Дело № 2-1-183/2018
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации14 марта 2018 года город Ливны Орловской области
Ливенский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Окороковой Э.Н.,
при секретаре Шульгиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ливенского районного суда Орловской области гражданское дело по иску Березина А.А., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Б.А., к администрации города Ливны Орловской области о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Березин А.А. обратился в суд с иском, в обоснование указав, что его дочери Б.А., ДД.ММ.ГГГГ, была установлена № <данные изъяты> на срок – по 03 декабря 2026 года. Такое заболевание, которое имеет дочь истца, требует постоянного медицинского контроля, практически ежедневной необходимости посещения учреждений здравоохранения г. Ливны.
Собственного транспорта у истца нет, также не имеется финансовой возможности его приобретения.
В общественном транспорте города Ливны не предоставлен льготный проезд для отдельных категории граждан, в том числе <данные изъяты>, а транспортные средства на муниципальных маршрутах исключают физическую возможность их использования <данные изъяты> Считает сложившуюся ситуацию грубейшим нарушением действующего российского законодательства, в связи с чем он обратился с жалобой в прокуратуру.
По его обращению Ливенской межрайонной прокуратурой была проведена проверка по вопросу предоставления льгот на проезд <данные изъяты> в общественном транспорте на территории г. Ливны, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства.
Так, администрацией г. Ливны в декабре 2016 – апреле 2017 года были заключены муниципальные контракты на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных пассажирских перевозок по регулярным тарифам по муниципальным маршрутам в г. Ливны Орловской области.
В нарушение требований нормативных актов, принятых Правительством Орловской области, заключенные администрацией г. Ливны контракты не содержали условий о предоставлении транспортных услуг отдельным категориям граждан по единому социальному билету. Ливенским межрайонным прокурором главе администрации г. Ливны было вынесено представление об устранении данных нарушений действующего законодательства. Рассмотрев представление Ливенского межрайонного прокурора, администрация г. Ливны отказалась принять меры по приведению в соответствие действующему законодательству заключенных муниципальных контрактов.
20 декабря 2017 года Ливенским районным судом Орловской области было вынесено решение по иску Ливенского межрайонного прокурора, в котором суд обязал администрацию г. Ливны организовать регулярные пассажирские перевозки с учетом предоставления льготного проезда отдельным категориям граждан.
Полагает, что факт бездействия администрации города Ливны по выполнению предписаний нормативных актов об оказании <данные изъяты> мер социальной поддержки нашел подтверждение вышеуказанным решением суда.
Поскольку администрация города Ливны ущемляла права его ребенка, который был лишен возможности проезда в общественном транспорте, то на фоне этого, ребенок и истец, лично, испытывали глубокие эмоциональные переживания.
Просит взыскать с ответчика 500000 рублей в счет компенсации морального вреда, причиненного ему и его ребенку-инвалиду со стороны администрации города Ливны.
В ходе судебного разбирательства Березин А.А. заявленные требования изменил, просил взыскать с ответчика 1 000000 рублей, в счет компенсации морального вреда причиненного ему и его <данные изъяты> администрацией города Ливны, в обоснование иска в судебном заседании пояснил, что автотранспортные средства, используемые для перевозки пассажирам по городским маршрутам, не оборудованы ни устройствами для пользования лицами, обладающими правом бесплатного проезда, в частности <данные изъяты>, едиными социальными проездными билетами, ни техническими приспособлениями, обеспечивающими <данные изъяты>, имеющими ограничения в передвижении, свободный доступ в городское транспортное средство. С момента установления его дочери <данные изъяты> и предоставления ей индивидуальной карты реабилитации, девочке положено посещение реабилитационного Центра для несовершеннолетних, на базе которого ребенку могут оказать услуги по профессиональному массажу, а также показано посещение коррекционного обучающего заведения, в котором специалисты будут развивать у ребенка навыки общения. В настоящее время все перевозки ребенка в городском общественном транспорте не доступны для семьи истца, так как ни одно маршрутное средство не приспособлено для перевозки инвалида, использующего для передвижения инвалидную коляску, не предоставляется также возможность по бесплатному проезду в городском транспорте. Все это сказывается на психологическом здоровье как дочери, так и истца, у него к тому же нравственные переживания привели к развитию сердечного заболевания.
Представитель ответчика Ивлева И.В. в судебном заседании требования не признала, пояснив, что истцом не доказан факт причинения ему и его дочери действиями ответчика физических и нравственных страданий, связанных с нарушениями их личных неимущественных прав, что послужило бы основанием для возмещения морального вреда. Со стороны администрации приняты меры по организации пассажирских перевозок на территории города Ливны путем заключения с перевозчиками муниципальных контрактов, в которых предусмотрено условие о возложении обязанности на перевозчика соблюдать установленные действующим законодательством требования по организации пассажирских перевозок. Право на бесплатный проезд в пассажирском транспорте, с нарушением которого истец связывает причиненный ему моральный вред, является по своей правовой природе имущественным правом, предоставляющим собой освобождение об обязанности по внесению платы за проезд при пользовании услугами перевозки в городском пассажирском транспорте, поэтому при разрешении возникшего спора не могут быть применены нормы, регулирующие возможность установления ответственности за причинение морального вреда.
Представитель третьего лица – Ливенской межрайонной прокуратуры в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства был извещен, ранее предоставил отзыв, в котором указал, что по требованиям, заявленным истцом, Ливенская межрайонная прокуратуры не являются лицом, права которого могут каким-либо образом быть затронуты принятым судебным решением.
Выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Как следует из ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:
вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;
вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;
вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;
в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.1994 года №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Согласно ст.9 Конвенции о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006), чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:
- на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Государства-участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы:
a) разрабатывать минимальные стандарты и руководящие ориентиры, предусматривающие доступность объектов и услуг, открытых или предоставляемых для населения, вводить их в действие и следить за их соблюдением;
b) обеспечивать, чтобы частные предприятия, которые предлагают объекты и услуги, открытые или предоставляемые для населения, учитывали все аспекты доступности для инвалидов.
Согласно п. 2 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Частью второй, четвертой и седьмой статьи 15 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
Таким образом, законодателем в развитие положений Конвенции о правах инвалидов определен механизм обеспечения порядка и условий доступности пользования инвалидами, в частности общественным транспортом, с распределением обязанностей между участниками правоотношений по организации деятельности в области пассажирских перевозок.
Вместе с тем, в вышеуказанных законодательных актах положений о возможности защиты прав инвалидов в сфере обеспечения доступности транспортной инфраструктуры путем взыскания компенсации морального вреда не предусмотрено.
Соответственно к требованиям, предъявленным в защиту интересов инвалида, основанных на доводах отсутствия обеспеченности доступности транспортной инфраструктуры распространяются общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации о доказанности факта нарушения прав гражданина путем установления причинно-следственной связи между установленным фактом нарушения прав и виновными действиями должностных лиц.
Кроме мер, принимаемых законодателем по обеспечению порядка и условий доступности различного рода общественных инфраструктур инвалидам, государство также гарантирует и соответствующие меры социальной поддержки в виде материального обеспечения.
Так, в силу ст. 27 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 24 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства Орловской области от 18.10.2010 года №365 «О едином социальном проездном билете в Орловской области» с 6 мая 2015 года введен на территории Орловской области единый социальный проездной билет стоимостью 350 рублей в месяц для осуществления проезда во всех видах городского пассажирского транспорта (кроме легкового такси) и в автомобильном транспорте (кроме легкового такси) общего пользования по муниципальным, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении отдельными категориями граждан, в том числе для детей-инвалидов.
П.3 указанного Постановления определено Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области совместно с предприятиями пассажирского транспорта организовать пассажирские перевозки с учетом введения единых социальных проездных билетов.
Согласно Приложению №2 к данному Постановлению Правительства Орловской области, регулирующему порядок обеспечения отдельных категорий граждан единым социальным проездным билетом, настоящее Положение предусматривает предоставление равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Орловской области, в части проезда по единым социальным проездным билетам на транспорте, обслуживающем внутримуниципальные (городские и пригородные) регулярные маршруты общего пользования по решению соответствующих муниципальных образований, а также пригородные межмуниципальные маршруты, организованные органом исполнительной государственной власти специальной компетенции в сфере транспорта.
Стоимость единого социального проездного билета устанавливается постановлением Правительства Орловской области.
Единые социальные проездные билеты являются документами строгой отчетности и представляют собой льготную транспортную электронную карту - микропроцессорную бесконтактную смарт-карту, предназначенную для совершения операций по безналичной оплате проезда на транспорте отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и Орловской области.
По данному Положению реализация права граждан на льготный проезд по единому социальному проездному билету осуществляется при предъявлении единого социального проездного билета и документа, удостоверяющего личность, или документа, подтверждающего право на льготу (при наличии в нем фотографии).
Единый социальный проездной билет используется для подтверждения совершенной поездки с использованием валидатора - устройства, обеспечивающего контроль за наличием оплаченного транспортного ресурса и регистрацию факта проезда:
при предъявлении кондуктору (водителю) для проверки карты и регистрации оплаты проезда;
путем самостоятельного приложения карты к валидатору, установленному в транспортном средстве.
Правительством Орловской области также разработан и утвержден Порядок предоставления перевозчикам субсидий в целях компенсации расходов на перевозку граждан, пользующихся такой мерой социальной поддержки, как бесплатный проезд в общественном транспорте.
Так, п.1 Постановления Правительства Орловской области от 27.03.2017 года №112 «Об утверждении порядка предоставления субсидий в 2017 году за счет средств областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров во всех видах городского пассажирского транспорта (кроме легкового такси) и в автомобильном транспорте (кроме легкового такси) общего пользования на муниципальных, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении, в целях возмещения расходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан», утвержден прилагаемый Порядок предоставления субсидий в 2017 году.
Из п.2 указанного Постановления следует, что Департаменту финансов Орловской области необходимо обеспечить Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области выделение средств из областного бюджета на предоставление субсидии в 2017 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров во всех видах городского пассажирского транспорта (кроме легкового такси) и в автомобильном транспорте (кроме легкового такси) общего пользования на муниципальных, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении, в целях возмещения расходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан.
В п.2 и 3 приложения к вышеуказанному Постановлению указано, что субсидии предоставляются Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области в пределах ассигнований, предусмотренных Законом Орловской области от 6 декабря 2016 года N 2054-ОЗ "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", для обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта.
Субсидии предоставляются перевозчикам на основании договора на предоставление субсидии, заключенного между Департаментом и перевозчиком.
В соответствии с материалами дела, Б.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее родители: отец-Березин А.А., мать-Б.
Согласно справке серии МСЭ-2011 № от ДД.ММ.ГГГГ Б.А. установлена <данные изъяты> сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Из индивидуальной программы реабилитации или абилитации <данные изъяты> Б.А., выдаваемой Федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, усматривается, что для передвижения ребенка используется кресло-коляска, кроме этого ребенку необходима социально-психологическая, социокультурная и социально-бытовая реабилитация, которая должна предоставляться Департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области.
Из объяснений, данных в судебном заседании директором Бюджетного учреждения Орловской области «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних города Ливны» К., а также из ответа данного учреждения, полученного на запрос суда, следует, что специалистами Центра оказываются услуги несовершеннолетним детям -инвалидам по их реабилитации, в том числе по проведению физиопроцедур в виде массажа, но для этого необходимо доставление ребенка в Центр, на дому подобного рода услуги Центром не оказываются. Истец Березин А.А. обращался по поводу оказания такой услуги, но при этом пояснял, что возможности доставить ребенка в Центр не имеется. На балансе учреждения числится автомобиль, но он не оборудован приспособлениями для доступа в него инвалидов, использующих кресло-коляску, однако, если просьба о перевозке такого инвалида поступит, учреждение организует возможность для обеспечения его доступа в автомобиль. От Березина А.А. подобных просьб к руководству Центра не поступало.
Согласно пояснениям истца, он и его супруга сами самостоятельно выполняют рекомендации по массажу ребенка.
В соответствии с пояснениями директора Муниципального казенного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» города Ливны Б., данными в судебном заседании, учреждение оказывает в связи с обращением родителей Б.А. услуги по коррекционному обучению ребенку-инвалиду на дому, приход специалиста осуществляется один раз в неделю, желательно осуществлять занятия не менее 2-х раз в неделю. Оказывать услуги в необходимом объеме на дому Центр не имеет возможности вследствие занятости специалистов, в самом Центре услуга может оказываться в необходимом объеме, своим транспортным средством Центр не располагает.
Из ответа, подготовленного вышеуказанным учреждением по состоянию на 13 марта 2018 года, следует, что Центр может изыскать возможность осуществления занятий с Б.А. в количестве 2-х раз в неделю, для чего родителям ребенка следует обратиться в Центр для согласования времени посещений на дому.
В соответствии с ответом, полученным 12.03.2018 из филиала по городу Ливны Казенного учреждения Орловской области «Областной Центр социальной защиты населения», семья ребенка-инвалида Б.А. получает предусмотренные законом меры социальной поддержки в виде причитающихся к выплате пособий, компенсаций и субсидий. Кроме этого, ребенок-инвалид обеспечен техническими средствами реабилитации в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации инвалида. Обращений от родителей Б.А. по вопросу перевозки ее по городу Ливны в учреждение не поступало, филиал транспортом не располагает.
Согласно ответу Ливенской городской организации ОООО Всероссийского общества инвалидов от 14.03.2018 родители Б.А. по вопросу оказания помощи в перевозке ребенка не обращались.
Из обращений истца Березина А.А. в адрес администрации города Ливны, оформленных в виде устных обращений на личном приеме у должностных лиц администрации города или же в виде письменных обращений на имя главы города, за период с 2014 по 2017 годы, следует, что в 2016-2017 гг. имелось три обращения Березина А.А. – 05.12.2016 года, 03.03.2017 года и 22.11.2017 года, в которых истец указывал на необеспеченность в целом городских маршрутов транспортными средствами, приспособленными для перевозки <данные изъяты>, использующих кресла-коляски, а также просил компенсировать убытки, связанные с оплатой стоимости проезда в общественном транспорте.
Оценивая доводы истца об отсутствии со стороны органа местного самоуправления – администрации города Ливны действий по созданию условий инвалидам, использующим кресла-коляски, доступности в пользовании регулярным городским маршрутным транспортом, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
Так, в силу п.7 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Как следует из пояснений представителя ответчика, администрация города Ливны не располагает собственным парком автотранспортных средств, которые могли быть использованы для организации пассажирских перевозок, и для этих целей не имеется созданного муниципального предприятия.
Для решения вопроса об организации транспортного обслуживания населения администрацией города в соответствии с положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработаны и утверждены муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения (ст.11 Федерального закона).
Само же осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам администрацией обеспечивается посредством заключения муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона, где предметом контракта являлось выполнение индивидуальными предпринимателями, с которыми заключен муниципальный контракт, работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными муниципальным заказчиком (ст.14 Федерального закона).
Так, представителем администрации города суду были предоставлены муниципальными контракты, заключенные администрацией города с перевозчиками – индивидуальными предпринимателями, принявшими на себя обязательства по выполнению работ, связанных с осуществлением регулярных пассажирских перевозок по городским муниципальным маршрутам.
Из муниципального контракта от 19 декабря 2016 года (маршруты №4,13,14), аналогичные контракты были заключены и по другим регулярным маршрутам города, следует, что муниципальным заказчиком возложена на исполнителя обязанность по обеспечению всем пассажирам одинаковых условий обслуживания (п.3.3.9), а также осуществлять перевозку пассажиров по регулируемому тарифу (п.3.3.29).
Тем не менее, в силу ст. 20 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.
Поскольку ранее заключенные муниципальные контракты не позволяли определить наличие согласованности с перевозчиками условий о предоставлении гражданам льготного проезда, то со стороны Ливенского межрайонного прокурора было предъявлено требование к администрации города об организации пассажирских перевозок по городским регулярным маршрутам с возложением исполнения вышеуказанной обязанности на перевозчиков.
Данное требование было удовлетворено решением Ливенского районного суда Орловской области от 20 декабря 2017 года.
Во исполнение принятого решения суда муниципальным органом власти были заключены с перевозчиками, обеспечивающими пассажирские перевозки на всех муниципальных регулярных маршрутах, муниципальные контракты. В качестве примера представителем ответчика суду был предоставлен контракт от 29 декабря 2017 года, заключенный с перевозчиком, обеспечивающим перевозку пассажиров на маршрутах : № 2,7,9,13,20.
В соответствии с условиями данного контракта на перевозчика была возложена обязанность по предоставлению условий по льготному проезду на условиях единого социального проездного билета, а также обеспечение условий по перевозке людей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями, изложенными в Приказе Минтранса РФ от 01.12.2015 года № 347.
Таким образом, довод истца, что вынесенным решением суда по вышеуказанному требованию Ливенского межрайонного прокурора был установлен факт нарушения прав его ребенка, которое влечет привлечение администрации города Ливны к ответственности в виде взыскания компенсации морального вреда, является несостоятельным.
Недостатки контрактов, ранее заключавшихся администрацией города Ливны в пределах своей компетенции, не затрагивали личные неимущественные права или нематериальные блага Б.А.
Так, не предоставление перевозчиками условий по использованию единого социального проездного билета, несмотря на то, что муниципальным заказчиком в контракте прямо предусмотрено это условие, не стоит в прямой причинной связи с какими-либо виновными действиями администрации города, к тому же, право бесплатного проезда относится к мерам социальной поддержки, направленным на защиту имущественных прав инвалидов, что не предполагает в силу действующего законодательства в случае их нарушения взыскания морального вреда.
Также не является следствием виновных действий администрации города Ливны и отсутствие в настоящее время на регулярных городских маршрутах транспортных средств, которые приспособлены для свободного доступа в них инвалидов, использующих кресла-коляски.
Возложение на лицо ответственности в виде взыскания морального вреда при условии отсутствия его вины в нарушении неимущественных прав другого лица или его нематериальных благ возможно только в случаях прямо предусмотренных законом. Ситуация по данному гражданскому делу не относится к таковым случаям.
Судом не установлено нарушений прав ребенка-инвалида или же непосредственно самого истца Березина А.А. администрацией города Ливны.
<данные изъяты> Б.А. получает необходимые меры по реабилитации, предусмотренные ее индивидуальной программой реабилитации, а также получает материальное содержание в виде выплачиваемой пенсии, ежемесячной денежной выплаты, семье ребенка оказывается индивидуальная адресная помощь со стороны администрации города Ливны по обращениям ее родителей.
Судом также не установлено доказательств, обосновывающих бы довод истца Березина А.А., что имеющееся у него заболевание сердца возникло в результате нравственных страданий, вызванных виновными действиями администрации города Ливны.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования истца являются необоснованными и как следствие этого, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Березина А.А., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Б.А., отказать.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: