Дело № 2-4304/2020
25RS0001-01-2020-006338-65
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 октября 2020 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> ФИО4 края РФ в составе: председательствующего: судьи Гарбушиной О.В., при секретаре ФИО5, с участием ФИО2 истца ФИО6, ФИО2 администрации <адрес> ФИО7, ФИО2 края ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гордиенко <данные изъяты> к администрации <адрес>, ФИО2 края, Министерству образования ФИО4 края о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
истица обратилась в суд с иском к ответчикам о предоставлении жилого помещения, указав в обоснование исковых требований, что является сиротой. Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ она включена в краевой сводный список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилым помещением на территории ФИО4 края. До настоящего момента она жилым помещением не обеспечена. Просила суд, обязать администрацию <адрес> предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не менее 18 кв.м. и не более 36 кв.м. в <адрес>.
В судебном заседании ФИО2 истца уточнила исковые требования, просит суд, обязать администрацию <адрес>, ФИО2 края, Министерство образования ФИО4 края предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений площадью не менее 18 кв.м. в <адрес>.
ФИО2 администрации <адрес> в судебном заседании не согласилась с исковыми требованиями, представила письменные возражения, указав, что из краевого бюджета Владивостокскому городскому округу предоставляется субвенция в размере 75 025 214 рублей на приобретение (строительство) 15 жилых помещений в собственность ВГО в целях формирования муниципального специализированного жилищног фонда ВГО, предназначенного для проживания детей-сирот. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> заключено 17 муниципальных контрактов на общую сумму 70 422 546 рублей 35 копеек. По 17 заключенным муниципальным контрактам поставлены жилые помещения, на которые зарегистрировано право муниципальной собственности, подписаны акты приема-передачи. В настоящее время распределены все 17 жилых помещений, приобретенных за счет субвенций в 2020 году. На исполнении также находятся три судебных неисполненных акта о предоставлении жилья детям-сиротам, также рассматриваются споры по данным основаниям в судах по другим лицам из детей-сирот. Орган местного самоуправления не может нести ответственность по осуществлению государтвенных полномочий за пределами выделенных на эти цели субвенций. Возложение обязанности по предоствлению на администрацию <адрес> жилья возможно только после возложения обязанность на ФИО2 края обязанности предварительно профинансировать приобретение жилого помещения имено для ФИО1 в целях соблюдения положений ст. 16,19,20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления, РФ». Просила суд отказать в иске.
ФИО2 края не согласась с иском, указав, что законодательством уже возложена обязанность по обеспечению истца жилым помещением. ФИО2 края не является ответчиком по данному требованию. С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Закон ПК №-КЗ, в соответствии с которым, лица, включенные в список, не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилым помещением до ДД.ММ.ГГГГ, подлежат обеспечению в соответстии с настоящим Законом, а именно в данном случае решение по обеспечению истца жилым помещением принимается администрацией <адрес>. Министерством образования ФИО4 края субвенция доведена до администрации <адрес>, доказательств недостаточности финансирования администрацией ВГО не представлено, за дополнительным финансированием не обращалась, отказа в дополнительном финансировании не представила. Просила суд с иске отказать.
ФИО2 Министерства образования ФИО4 края в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.
Выслушав ФИО2 истца, ФИО2 ответчиков, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, суд полагает исковые требования подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Закон) лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 (ранее ФИО9) ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включена в краевой сводный список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилым помещением на территории ФИО4 края.
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 была уведомлена о том, что включена в список на предоставление жилого опмещения по договору найма специализированного жилого помещения в <адрес>ном муниципальном образоани с ДД.ММ.ГГГГ с учетным номером 50.
Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зачислена в Морской Государственный университет им. Адмирала Невельского, зарегистрирована по месту пребывания в общежитии в <адрес> и по настояще время проживает в <адрес>.
У истицы в силу закона, как нуждающейся в жилом помещении возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения в порядке, установленном законом, после того, как она была включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако полагающееся по закону жилое помещение ей так и не было предоставлено.
Согласно уведомлению ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № у истца отсутствуют на праве собственности жилые помещения.
Разрешая спор, суд руководствуется статьями 76 (часть 5) и 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации, ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также Законом ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов ФИО4 края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», Законом ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ N 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории ФИО4 края", регулирующих правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений указанной категории лиц.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что истец относится к числу детей-сирот и имеет право на обеспечение ее во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда на территории Владивостокского городского округа. При этом, отсутствие законодательно определенного срока, в течение которого данной категории граждан должно предоставляться такое жилое помещение, должно толковаться не иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения, а отсутствие у органа местного самоуправления необходимых бюджетных ассигнований на исполнение обязанности по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями не может служить основанием для освобождения ответчика от исполнения такой обязанности в отношении истца.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона N 15-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно представленных в материалы дела доказательств, мать истцы ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, согласно свидетельству о смерти II-СТ 658137 от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Аналогичные положения содержатся и в Законе ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов ФИО4 края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по формированию специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот, включенных в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории ФИО4 края, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории ФИО4 края, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования, а также по принятие решений о предоставлении детям-сиротам из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 3 указанного Закона Владивостокский городской округ включен в перечень муниципальных образований ФИО4 края, органы местного самоуправления которых наделяются государственными полномочиями.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, наделенные государственными полномочиями, несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством ФИО4 края в пределах выделенных на осуществление государственных полномочий финансовых средств. (ст.10 Закона ПК №-КЗ)
В соответствии с положениями ст. 7 Закона ПК №-КЗ финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований ФИО4 края из краевого бюджета.
В силу положений Закона ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов ФИО4 края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» с ДД.ММ.ГГГГ администрация Владивостокского городского округа наделяется государственными полномочиями по формированию специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот, включенных в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории ФИО4 края, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории ФИО4 края, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования; принятию решений о предоставлении детям-сиротам из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения.
Учитывая изложенное, судом отклоняются доводы ответчика о том, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения не может быть возложена на администрацию <адрес>.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Ссылка ответчика на то, что удовлетворение исковых требований о предоставлении жилого помещения фактически приведет к нарушению законных прав иных граждан, включенных в сводный список ранее истца, не может быть принята во внимание, поскольку граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (статья 9 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные статьи указанного закона не ставят обязанность по предоставлению жилья указанным лицам в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
Отсутствие у ответчика надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Поскольку истец состоит в списках детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, на территории Владивостокского городского округа ФИО4 края, что подтверждается распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №-р, то обязанность по предоставлению ей жилого помещения возлагается на администрацию Владивостокского городского округа ФИО4 края.
Вместе с тем, требования о предоставлении жилого помещения в размере не менее 18 кв.м. и не более 36 кв.м. общей площади, не соответствуют требованиям действующего законодательства в данной части, площадь жилого помещения, которое надлежит предоставить истцу должна быть не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления Владивостокского городского округа, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам.
Предусмотренная частью 4 статьи 5 закона ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ N 433-КЗ обязанность уполномоченного органа в области образования направить в орган местного самоуправления представление о распределении указанного в уведомлении жилого помещения лицу, включенному в список, с указанием его фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, для последующего направления приглашения на подписание проекта договора найма специализированного жилого помещения, не освобождает орган местного самоуправления от обязанности обеспечения указанных лиц жилыми помещениями.
Принимая во внимание, что решение по обеспечению истца жилым помещением принимается администрацией <адрес> в силу закона, ответчики ФИО2 края и Министерстов образования ФИО4 края подлежат освобождению от гражданско-правовой ответственности по даннному спору.
На основании изложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования ФИО1 – удовлетворить частично.
Возложить на Администрацию Владивостокского городского округа обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Владивостокского городского округа, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления Владивостокского городского округа, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам.
В удовлетворении требований к ФИО2 края, Министерству образования ФИО4 края, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда, ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.В. Гарбушина
Резолютивная часть
Дело №
25RS0№-65
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> ФИО4 края РФ в составе: председательствующего: судьи Гарбушиной О.В., при секретаре ФИО5, с участием ФИО2 истца ФИО6, ФИО2 администрации <адрес> ФИО7, ФИО2 края ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации <адрес>, ФИО2 края, Министерству образования ФИО4 края о предоставлении жилого помещения,
На основании изложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования ФИО1 – удовлетворить частично.
Возложить на Администрацию Владивостокского городского округа обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Владивостокского городского округа, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления Владивостокского городского округа, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам.
В удовлетворении требований к ФИО2 края, Министерству образования ФИО4 края, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда, ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.В. Гарбушина