№ 2а-2565/2020 публ.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ижевск 24.07.2020 года
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего – судьи Алабужевой С.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Управления Роспотребнадзора по УР о признании информации, размещенной на сайте, запрещенной к распространению на территории РФ,
УСТАНОВИЛ:
В Октябрьский районный суд г.Ижевска обратилось Управление Роспотребнадзора по УР с административным иском о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, указывая, что в целях проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, законодательства об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, законодательства о защите прав потребителей, в связи с отмечающимся ростом потребления табака, никотинсодержащей продукции, в том числе среди несовершеннолетних детей и молодежи, Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике проводит мониторинг интернет ресурсов по продаже никотиносодержащей продукции, табачной продукции. На сайте <данные скрыты> размещена информация о дистанционной продаже (заказе) снюсов и жевательный табак содержащей в своем составе никотин. Кроме того, указана информация о магазине где можно приобрести табчную продукция: <адрес>, тел. №. В ходе осмотра установлено, что при открытии вышеуказанного сайта появляется графическое изображение (фото, рисунки, текст о табачной продукции) и адрес местонахождения магазина по продаже табачной продукции «снюсов», табачной смеси), что является демонстрацией стимулирующие продажу розничной (оптовой) торговли сосательного, жевательного, нюхающего снюса, которые содержит в себе никотин. Таким образом, находясь на сайте, потребитель имеет возможность ознакомится с наименованием Снюсов, его свойствами, характеристиками, способом употребления табака и стоимостью Снюса. В последующем имеет возможность заказать табачные изделия (табачный снюс, рассыпной снюс, порционный снюс, и снюс который содержит никотин), подойти в магазин, указанный на сайте, оплатить его и получить вышеуказанный товар. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием сайта может любой Интернет-пользователь (в том числе и несовершеннолетние дети, и молодёжь), ограничения по передаче, копированию информации с сайта <данные скрыты> отсутствует. Распространение информации о приобретении снюсов на сайте <данные скрыты> противоречит ч.8 ст. 19 Федерального закона от <дата> № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», в том числе создает угрозу приобретения табачных изделий (снюсов) через сеть Интернет на сайте <данные скрыты>.
Просит признать информационный материал, размещенный на сайте <данные скрыты> запрещенный к распространению на территории РФ. Обязать ответчика внести страницу сайта <данные скрыты> в единую автоматизированную систему «единый реестр доменных иен, указателей страниц сайтов в сети интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
В ходе рассмотрения дела 20.05.2020г. истцом изменен предмет требований: просит признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайтах URL-адресами <данные скрыты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Обязать ответчика внести страницы сайтов URL-адресами <данные скрыты> единую автоматизированную систему «единый реестр доменных иен, указателей страниц сайтов в сети интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
Определением суда от 28.05.2020г. административное дело направлено по подсудности в Первомайский районный суд г.Ижевска.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон, без проведения устного разбирательства, в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии с п.4 ч.1 ст.291, п.7 ст.150 КАС РФ. От административного ответчика поступило письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя, исковое заявление поддерживает.
Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
В целях проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, законодательства об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, законодательства о защите прав потребителей, в связи с отмечающимся ростом потребления табака, никотинсодержащей продукции, в том числе среди несовершеннолетних детей и молодежи, Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике проводит мониторинг интернет ресурсов по продаже никотиносодержащей продукции, табачной продукции.
На сайтах <данные скрыты> размещена информация о дистанционной продаже (заказе) снюсов и жевательный табак содержащей в своем составе никотин. Кроме того, указана информация о магазине где можно приобрести табчную продукция: <адрес>, тел. №.
В ходе осмотра установлено, что при открытии вышеуказанного сайта появляется графическое изображение (фото, рисунки, текст о табачной продукции) и адрес местонахождения магазина по продаже табачной продукции «снюсов», табачной смеси), что является демонстрацией стимулирующие продажу розничной (оптовой) торговли сосательного, жевательного, нюхающего снюса, которые содержит в себе никотин.
Таким образом, находясь на сайте, потребитель имеет возможность ознакомится с наименованием Снюсов, его свойствами, характеристиками, способом употребления табака и стоимостью Снюса. В последующем имеет возможность заказать табачные изделия (табачный снюс, рассыпной снюс, порционный снюс, и снюс который содержит никотин), подойти в магазин, указанный на сайте, оплатить его и получить вышеуказанный товар.
Вход на сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием сайта может любой Интернет-пользователь (в том числе и несовершеннолетние дети, и молодёжь), ограничения по передаче, копированию информации с сайтов <данные скрыты> отсутствует.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от <дата> N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" потребление табака - это курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий.
В соответствии п.18, п.19 п. 20 ст. 2 Федерального закона от <дата> N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию":
- табак сосательный (снюс) - это вид не курительного табачного изделия, предназначенного для сосания и полностью или частично изготовленного из очищенной табачной пыли и (или) мелкой фракции резаного табака с добавлением или без добавления не табачного сырья и иных ингредиентов;
- табак жевательный - вид не курительного табачного изделия, предназначенного для жевания и изготовленного из спрессованных обрывков табачных листьев с добавлением или без добавления не табачного сырья и иных ингредиентов;
- табак нюхательный - вид не курительного табачного изделия, предназначенного для нюханья и изготовленного из тонкоизмельченного табака с добавлением или без добавления не табачного сырья и иных ингредиентов;
Снюс - бездымный табачный продукт, который выпускается в разных формах и применяется как жевательный табак. Его в виде порционных пакетиков или рассыпного табака помещают между десной и верхней (иногда нижнем) губой на 5 - 30 минут для того, чтобы никотин всасывался в кровь и поступал в организм, минуя гортань и легкие.
В соответствии ч.8 ст. 19 Федерального закона от <дата> N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"(3акон о реализация табачной продукции»), запрещается оптовая и розничная торговля насваем и табаком сосательным (снюсом).
Правила продажи товаров дистанционным способом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от <дата> N 612 (далее - Правил) устанавливают порядок продажи товаров дистанционным способом, регулируют отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом и оказании в связи с такой продажей услуг.
Согласно абз. 4 п. 2 указанных Правил, продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Продавец до заключения договора розничной купли-продажи должен предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора (п.8 Правил).
Исходя из п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Часть 2 ст. 14.53 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает наступление административной ответственности за оптовую или розничную продажу насвая, табака сосательного (снюса).
В соответствии ч.1 ст. 16 Закона о реализации табачной продукции, в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещается реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табачной продукции.
Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона № Федерального закона от <дата> N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Наибольшему риску по употреблению снюсов путем жевания, нюхания, сосания подвержены несовершеннолетние дети (подростки).
Распространение информации о приобретении снюсов на сайтах: <данные скрыты> противоречит ч.8 ст. 19 Федерального закона от <дата> № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», в том числе создает угрозу приобретения табачных изделий (снюсов) через сеть Интернет на сайтах <данные скрыты>.
Согласно п.5.1.7 (1) п.5 Постановления Правительства РФ от <дата> N228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (вместе с «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»), Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет принятие мер по ограничению доступа к информационным ресурсам в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в пределах компетенции, установленной Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Указатель сайта с адресами <данные скрыты>, на котором размещена информация стимулирующая продажу снюсов, в едином реестре Роскомнадзора РФ (заинтересованное лицо отсутствует (http://eais.rkn.gov.ru/).
Статья 40 Закона Российской Федерации от <дата> № «О защите прав потребителей»; предусматривает, что федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее орган государственного надзора) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от <дата> № «Об утверждении Положения Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере зашиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. Должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право (в соответствии со ст. 40 Закона РФ №) обращаться в суд с заявлениями в защиту нрав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона РФ от <дата> № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики Российской Федерации в интересах детей являются содействие интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их интеллектуальное, нравственное развитие.
Пунктом 2 ч.2 ст.5 Федерального закона от <дата> N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию установлено, что к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, виды табачных изделий, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона о защите информации основанием для включения в Реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Указанные обстоятельства нарушают публичные интересы Российской Федерации, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Согласно п. 2.2 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к страницам сайтов, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
Согласно п. 4 ст. 265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 179-180, 265.5 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Управления Роспотребнадзора по УР о признании информации, размещенной на сайте, запрещенной к распространению на территории РФ - удовлетворить.
Признать информационный материал, размещенный на сайтах <данные скрыты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике внести страницу сайтов <данные скрыты> в единую автоматизированную систему единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 15 дней со дня получения копии решения через Первомайский районный суд г. Ижевска УР.
Судья: С.В. Алабужева