Дело № ******

Мотивированное решение изготовлено

21.11.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15.11.2016

<адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием

представителя ответчиков ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации – ФИО3,

представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации – ФИО4,

представителя ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» - ФИО5,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» о взыскании компенсации морального вреда, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в котором просит взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 2000000 руб. за затягивание срока исполнения обязательства по обеспечению жильем по избранному месту жительства, после принятия судом решения ежемесячно выплачивать по 70000 руб. в пользу истца вплоть до исполнения обязательства по обеспечению жильем по избранному месту жительства.

Кроме того, ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации и Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, в котором просит взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 2000000 руб. за затягивание срока исполнения обязательства по обеспечению жильем по избранному месту жительства, после решения суда ежемесячно выплачивать по 70000 руб. в пользу истца до исполнения обязательства по обеспечению жильем по избранному месту жительства, обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации распределить истцу жилое помещение по адресу: <адрес>.

Гражданские дела по указанным исковым заявлениям ФИО1 определением суда от ДД.ММ.ГГГГ соединены в одно производство.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что является офицером запаса. В период проведения организационно-штатных мероприятий Министерством обороны Российской Федерации в 2011 году он был принят на учет для получения постоянного жилья в <адрес>. В настоящее время проживает в служебном жилом помещении в ЗАТО <адрес>. Неоднократно обращался в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по вопросу получения жилья в <адрес>, однако за все время никаких предложений и объяснений конкретных сроков предоставления квартиры истец не получал. На обращения родственников истца в территориальном отделении Департамента жилищного обеспечения ответили, что жилого помещения причитающейся истцу площади в <адрес> нет, жилого помещения он никогда не получит. ДД.ММ.ГГГГ истец изменил избранное место жительства на <адрес>, с согласием на доплату. На сайте Министерства обороны Российской Федерации была размещена информация о распределении жилых помещений в <адрес>, 15, 16. Дома с этими адресами находятся в <адрес>. Департамент жилищного обеспечения не сообщил истцу о строящихся домах в <адрес>, когда он мог изменить избранное место жительства. Истцу известно, что однокомнатные квартиры, подлежащие распределению, имеются по адресу: <адрес>. При этом истцу в Департаменте жилищного обеспечения сообщили, что в <адрес> жилья нет и строить там Министерство обороны Российской Федерации ничего не будет.

Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечено ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>».

Впоследствии ФИО1 в суд направлены дополнительные письменные пояснения, в которых истец указал, что после сообщения ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о том, что истец никогда не получит квартиру в <адрес>, он ДД.ММ.ГГГГ изменил избранное место жительства на <адрес>. Однако начальник территориального отделения ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в <адрес> разъяснила ему, что в Москве квартиры распределяют только тем военнослужащим, которые там проходят службу. Поэтому истец выбрал город с самым близким расположением к <адрес> и со схожей инфраструктурой – <адрес>. Также истец указал, что граждане, уволенные с военной службы и вставшие на учет для получения жилых помещений после истца, или уже получили жилые помещения, или рассматривают конкретные варианты для обеспечения жильем. Истец в настоящее время вправе изменить избранное место жительства. Истец пережил четыре серьезных стрессовых состояния, испытывает нравственные страдания ввиду неполучения жилья по избранному месту жительства в течение шести лет. При этом он является внеочередником. В 2014 году истец получил извещение о распределении ему квартиры в <адрес>, однако в то время на сайте Министерства обороны Российской Федерации появились сведения о распределении квартир в <адрес>, которые расположены в домах, находящихся в непосредственной близости к <адрес>. После этого истец ждал, что ему предложат другой оптимальный вариант, квартиру в <адрес>, однако ему предложили получить субсидию. Истец с таким вариантом жилищного обеспечения не согласен, так как стоимость квартиры в <адрес> выше, нежели размер предлагаемой субсидии. В связи с невозможностью Министерства обороны Российской Федерации обеспечить истца квартирой в <адрес> истец просил обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации внести изменения в данные единого реестра военнослужащих: изменить избранное место жительства истца на <адрес>, распределить ему жилое помещение по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель ответчиков ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации – ФИО3 возражал против удовлетворения иска. Указал, что истцом не представлены доказательства причинения ему морального вреда, посягательств на его личные неимущественные права либо нематериальные блага, что исключает возможность взыскания компенсации морального вреда. Право истца на получение жилого помещения является имущественным правом. Истец в 2010 году был признан нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства в связи с планируемым увольнением с военной службы. Избранным местом жительства истец указал <адрес>. В связи с отсутствием в <адрес> жилых помещений, приобретенных Министерством обороны Российской Федерации для распределения военнослужащим при норме предоставления от 18 кв.м до 36 кв.м на состав семьи один человек, истцом избранное место жительства было изменено на <адрес>. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 405-ФЗ были внесены изменения в ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно данным изменениям право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется один раз. В заявлениях от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 указал избранным местом жительства <адрес>. Военнослужащим, состоящим в реестре с избранным местом жительства <адрес>, предлагались жилые помещения в <адрес>. Истцу извещением от ДД.ММ.ГГГГ было распределено жилое помещение по адресу: <адрес>. Истец отказался от предложенного варианта. В настоящее время изменить избранное место жительства истцу не представляется возможным, так как п. 18 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлена однократность выбора военнослужащим избранного места жительства. При этом истец не лишен возможности реализовать свои жилищные права путем получения субсидии.

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации – ФИО4 с иском не согласился. Указал, что обстоятельств, свидетельствующих о том, что Министерство обороны Российской Федерации или его должностные лица являются непосредственными причинителями вреда истцу, либо совершили противоправные действия по отношению к нему, или свидетельствующих о наличии иных доказательств вины ответчика в причинении морального вреда истцу, не имеется. Поэтому нет правовых оснований для возмещения истцу морального вреда. Утверждения истца о причинении ему морального вреда Министерством обороны Российской Федерации являются голословными и необоснованными. Кроме того, из материалов дела следует, что должностными лицами Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его территориальных органов на обращения ФИО1 неоднократно направлялись ответы, общий смысл которых сводится к отсутствию в настоящее время в распоряжении уполномоченных органов достаточного жилищного фонда полагающейся истцу площади и в избранном им населенном пункте. Доводы истца о наличии в распоряжении Министерства обороны Российской Федерации жилых помещений по избранному им месту жительства и соответствующих нормам предоставления площади жилого помещения ничем не подтверждены и не могут быть приняты во внимание.

Представитель ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» - ФИО5 возражал против иска, указав, что требования истца основаны на ущемлении, по его мнению, его жилищных прав, которые имеют имущественный характер. Действия, непосредственно направленные на нарушение личных неимущественных прав либо посягающие на принадлежащие истцу нематериальные блага, в иске не указаны. Кроме того, право истца на получение жилого помещения не оспаривалось и не нарушалось. Истец, будучи признанным нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства, указал в качестве избранного места жительства <адрес>. Впоследствии изменил его на <адрес>. Редакция статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», действующая с ДД.ММ.ГГГГ, предусматривает однократность выбора военнослужащим избранного места жительства в целях реализации права на получение жилого помещения. В связи с этим изменение региона предоставления жилого помещения на <адрес> невозможно в силу закона. А от расположенной в <адрес> квартиры, а также от права на обеспечение жильем в форме жилищной субсидии для приобретения и строительства жилого помещения истец отказался. Таким образом, нереализованное право на получение жилого помещения вызвано действиями самого истца. Поэтому не представляется возможным предоставить истцу жилое помещение по адресу: <адрес>. Следовательно, вина государственных органов в нарушении жилищных прав истца, а равно и сам факт подобного нарушения, отсутствуют. Ничем не подтверждаются моральные страдания, могущие быть перенесенными истцом. Причинно-следственная связь между нынешним статусом вопроса, вызывающим недовольство истца, и гипотетическими страданиями в связи с этим, и какими-либо действиями ответчиков, также отсутствует. Кроме того, Управление не несет ответственности по подобным обязательствам других ответчиков, не имея непосредственного отношения к жилищным правам истца.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, направил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

С учётом мнения участвующих в деле лиц и в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Заслушав пояснения представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 1,2 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

По смыслу указанной нормы ответственность за причинение морального вреда наступает в случае наличия следующих обстоятельств: причинение морального вреда (физических и нравственных страданий), неправомерное действие или бездействие причинителя вреда, причинно-следственная связь между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом, вина причинителя вреда.

Согласно п. 1 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

В силу ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключен из списков личного состава войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ. Продолжительность военной службы истца в календарном исчислении на момент увольнения составила 18 лет 11 месяцев.

До увольнения с военной службы, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обращался с рапортом к командиру войсковой части, где просил ходатайствовать о признании его (истца) нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства <адрес>.

Решением гарнизонной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан нуждающимся в получении жилой площади и улучшении жилищных условий.

Таким образом, истец приобрел право на получение постоянного жилого помещения по избранному месту жительства в соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Никем из участвующих в деле лиц не оспаривалось, что истец продолжает до настоящего времени состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.

Из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением об изменении избранного места жительства с <адрес>.

Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обращался в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлениями, в которых просил предоставить ему квартиру по иному избранному месту жительства – в <адрес>. В этом же заявлении ФИО1 подтвердил, что был ознакомлен с положениями законодательства об однократности осуществления военнослужащим-гражданином права выбора населенного пункта в качестве места жительства в целях предоставления ему жилого помещения, а также о том, что гражданам, отказавшимся от предложенного жилого помещения по месту прохождения военной службы или по избранному месту жительства, соответствующего требованиям законодательства, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.

Извещением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 распределена квартира по адресу: <адрес>, Мытищи, <адрес>. От распределенного жилого помещения истец отказался, указав на то, что оно не соответствует избранному им месту жительства.

ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ответило на обращение ФИО1, сообщив, что в связи с отказом истца от распределенной ему квартиры в <адрес> его избранным местом жительства продолжает оставаться <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением, в котором просил предложить ему распределение квартиры по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации уведомило истца о готовности предоставить ему жилищную субсидию в связи с отсутствием жилых помещений по избранному им месту жительства.

Как следует из содержания искового заявления ФИО1, его требования о компенсации морального вреда основаны не неправомерном, по его мнению, бездействии должностных лиц ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, выразившихся в длительном непредоставлении ему жилого помещения. При этом, как указывалось выше, одним из обязательных условий взыскания компенсации морального вреда является неправомерность действий или бездействия причинителя вреда.

Между тем, в данном случае истцом не представлены доказательства неправомерности действий или бездействия кого-либо из ответчиков. Неправомерность действий или бездействия ответчиков не была установлена соответствующим судебным постановлением, действия или бездействие ответчиков ФИО1 в судебном порядке не оспаривались.

Более того, ФИО1 не представил доказательств претерпевания им нравственных или физических страданий в связи с непредоставлением ему жилого помещения по избранному месту жительства.

Следует также отметить, что истцом не представлены и доказательства наличия в <адрес> свободных к распределению жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации.

Кроме того, как обоснованно указано ответчиками, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 405-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (п. «з» ст. 1) статья 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» дополнена пунктами 17, 18 и 19.

Согласно п. 18 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции указанного Федерального закона право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз. Граждане, уволенные с военной службы и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, выбранных ими в качестве избранного места жительства до увольнения с военной службы.

В силу п. 19 указанной статьи военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.

При этом частью 2 ст. 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» определено, что лицам, указанным в абзацах третьем - двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции настоящего Федерального закона), отказавшимся начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона желание изменить избранное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона место жительства, предоставляется жилищная субсидия.

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Как указывалось выше, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, уже после вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 405-ФЗ, обращался в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлениями, где указывал в качестве избранного места жительства <адрес> (вместо ранее избранного места жительства <адрес>).

Следовательно, согласно положениям указанных норм, истец по причине изменения им избранного места жительства после вступления в силу названного Федерального закона, утратил право на предоставление ему жилого помещения, и в настоящее время он вправе требовать только предоставления ему жилищной субсидии. О таком праве истцу неоднократно разъяснялось сотрудниками ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации. Также истец в настоящее время не вправе вновь изменить избранное им место жительства.

При таких обстоятельствах не имеется оснований для взыскания с ответчиков в пользу истца компенсации морального вреда, а также о возложении на ответчиков обязанность внести изменения в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, в части сведений об избранном ФИО1 месте жительства (<адрес>) и распределить истцу жилое помещение в <адрес>.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░

2-6146/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Михеев С.Б.
Ответчики
Управление финансового обеспечения МО РФ по Свердловской области
4 территориальное отделение департамента жилищного обеспечения МО РФ в г.Оренбурге
Другие
ФКУ "Управление федерального обеспечения Министерства обороны РФ по СО"
Суд
Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на сайте суда
oktiabrsky.svd.sudrf.ru
17.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
17.08.2016Передача материалов судье
19.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2016Судебное заседание
15.11.2016Судебное заседание
21.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее