Дело №2а–420/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Волжский
Волгоградская область «12» января 2022 года
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Максимова Д.Н.,
при секретаре Кишиковой И.А.,
с участием, административного ответчика– Грибенникова Е.В.,
представителя административного ответчика– Гармаш Р.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по городу Волжскому Волгоградской области к Грибенникову Е.В, о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017, 2018 года, и пени по нему,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по г.Волжскому "."..г. обратилась в суд с административным иском к Гребенникову Е.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017,2018 годы в размере 1 350 рублей, пени по данному налогу в размере 50 рублей 27 копеек, указав в обоснование, что административный ответчик является собственником транспортных средств: <...> государственный регистрационный знак <...>; <...> государственный регистрационный знак <...>. Однако в нарушение действующего законодательства не исполнил в добровольном порядке предусмотренную законом обязанность по уплате транспортного налога за 2015-2018 годы, в результате чего образовалась задолженность, на которую начислена пеня. Гребенникову Е.В. были направлены требования с предложением добровольного погашения задолженности по налогу и пени, которые им исполнены не были, в связи с чем, "."..г. мировым судьёй судебного участка №133 судебного района города Волжского Волгоградской области был выдан судебный приказ №... о взыскании данной задолженности, который определением от "."..г. был отменён, основанием для чего послужили возражения ответчика, относительно исполнения судебного приказа. Просят суд взыскать с Гребенникова Е.В. задолженность по транспортному налогу.
В судебное заседание административный истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела явку своего представителя не обеспечил.
Выслушав административного ответчика и его представителя, исследовав и оценив письменные материалы дела, нахожу административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из положений ст.45 НК РФ, в случае неисполнения в установленный срок обязанности по уплате налога производится его взыскание.
Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.19 НК РФ (далее по тексту – НК РФ) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
В силу положений статей 44, 45, 48 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Пунктами 1, 2 ст.69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признаётся извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В соответствии с п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст.75 НК РФ пеней признаётся установленная данной статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить и в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов (п.1); пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п.3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Частью 2 ст.48 НК РФ закреплено, что заявление подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу абз.1 ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 данного кодекса.
В соответствии с п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в частности, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По смыслу приведённых норм права, как правило, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, которым принадлежит право собственности на указанное имущество. Акт регистрации является подтверждением перехода права собственности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Гребенников Е.В. состоит на учёте в налоговом органе и является плательщиком транспортного налога.
Налоговыми уведомлениями №... от "."..г., №... от "."..г. и №... от "."..г., Гребенникову Е.В. было предложено уплатить транспортный налог за 2015, 2017, 2018 года и пени по ним.
В связи с неуплатой административным ответчиком налога в его адрес направлены требования: №... от "."..г., с предложением добровольного погашения задолженности по налогу в размере 1582 рубля 00 копеек, пени в размере 32 рублей 17 копеек в срок до "."..г., №... от "."..г. с предложением добровольного погашения задолженности по налогу в размере 675 рублей 00 копеек, пени в размере 10 рублей 04 копеек в срок до "."..г., №... от "."..г., с предложением добровольного погашения задолженности по налогу в размере 675 рублей 00 копеек, пени в размере 08 рублей 93 копеек в срок до "."..г..
Установив, что Гребенников Е.В. не исполнил в добровольном порядке обязанность по уплате задолженности по налогам и пени, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
Судебный приказ, выданный налоговому органу "."..г., отменён по заявлению должника "."..г..
Поскольку Гребенников Е.В. уклонился от добровольной и своевременной уплаты налога, требование налогового органа оставил без удовлетворения, а выданный мировым судьёй судебный приказ был отменён по его заявлению, стало основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч.2 ст.286 КАС РФ).
Аналогичное положение о сроке обращения в суд с заявлением о взыскании налога содержится в п.2 ст.48 НК РФ.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз.2 п.3 ст.48 НК РФ).
Из материалов административного дела усматривается, что налоговый орган направил в адрес Гребенникова Е.В. требования №... от "."..г., №... от "."..г., №... от "."..г. по сроку исполнения соответственно до "."..г., "."..г., "."..г. соответственно.
По истечении установленного НК РФ шестимесячного срока налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №133 судебного района г.Волжского Волгоградской области с заявлением о вынесении судебного приказа, который "."..г. вынес судебный приказ о взыскании с Гребенникова Е.В. в пользу административного истца задолженности по налогам и пени.
Определением мирового судьи судебного участка судебного участка №133 судебного района города Волжского Волгоградской области от "."..г. указанный судебный приказ отменён, в связи с поступлением от должника возражений относительного его исполнения.
С настоящим административным иском в суд налоговый орган обратился "."..г., в ходе рассмотрения административного дела в суде заявил ходатайство о восстановлении срока обращения в суд с административным иском, полагая пропущенный срок незначительным.
Данный довод административного истца, строится на неправильном толковании и понимании норм материального права.
Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
В материалы дела административным истцом не предоставлено каких–либо доказательств и не приводятся ссылки на какие–либо обстоятельства, объективно исключающие возможность подачи административным истцом заявления о выдаче судебного приказа в установленный законом срок.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в (Определение от 8 февраля 2007 года № 381-О-П), установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
При таких обстоятельствах, несоблюдение налоговым органом установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175–180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ,
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2017, 2018 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 350 ░░░░░░, ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 ░░░░░░ 27 ░░░░░░, – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░–
░░░░░░░: ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 21 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░–