Дело № 2-1112/2025 (2-7133/2024)
УИД 50RS0030-01-2024-008712-60
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 марта 2025 года г. Ногинск
Ногинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Чистохиной Ю.Г., с участием помощника Ногинского городского прокурора Московской области Юнанова И.К., с участием истца Альтермана О.В., представителя истца Альтермана О.В. – адвоката - Лукина А.В., при секретаре судебного заседания Третьяковой К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Альтермана О. В. к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, в результате уголовного преследования,
УСТАНОВИЛ:
Альтерман О.В. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее – Минфин России) о взыскании компенсации морального вреда вследствие незаконного уголовного преследования в размере 5 000 000 руб.
Требования истца мотивированы тем, что приговором Ногинского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ Альтерман О.В. был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285 УК РФ и ч. 1 ст. 158 УК РФ. Этим же приговором истец был оправдан по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 35, п. "а" ч. 3 ст. 286 УК РФ, за отсутствием состава преступления. Мера пресечения была избрана в виде содержания под стражей, истец был под стражей 8 месяцев, что вводило его в состояние сильной депрессии и переживаний, привлечение к уголовной ответственности сильно оказывало на истца моральное давление.
В судебное заседание истец Альтерман О.В., его представитель Лукин А.В. явились, заявленные исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, письменную позицию, относительно инициированных требований в материалы дела не представили.
Представители третьих лиц ГСУ СК РФ по Московской области, УФК по Московской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Ногинский городской прокурор в заключении полагал, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
В силу ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счет возможным рассмотреть настоящее гражданское дело по существу при данной явке, в отсутствие сторон надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела по существу.
Изучив материалы дела, выслушав мнение стороны истца, заключение прокурора и представленные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, в отношении Альтермана О.В. было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 161, ч. 1 ст. 285, ч. 1 ст. 35 п. "а" ч. 3 ст. 286 УК РФ.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении него была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Приговором Ногинского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ истец был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285 УК РФ и ч. 1 ст. 158 УК РФ. Этим же приговором истец был оправдан по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 35, п. "а" ч. 3 ст. 286 УК РФ, за отсутствием состава преступления.
Под реабилитацией в уголовном судопроизводстве понимается порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда (пункт 34 статьи 5 УПК РФ).
Одной из составляющих реабилитации является возмещение морального вреда (пункт 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 17 "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьи 151 данного кодекса (пункт 1 статьи 1099 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 151 ГК РФ компенсации подлежит моральный вред (физические или нравственные страдания) причиненный действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.
Пунктом 1 статьи 150 ГК РФ предусмотрено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно статье 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1). Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Размер компенсации морального вреда в силу положений пункта 2 статьи 1101 ГК РФ определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В пунктах 25 и 27 названного постановления разъяснены принципы определения размера компенсации морального вреда, а также обстоятельства, подлежащие учет при определении этого размера.
Пунктом 30 Постановления указывается, что при определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ).
В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (статья 151 ГК РФ), устранить эти страдания либо сгладить их остроту.
Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащего присуждению истцу, суд учитывает общую продолжительность уголовного преследования, длительность нахождения истца в заключении под стражей, обвинение в совершении другого преступления, за которое он подвергался уголовному преследованию в тот же временной период, его тяжесть, характер причиненных ему нравственных страданий, мотивированных длительностью переживаний в связи с невозможностью трудоустройства соответственно навыкам, опыту и профессиональным предпочтениям, обеспокоенностью вопросом материального обеспечения детей, репутацией в общества и профессиональной сфере, иные заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности наступившим для него неблагоприятным последствиям и нарушению прав.
Принимая во внимание совокупность всех приведенных обстоятельств, суд приходит к выводу о разумности, справедливости и соразмерности взыскания в пользу Альтермана О.В. с Российской Федерации в лице Минфина России (финансового органа, выступающего от имени казны Российской Федерации) за счет казны Российской Федерации компенсации морального вреда в размере 450 000 руб.
Основания для определения иного размера компенсации морального вреда, сторонами не мотивированы, надлежащими средствами доказывания не подтверждены, а в части опровергнуты в ходе судебного разбирательства.
Другие доводы сторон, равно как иные собранные в материалы дела доказательства, – судом учитываются, однако не могут повлиять на существо принятого решения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Альтермана О. В. к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, в результате уголовного преследования – удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636; ИНН 7710168360) в пользу Альтермана О. В. (паспорт гражданина Российской Федерации №) за счет казны Российской Федерации компенсацию морального вреда вследствие незаконного уголовного преследования 450 000 (четыреста пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.
В удовлетворении исковых требований Альтермана О. В. в большем размере – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Ногинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированный судебный акт изготовлен 18 марта 2025 года.
Судья Ю.Г. Чистохина