимые для выдачи разрешения на строительство документы. Предусмотренных ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ для отказа в выдаче такого разрешения у ответчика не имелось.
Согласно ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента, разрешенное использование земельного участка, землевладелец вправе продолжить использование этого участка без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если такое использование не создает опасности использования, не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таких обстоятельств, препятствующих использованию земельного участка, по делу не установлено.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка и свидетельства о праве собственности на земельный участок по адресу: ..., кадастровый номер участка ..., разрешенное использование земельного участка – строительство объекта «индивидуальный жилой дом», следовательно, оснований к отказу по мотиву не соответствия строящегося объекта территориальному зонированию у органа местного самоуправления не имелось.
С учетом изложенного, то обстоятельство, что принадлежащий истцу земельный участок размещается в зоне промышленных, коммунальных и складских объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, воздушного и трубопроводного транспорта, связи не препятствует в выдаче истцу разрешения на строительство.
Учитывая изложенное, отказ администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** в выдаче Антонова А.А. разрешения на строительство объекта «Индивидуальный жилой дом» представляется незаконным.
В целях восстановления нарушенного права А.нтонова А.А., на администрацию МО ГО «Сыктывкар» следует возложить обязанность выдать Антонову А.А. разрешение на строительство индивидуального жилого дома по адресу: ...
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты нарушенного права является компенсация морального вреда.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании ст. 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащее гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса РФ к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со ст. 1099 Гражданского кодекса РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, возмещение морального вреда, причиненного действиями (бездействием) должностных лиц органов местного самоуправления, нарушающим имущественные права гражданина, производится только в случаях, предусмотренных законом.
Доказательств нарушения действиями (бездействием) должностных лиц администрации МО ГО «Сыктывкар» личных неимущественных прав истца либо посягательства на принадлежащие ему другие нематериальные блага не представлено. Причинно-следственной связи между действиями (бездействием) должностных лиц администрации МО ГО «Сыктывкар» и нарушениями личных неимущественных прав истицы не установлено.
Законодательство не предусматривает норм по компенсации морального вреда в связи с не выдачей разрешения на строительство объекта капитального строительства. Право гражданина на выдачу такого разрешения не относится к неимущественным правам истца и не посягает на принадлежащие ему другие нематериальные блага.
Принимая во внимание, что заявленные истцом исковые требования о взыскании компенсации морального вреда, основаны на обстоятельствах не выдачи разрешения на строительства, затрагивающих имущественные права истца, суд полагает требования истца о взыскании компенсации морального вреда не основанными на положениях статей 1099 и 151 Гражданского кодекса РФ (случай не предусмотренный законом), и приходит к выводу об отказе в их удовлетворении.
Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Антонова А.А. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ администрации МО ГО «Сыктывкар» в выдаче Антонову А.А. разрешения на строительство объекта «Индивидуальный жилой дом» на земельном участке по адресу: ..., выраженный в письме от ** ** ** № ....
Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» выдать Антонову А.А. разрешение на строительство объекта «Индивидуальный жилой дом» на земельном участке по адресу: ....
В удовлетворении исковых требований Антонова А.А. о взыскании с администрации МО ГО «Сыктывкар» компенсации морального вреда в размере ... рублей отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - Д.А. Паншин