Дело № 5-455/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Кемерово 12 декабря 2017 года
Судья Кемеровского районного суда Кемеровской области Колосовская Н.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Администрации Березовского сельского поселения, ИНН 42500002431, юридический адрес: 650511, Кемеровский район, с.Березово, ул.Центральная, 24,
УСТАНОВИЛ:
В отношении Администрации Березовского сельского поселения 28.11.2017г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ.
Из протокола об административном правонарушении следует, что 22.11.2017г. в 10 часов при проведении осмотра территории земельного участка существующего кладбища и прирезаемого к нему земельного участка в д.Пугачи Кемеровского района по факту коллективного обращения жителя Кемеровского района, поступившего из прокуратуры Кемеровского района, на незаконную деятельность администрации Березовского сельского поселения, установлено нарушение санитарно-эпидемиологических требований. Администрация Березовского сельского поселения осуществляет эксплуатацию существующего кладбища в д.Пугачи. На момент осмотра территории существующего кладбища и участка прирезаемого к нему в д. Пугачи у земельного участка кладбища и прирезаемого к нему участка отсутствуют границы, утвержденные органом местного самоуправления, границы санитарно-защитной зоны кладбища не организованы и не установлены в установленном законом порядке. Таким образом, размещение и реконструкция кладбища в д. Пугачи Кемеровского района осуществляется с нарушением законодательства в области градостроительной деятельности с нарушениями санитарных норм и правил.
Данные обстоятельства являются нарушением требований ст.11,20,21,24,29,32,39 Закона №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п.1.3, 2.1, 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.»
Представитель администрации Березовского сельского поселения Э.Ю., действующий на основании Устава и распоряжения Администрации Березовского сельского поселения № 126/1-к от 13.12.2016г., вину в совершенном правонарушении и выявленные нарушения оспаривал, пояснил, что сельское кладбище в д.Пугачи Кемеровского района действует с 1927 года, границы земельного участка, занятого кладбищем, не установлены. Однако территория кладбища огорожена, от места захоронений по близлежащего земельного участка, на котором располагается жилое строение более 50м, что соответствует требованиям защитной зоны. Каких-либо работ по реконструкции кладбища не производится, кладбище в настоящее время действует в границах, в которых огорожено. При этом производство работ по установлению границ земельного участка на котором расположено кладбище, а также работ по межеванию является затратным и в настоящее время данные денежные средства в бюджет не заложены. 28.11.2017г. между Администрацией Березовского сельского поселения и ООО «Изыскатель» заключен муниципальный контракт № 11/17, согласно которого заказано производство кадастровых работ по межеванию участка, стоимость работ составит 98 000 руб., данную сумму необходимо согласовать и внести в бюджет. Кроме того, после производства кадастровых работ будет установлена площадь участка, которая определена на сегодняшний день и в дальнейшем увеличение этой площади будет невозможным, что приведет к нарушению прав жителей поселения, т.к. производить захоронение умерших при отсутствии мест на кладбище будет прекращено.
В судебном заседании представитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г.Березовском, г.Топки, кемеровском и Топкинском районах Южакова Е.А., действующая на основании доверенности, подтвердила наличие выявленных нарушений СанПин, которые применяются не только к вновь создаваемым кладбищам или реконструированным, но и к действующим. Нарушения расстояния защитной зоны при проведении проверки не было установлено, т.к. расстояние от ограждения кладбища до близлежащего жилого дома составило более 50 м. Однако ввиду отсутствия установленных границ кладбища невозможно определить защитную зону и в случае увеличения территории кладбища невозможно установить проводилась ли реконструкция или нет. Что в настоящее время производится расширение, т.е. реконструкция кладбища было установлено со слов представителя Администрации сельского поселения, присутствовавшей при осмотре.
Выслушав представителя администрации Березовского сельского поселения, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события правонарушения и виновность лица в его совершении.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
Статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Объектом правонарушения в данном случае выступают общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в несоблюдении лицом законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Поскольку данная норма носит бланкетный (отсылочный) характер, административный орган обязан указать нормы законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которые были нарушены юридическим лицом.
В обоснование административного правонарушения административный орган ссылается на ст. 11, 39, 20,21,24,29,32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.1.3, 2.1, 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Как видно из материалов дела, Администрация Березовского сельского поселения осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере похоронного дела, предоставления муниципальных услуг в сфере похоронного дела, обеспечения деятельности в сфере организации и содержания мест погребения.
В ходе административного расследования должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области было установлено, что администрация Березовского сельского поселения осуществляет эксплуатацию существующего кладбища в д. Пугачи и на момент осмотра территории существующего кладбища и участка прирезаемого к нему в д. Пугачи у земельного участка кладбища и прирезаемого к нему участка отсутствуют границы, утвержденные органом местного самоуправления, границы санитарно-защитной зоны кладбища не организованы и не установлены в установленном законом порядке. Размещение и реконструкция кладбища в д. Пугачи осуществляется с нарушением законодательства в области градостроительной деятельности с нарушением санитарных норм и правил, а именно нарушены требования ст.11,20,21,24,29,32,39 Закона №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п.1.3, 2.1, 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.»
Установив, что лицом, ответственным за эксплуатацию и содержание кладбища, является Администрация Березовского сельского поселения, ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. березовском, г. Топки, Кемеровском и Топкинском районах, уполномоченный в силу ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях, составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, и направил с материалами проверки на рассмотрение судье районного суда.
Оценив собранные по делу доказательства на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья находит, что доказательств виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вменяемых ему пунктов СанПиН не установлено.
В соответствии со ст. 11, 39, 20,21,24,29,32Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2017) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (п.11). Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 32).
,- Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правила (п.20).
- В почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (ст.21).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила (ст.24).
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (ст.29).
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 39).
Согласно ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 того же Федерального закона).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (п. 1).
При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения (п. 4).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (п. п. 1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).
На основании п.1.3 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» требования по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий, сооружений и помещений похоронного назначения, включаемые в нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти и местного самоуправления, должны соответствовать положениям настоящих санитарных правил.
Размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий, сооружений, помещений похоронного назначения осуществляются в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности и санитарными правилами и нормативами- п.2.1..
Согласно пункту 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.
Согласно п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» сельские кладбища относятся к V классу и санитарно –защитная зона составляет 50 метров.
Судом установлено, что в отношении администрации Березовского сельского поселения 22.11.2017г. на основании поступившего коллективного обращения жителя Кемеровского района д. Пугачи вх.№ 1657-ТО от 15.11.2017г., о незаконных действиях администрации Березовского сельского поселения по реконструкции – расширению кладбища деревни Пугачи проведена проверка соблюдения санитарного законодательства при эксплуатации кладбища.
Определением должностного лица № 55 от 22.11.2017г. возбуждено дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования.
В ходе расследования у юридического лица истребованы документы и у представителя юридического лица взяты объяснения, а также проведен осмотр территории принадлежащей юридическому лицу.
Согласно протокола осмотра от 22.11.2017г., в присутствии представителя юридического лица и понятых, осмотрена территория кладбища и прилегающая к нему территория в д. Пугачи, Кемеровского района. В ходе осмотра установлено: существующее кладбище имеет ограждение по периметру. С севера от входа на территории кладбища земли Березовского сельского поселения свободные от застройки, с южной и юго-западной стороны ближайшая жилая застройка ул. Линейная д. Пугачи примерно в 100 и более метрах, с восточной стороны земли Березовского сельского поселения свободные от застройки, с северо-западной стороны искусственно созданный водоем для пожаротушения в 800-1000 метрах. На момент осмотра со слов представителя Администрации Березовского сельского поселения с левой стороны от входа кладбища планируется прирезка земельного участка для новых захоронений общей площадью 5 359 кв.м. Границы земельного участка существующего кладбища и прирезаемого участка не утверждены, санитарно-защитная зона не установлена.
Из объяснений главы администрации Березовского сельского поселения следует, что кладбище в д. Пугачи действующее и существует давно. Граница его не установлена в натуре, соответственно ни о какой прирезке дополнительного участка речи не идет. Данное кладбище имеет огромное значение для жителей д. Пугачи и п. Новостройка. Установленные столбы к земельному отводу не имеют никакого отношения. В перспективе имеется намерение обратиться к кадастровому инженеру для заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ.
Таким образом, из представленных доказательств не усматривается нарушений вменяемых пунктов санитарных правил, которые не содержат требований по установлению границ земельного участка кладбища и защитной зоны.
Каких-либо доказательств, производства реконструкции или расширения кладбища в представленных материалах так же не усматривается.
Указанные со слов представителя администрации Березовского сельского поселения обстоятельства о планируемой прирезке земельного участка не могут быть приняты в качестве допустимого и достоверного доказательства производимой реконструкции кладбища, поскольку данные пояснения свидетельствуют только о планируемом мероприятии, а не осуществляемом, данные обстоятельства не подтверждаются главой администрации Березовского сельского поселения Кытмановым Э.Ю., давшим объяснения о том, что никакой прирезки дополнительного земельного участка к земельному участку кладбища не идет.
Таким образом, доказательств нарушения требований п 2.1 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» не установлено.
Кроме того, из протокола осмотра участка следует, что от занимаемой территории кладбища, границы которого на местности определены ограждением по периметру, до существующей жилой застройки составляет более 100 м, а до водоема более 800 м, что не выходит за пределы установленной для сельских кладбищ санитарно-защитной зоны, предусмотренной п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Вмененное должностным лицом в отношении юридического лица нарушение, событие которого описано в протоколе об административном правонарушении также нельзя отнести к нарушению, предусмотренному п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", поскольку данная норма устанавливает устройство кладбища в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, такое нарушение фактически должностным лицом не вменяется, и в ходе расследования данные обстоятельства не исследовались и не устанавливались.
Согласно п. 1.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010г. № 122 (ред. от 25.04.2014) требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Доказательств того, что кладбище в д. Пугачи является вновь строящимся либо реконструируемым объектом, материалы дела не содержат. Из объяснений представителя юридического лица следует, что захоронения на данном кладбище осуществлялись с 1927 года, что не оспаривается и обратного не представлено. При этом в ходе проверки не было выявлено фактов выдачи разрешений на строительство в пределах границы санитарно-защитной зоны кладбища после введения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в действие.
Следовательно, доводы должностного лица о том, что в отношении названного кладбища подлежат применению СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не является обоснованным.
Нарушение иных санитарных норм и правил, регулирующих деятельность кладбищ, не было вменено Администрации при возбуждении дела об административном правонарушении.
Таким образом, факт нарушения вмененных требований санитарного законодательства Администрацией Березовского сельского поселения, осуществляющим эксплуатацию существующего кладбища в д. Пугачи Кемеровского района не установлен.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении в отношении Администрации Березовского сельского поселения подлежит прекращению за отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 6.3 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ 42500002431, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░: 650511, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░░░░░░░░, ░░.░░░░░░░░░░░, 24 ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: