Судья Елисеева Н.М. гр. дело № 33-10342/2024
УИД 24RS0046-01-2023-003587-89
2.103
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 сентября 2024 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего – Плаксиной Е.Е.,
судей - Сударьковой Е.В., Макурина В.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ануфриевой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В.
гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г. Красноярска в интересах субъекта Российской Федерации – Красноярского края в лице КГКУ «Управление социальной защиты населения» к Кириллову Александру Игоревичу о взыскании суммы государственной социальной помощи,
по иску КГКУ «Управление социальной защиты населения» к Кириллову Александру Игоревичу о взыскании суммы государственной социальной помощи,
и встречному иску Кириллова Александра Игоревича к КГКУ «Управление социальной защиты населения» о признании решения о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении социального контракта незаконным,
по апелляционной жалобе представителя третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края Рябцевой И.Г.
и по апелляционному представлению Прокурора Свердловского района
г. Красноярска
на решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 17 июня 2024 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований прокурора Свердловского района г.Красноярска, действующего в интересах Субъекта Российской Федерации – Красноярского края в лице КГКУ «Управление социальной защиты населения» к Кириллову Александру Ивановичу о взыскании суммы государственной социальной помощи, процентов за пользование чужими денежными средствами отказать.
В удовлетворении исковых требований КГКУ «Управление социальной защиты населения» к Кириллову Александру Ивановичу о взыскании суммы государственной социальной помощи отказать.
Исковое заявление Кириллова Александра Ивановича к КГКУ «Управление социальной защиты населения» об отмене решения о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении социального контракта удовлетворить.
Отменить решение ТО КГКУ «УСЗН» по Свердловскому району в г. Красноярске № 52-858485 от 23.06.2023 года о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении социального контракта».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Свердловского района г. Красноярска, действующий в интересах субъекта Российской Федерации – Красноярского края в лице КГКУ «Управление социальной защиты населения», обратился в суд с иском к Кириллову А.И. о взыскании суммы государственной социальной помощи.
Требования мотивированы тем, что по результатам проверки целевого использования Кирилловым А.И. государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, прокуратурой Свердловского района г. Красноярска были выявлены нарушения, допущенные ответчиком при исполнении обязательств по социальному контракту.
11.07.2022г. между КГКУ «УСЗН» по Свердловскому району в г. Красноярске и Кирилловым А.И. заключен социальный контракт №96-3-0448/22 на период с 11.07.2022г. по 10.07.2023г., по условиям которого Кириллову А.И. представлена государственная социальная помощь в размере 250 000 руб. на открытие и ведение предпринимательской деятельности по оказанию юридических услуг гражданам.
Согласно программе социальной адаптации с октября 2022 года Кириллов А.И. был обязан осуществлять предпринимательскую деятельность и получать доход. В нарушение принятых на себя обязательств к отчету за май 2023 года Кириллов А.И. приложил справку, в которой указан нулевой доход.
23.06.2023г. КГКУ «УСЗН» по Свердловскому району в г. Красноярске в адрес Кириллова А.И. направлено уведомление о прекращении оказания государственной социальной помощи, досрочном расторжении социального контракта, возвращении в бюджет Красноярского края необоснованно полученных денежных средств, однако, денежные средства Кирилловым А.И. не возвращены.
С учетом уточнений Прокурор Свердловского района г. Красноярска просил взыскать с Кириллова А.И. в пользу КГКУ «УСЗН» сумму государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям гражданам, предоставляемой в рамках государственной программы «Развитие системы социальной поддержки граждан» в размере 250 000 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 24.06.2023г. по 23.04.2024г. в размере 28 383,69 руб.
Кириллов А.И. обратился в суд с иском к КГКУ «Управление социальной защиты населения» о признании решения о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении социального контракта незаконным.
Требования мотивировал тем, что 11.07.2022г. заключил с КГКУ «Управление социальной защиты населения» социальный контракт, в соответствии с которым, ему выделена материальная помощь в размере 250 000 руб. для ведения индивидуальной предпринимательской деятельности, а именно для приобретения основных средств и материально-производственных запасов.
По программе социальной адаптации он должен получать доход с октября 2022 года по 10.07.2023г., оказывая юридическую помощь населению г. Красноярска и приобрести товарно-материальные средства. На указанную социальную выплату в срок до 31.08.2023г. он должен был приобрести: компьютерный стол, офисный диван, ноутбук, сотовый телефон, МФУ и офисное кресло, а также оплатить аренду офисного помещения по месту ведения своей деятельности, что было выполнено. Претензий со стороны ТО КГКУ «Управление социальной защиты населения» по Свердловскому району в г. Красноярске к нему не было. Во исполнение условий социального контракта он ежемесячно направлял КГКУ «УСЗН» отчеты о деятельности и полученном доходе. Очередной отчет за май 2023 года направлен 13.06.2023г. на электронный адрес представителя ответчика Васильева М.В., в котором было указано на самозанятость, оказание квалифицированной юридической помощи населению г. Красноярска в арендуемом нежилом помещении, размещение рекламы в социальных сетях и браузерах. К отчету была приложена справка о доходах за май 2023 года, в которой отражено отсутствие полученного дохода. В телефонном режиме 14.06.2023г. он пояснил Васильеву М.В., что отсутствие дохода вызвано временной нетрудоспособностью без оформления данного обстоятельства в официальном порядке, а также тем, что никто не обратился к нему за юридической помощью, в связи с чем, доход в мае 2023 года отсутствовал, однако он вел деятельность и оказывал юридическую помощь по ранее заключенным договорам на оказание юридических услуг. Васильев М.В. попросил переделать отчет и указать в отчете, что деятельность не велась в связи с респираторным заболеванием, что и было сделано 14.06.2023г.
22.06.2023г. от Васильева М.В. на электронную почту поступило сообщение о необходимости подтверждения уважительности причин не осуществления деятельности и отсутствия дохода. В ответ на поступившее сообщение им было направлено письменное извещение в котором указаны причины по которым деятельность не велась, а именно болезнь.
23.06.2023г. Васильев М.В. вновь направил аналогичное сообщение и в этот же день спустя 4 часа после повторного письма было направлено уведомление о расторжении социального контракта.
С учетом уточнений иска и определения суда от 17.06.2024г. о прекращении производства по делу в части требований к ответчикам Васильеву М.В., Лобановой Т.В., Глазуновой Е.Н., Кириллов А.И. просил признать незаконным решение КГКУ «Управление социальной защиты населения» № 52-828485 от 23.06.2023г. о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении социального контракта.
КГКУ «УСЗН» обратилось в суд с исковым заявлением к Кириллову А.И.ссылаясь на теже же обстоятельства, что и прокурор Свердловского района г. Красноярска.
Истец просил суд в связи с неисполнением принятых на себя обязательств в рамках социального контракта взыскать с Кириллова Александра Игоревича излишне выплаченные денежные средства государственной социальной помощи на основе социального контракта в размере 250 000 руб. в пользу краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения»;
- взыскать с Кириллова А.И. расходы по оплате государственной пошлины в размере 5 700 руб.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной политики Красноярского края Рябцева И.Г. просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований прокурора и КГКУ «УСЗН» к Кириллову А.И., в удовлетворении иска Кириллова А.И. отказать. Ссылается на то, что суд неправильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, неправильно установил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, не учел, что Кириллов А.И. не выполнил условия социального контракта по не уважительным причинам, об обстоятельствах, влекущих утрату права на получение государственной услуги УСЗН не уведомил, в связи с чем, обязан возместить излишне выплаченные ему денежные средства.
Представитель КГКУ «УСЗН» Свистельников В.В. представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором согласился с доводами жалобы.
Прокурор Свердловского района г. Красноярска в апелляционном представлении просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований прокурора. Ссылается на то, что в ходе рассмотрения дела было достоверно установлено, что Кириллов А.И. не предоставил отчет о выполнении работ по социальному контракту за май 2023 года, доказательств неисполнения условий контакта по уважительным причинам в материалы дела не представлено, в связи с чем, иск к Кириллову А.И. подлежал удовлетворению. Также считает незаконным прекращение судом производства по делу в части требований, поскольку КГКУ «УСЗН», в интересах которого подан иск, настаивало на удовлетворении требований.
В судебном заседании процессуального истца прокурор Красноярской краевой прокуратуры Ракова И.А. поддержала доводы апелляционного представления по изложенным выше основаниям.
Представитель третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края Рябцева И.Г., действующая на основании доверенности от 15.12.2003г., доводы апелляционной жалобы поддержала полностью, апелляционное представление прокурора считает обоснованным.
Представитель истца (ответчика по встречному иску) КГКУ «Управление социальной защиты населения» Свистельников В.В., действующий на основании доверенности от 17.08.2022г., согласился с доводами апелляционной жалобы и апелляционного представления.
Кириллов А.И. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и апелляционного представления, полагает, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела и принято законное и обоснованное решение.
Третьи лица Васильев М.В., Лобанова Т.В., Глазунова Е.Н. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, были извещены о времени и месте слушания дела надлежащим образом, причин неявки не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 11.07.2022г. между КГКУ «УСЗН» и Кирилловым А.И. заключен социальный контракт № 96-3-0448/22 на период с 11.07.2022г. по 10.07.2023г., предметом которого являлось сотрудничество между Управлением и Получателем по реализации мероприятий (действий, направленных на преодоление обстоятельства или обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности Получателя (его семьи), и последствия которых он (его семья) не может (не могут) преодолеть самостоятельно).
Согласно п. 2.1 вышеуказанного социального контракта государственная социальная помощь по вышеуказанному контракту назначается в сумме 250 000 рублей.
Согласно п. 9 раздела 4 социального контракта Кириллов А.И. обязан предоставлять ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным в Управление лично, посредством почтового отправления либо направления в электронной форме на официальный адрес электронной почты Управления отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации.
Согласно п.11 раздела 4 социального контракта ответчик обязан добровольно возместить денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (предоставление документов с заведомо неполными и недостоверными сведениями, сокрытие данных несвоевременное извещение об изменении сведений, являющихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания назначенной ему государственной помощи, в течение 30 дней со дня получения от Управления уведомления принятом решении, о прекращении оказания государственной помощи.
Сумма в размере 250 000 руб. перечислена на расчетный счет Кириллова А.И.
Решением от 23.06.2023г. КГКУ «УСЗН» прекращено оказание государственной социальной помощи, социальный контракт с Кирилловым А.И. расторгнут в связи с невыполнением получателем мероприятий, указанных в программе адаптации.
23.06.2023г. КГКУ «УСЗН» в адрес ответчика направлено уведомление о прекращении оказания государственной социальной помощи, досрочном расторжении социального контракта, возвращении в бюджет Красноярского необоснованно полученных денежных средств. Денежные средства до настоящего времени не возвращены.
В обосновании исков КГКУ «УСЗН» и прокурора в интересах КГКУ «УСЗН» к Кириллову А.И. о взыскании суммы государственной помощи указано на то, что к отчету за май 2023 года Кириллов А.И. приложил справку №32911770 в которой его доход за май 2023 года составил 0 руб., при этом не осуществление предпринимательской деятельности и не получение дохода без уважительных причин является в соответствии с п. 36 Порядка назначения государственной социальной помощи основанием для принятия решения о прекращении оказания государственной помощи и досрочного расторжения социального контракта.
Отказывая в удовлетворении указанных исковых требований и удовлетворяя исковые требования Кириллова об отмене решения о прекращении государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Кирилловым А.И. в соответствии с обязательствами по социальному контракту приобретено все необходимое для осуществления предпринимательской деятельности оборудование, мебель, заключен договор аренды нежилого помещения, получен первоначальный доход от предпринимательской деятельности, указанной в заявлении Кириллова А.И. на получение помощи, в течение срока действия социального контракта он был зарегистрирован в качестве налогоплательщика на профессиональный доход и осуществлял предпринимательскую деятельность, получал доход от предпринимательской деятельности каждый месяц, за исключением мая 2023 года, ежемесячно в срок до 15 числа предоставлял все необходимые отчеты, предусмотренные социальным контрактом, что свидетельствует о заинтересованности Кириллова А.И. в осуществлении предпринимательской деятельности для выхода из трудной жизненной ситуации, что и является целью предоставления социальной помощи в рамках Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», при этом прокурором, Управлением не доказан факт недобросовестного поведения Кириллова А.И. по использованию предоставленных ему в качестве социального пособия денежных средств.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам. Оснований для отмены или изменения решения по доводам апелляционной жалобы и апелляционного представления не имеется ввиду следующего.
Из положений абзаца второй статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" следует, что государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
В абз. 8 ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым, орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абз. 4 п.2 ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Согласно п. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 данного Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта (пункт 2 статьи 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (п. 3 ст 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась (пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Пунктом 2.1 ст. 10 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2013 года № 374-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации» постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 года № 507-п утверждена государственная программа Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан», а также Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан (Приложение № 11 к подпрограмме «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности».
Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан устанавливает механизм назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - государственная помощь) отдельным категориям граждан, проживающим на территории Красноярского края (пункт 1 Порядка).
В соответствии с пунктом 2 Порядка право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19.11.2020 года № 10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае».
Пунктом 7 Порядка установлено, что уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок: 1) не более чем на 9 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает мероприятия по поиску работы; 2) не более чем на 12 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности или ведению личного подсобного хозяйства; 3) не более чем на 6 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает иные мероприятия. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта. Социальный контракт между гражданином и уполномоченным учреждением может заключаться неоднократно.
Уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта (пункт 27 Порядка).
Согласно пункту 29 Порядка получатель ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № к форме социального контракта. Уполномоченное учреждение в течение 10 дней со дня получения отчета получателя, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, осуществляет проверку содержащихся в нем сведений о выполнении получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, и в случае, если социальным контрактом предусмотрена реализация мероприятий, указанных в подпунктах 1, 4 пункта 8 Порядка, принимает решение о предоставлении ежемесячной денежной выплаты или об отказе в ее предоставлении. Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в пункте 35 Порядка).
В подпункте 2 пункта 36 Порядка предусмотрено, что уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня установления использования денежных средств, предоставленных получателю (его семье), не по целевому назначению.
Получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в подпунктах 2 - 4, 7 - 10, 12, 13 пункта 36 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения (пункт 37 Порядка).
Денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 39 Порядка).
Денежные средства, выплаченные получателю в качестве государственной помощи по мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности», возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня прекращения им индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по инициативе Получателя), а также в случае выявления факта нецелевого использования Получателем денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта, а в случае отказа от добровольного возмещения истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 40 Порядка).
Как следует из материалов дела, социальный контракт с Кириловым А.И. был заключен 11.07.2022г., Кириллову для целей преодоления обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности, было перечислено 250 000 руб. Программой социальной адаптации на срок действия социального контракта были установлены мероприятия, к числу которых относились обязанности зарегистрироваться на портале бизнес-навигатора МСП АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», обращение за консультационной поддержкой по вопросам обучения и осуществления предпринимательской деятельности, приобретение основных средств и материально производственных запасов, заключение договора аренды и осуществление деятельности в качестве налогоплательщика на профессиональный доход с получением дохода.
Также из материалов дела следует, что Кириллов А.И. за счет выделенных средств по социальному контракту приобрел: ноутбук, МФУ, кресло офисное, смартфон, офисный диван, компьютерный стол; заключил договор аренды нежилого помещения от 03.08.2022г. по адресу г. Красноярск ул. Вавилова д. 27а пом. 172 под офис для приема граждан с целью оказания юридических услуг.
В отчетах и справках о состоянии расчетов по налогу на профессиональный доход за 2023 год указано, что доход Кириллова А.И. составил:
за 2022 год – в августе 2022 года - 11 500 руб., в сентябре - 20 000 руб., в октябре - 20 000 руб., в ноябре 2022 года - 20 000 руб., в декабре 2022 года - 20 000 руб.
за 2023 год - в январе - 22 780,26 руб., в феврале 2023 года – 68 157,60 руб., в марте - 25 824,67 руб., в апреле - 20 000 руб. в июне - 20 000 руб.
Таким образом, Кириллов А.И. выполнял условия контракта, приобрел все необходимое для осуществления предпринимательской деятельности, осуществлял предпринимательскую деятельность по оказанию юридических услуг, получал доход, о чем ежемесячно и своевременно предоставлял отчеты, вплоть до июня 2023 года, за исключением мая 2023 года, когда доход от предпринимательской деятельности отсутствовал.
Согласно объяснений Кириллова А.И. в мае 2023 года он болел около двух недель без оформления больничного листа. Кроме того, несмотря на размещение рекламы, в мае 2023 года к нему за оказанием юридической помощи никто не обратился, вместе с тем он вел деятельность по ранее заключенным договорам об оказании юридической помощи.
С учетом совокупности данных обстоятельств, судебная коллегия считает, что Кириллов А.И. добросовестно исполнял условия социального контракта, при этом не получение дохода в мае 2023 года обусловлено уважительными причинами и не может являться основанием для досрочного расторжения социального контракта и прекращения социальной помощи.
Истец, осуществляя предпринимательскую деятельность, несет риск убытков от предпринимательской деятельности из-за изменения условий этой деятельности по независящим от него обстоятельствам, в том числе, риск неполучения ожидаемых доходов. Как пояснил Кириллов А.И., несмотря на то, что за оказанием юридической помощи к нему в мае 2023 года обращений не было, он исполнял обязательства по ранее заключенным договорам, и в последующие месяцы доход от предпринимательской деятельности получал, о чем продолжал уведомлять ответчика.
Тот факт, что Кириллов А.И. не обращался за медицинской помощью в медучреждение, в связи с чем, не смог документально подтвердить свою нетрудоспособность, не может расцениваться как недобросовестное поведение, поскольку истец, как самозанятый, при осуществлении деятельности не имеет работодателя и наемных работников, сведений о заключении договора о добровольном страховании с Социальным фондом РФ и отчислении Кирилловым А.И. страховых взносов в материалы дела не представлено, в связи с чем, оформление листка нетрудоспособности не являлось для Кириллова А.И. необходимостью, какие-либо разъяснения на этот счет специалистами КГКУ «УСЗН» Кириллову А.И. не давались.
Кроме того, после получения отчета 14.06.2023г. КГКУ «УСЗН» в тот же день направило Кириллову А.И. на электронную почту уведомление о расторжении контракта, не предоставив последнему времени и возможности предоставить доказательства уважительности причин не получения дохода.
Целью государственной социальной поддержки является помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Одностороннее расторжение социального контракта при указанных выше обстоятельствах, без учета уважительности причин не соответствует целям, указанным в законе, тем более, что истец Кириллов А.И., после расторжения социального контракта продолжал исполнять его условия и направлять отчеты ответчику.
Фактов предоставления получателем социальной помощи недостоверных сведений, сокрытия имеющей значение в данном случае информации или нецелевого использования им денежных средств в ходе рассмотрения дела не установлено.
Доводы апелляционного представления о незаконном прекращении производства по делу в связи с отказом прокурора от иска не состоятельны, поскольку определением суда от 17.06.2024г. в удовлетворении заявления прокурора Свердловского района г. Красноярска об отказе от иска судом было отказано, производство по делу прекращено в части требований Кириллова А.И. к специалистам КГКУ «УСЗН» Васильеву М.В., Лобановой Т.В., Глазуновой Е.Н. Кроме того, определение суда от 17.06.2024г. о прекращении производства по делу в части, никем из участников процесса не обжаловалось.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что судом правильно установлены обстоятельства по делу, применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, выводы суда мотивированы и подтверждаются исследованными по делу доказательствами, оценка которым дана по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Процессуальных нарушений, являющихся в силу ч.4 ст. 330 ГПК РФ самостоятельными основаниями для отмены принятого по делу решения судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
Решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 17 июня 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края Рябцевой И.Г. и апелляционное представление Прокурора Свердловского района г. Красноярска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 10 сентября 2024 года.