Судья ФИО5 Дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики в составе:
председательствующего ФИО17-А.
судей ФИО16, Вагапова М.А.
при секретаре ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО1 об определении места жительства детей и взыскании алиментов,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Гудермесского городского суда Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО16, объяснения ФИО7 и его представителя ФИО8, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения ФИО9 и ее представителя ФИО12, просивших оставить решение суда без изменения, объяснения представителей органа опеки и попечительства администрации Гудермесского муниципального района Чеченской Республики ФИО10, полагавшегося на усмотрение судебной коллегии, и возражения представителя органа опеки и попечительства администрации Шелковского муниципального района Чеченской Республики ФИО11, просившей в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
ФИО2 обратилась в суд с иском к ФИО1 об определении места жительства несовершеннолетних детей с ней и взыскании алиментов на их содержание в размере 1/3 заработка и иных доходов, указав, что в 2010 году вышла замуж за ответчика, брак был зарегистрирован <адрес> отделом ЗАГС Чеченской Республики, актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ.
В совместном браке родились двое сыновей ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
С марта 2014 года брачные отношения между истцом и ответчиком прекращены, общее хозяйство не ведется, сложились неприязненные и натянутые отношения. Брак расторгнут решением мирового судьи судебного участка № по <адрес> Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ.
Оба сына проживают с истцом и находятся на ее полном иждивении, ответчик материальной помощи на содержание детей не оказывает, участия в их воспитании не принимает.
Представитель органа опеки и попечительства администрации Гудермесского муниципального района Чеченской Республики ФИО10 в интересах детей полагал целесообразным передать их на воспитание матери, представитель органа опеки и попечительства администрации Шелковского муниципального района Чеченской Республики ФИО11 оставила разрешение вопроса на усмотрение суда.
Решением Гудермесского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО2 удовлетворены, судом постановлено определить место жительства детей: ФИО3 и ФИО4 с матерью ФИО2 по адресу: <адрес>. Этим же решением суда с ФИО1 в пользу ФИО2 взысканы алименты в размере 1/3 заработка и иных доходов на содержание детей: ФИО3 и ФИО4
В апелляционной жалобе ФИО1 просит названное решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что не был надлежащим образом извещен о последнем судебном заседании.
Апеллянт указывает, что родитель, уплачивающий алименты на несовершеннолетних детей, вправе обратиться в суд об уменьшении размера установленной решением суда доли заработка (дохода), взыскиваемой на содержание детей.
Кроме того, апеллянт указывает, что намеревался подать встречный иск об определении порядка общения с детьми, и что ДД.ММ.ГГГГ у него родился сын от нового брака, которого ему необходимо содержать.
В письменных возражениях представитель ФИО2 – ФИО12 просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 1, части 1 статьи 11, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
Правосудие по гражданским делам в соответствии с требованиями статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. При этом каждая из сторон согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебном решении» разъяснено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу положений статей 55, 61, 63, 65 и 66 Семейного кодекса Российской Федерации, в случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них, равно как и родитель, проживающий отдельно от ребенка, вправе общаться со своим ребенком, обязан принимать участие в его воспитании, чему не должен препятствовать родитель, с которым проживает ребенок, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей, обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 5 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» разъяснено, что решая вопрос о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), необходимо иметь в виду, что место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам (пункт 3 статьи 65, статья 57 Семейного кодекса российской Федерации). При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Семейного кодекса Российской Федерации при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей.
Как усматривается из материалов дела и судом первой инстанции установлено, что ФИО2 и ФИО1, брак между которыми расторгнут на основании решения мирового судьи судебного участка № по Гудермесскому муниципальному району Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, являются родителями ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С марта 2014 года брачные отношения между истцом и ответчиком прекращены, дети проживают с истцом и находятся на ее полном иждивении.
При рассмотрении дела судом первой инстанции представитель органа опеки и попечительства администрации Гудермесского муниципального района Чеченской Республики ФИО10 в интересах детей полагал целесообразным передать их на воспитание матери, представитель органа опеки и попечительства администрации Шелковского муниципального района Чеченской Республики ФИО11 оставила разрешение вопроса на усмотрение суда (л.д. 64-оборот).
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции, правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дав надлежащую правовую оценку доказательствам, собранным по делу, с учетом возраста и исходя из интересов малолетнего ребенка пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований ФИО13 и определил место жительства несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4 с матерью ФИО2, в пользу которой на основании пункта 1 статьи 81 Семейного кодекса Российской Федерации взыскал с ФИО1 алименты на двух несовершеннолетних детей в размере одной трети заработка и иного дохода.
Судебная коллегия полагает такой вывод суда первой инстанции в полной мере основанным на положениях вышеприведенных правовых норм, учитывает при этом, принцип 6 Декларации прав ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций ДД.ММ.ГГГГ, вступившей в силу для России с ДД.ММ.ГГГГ, которым провозглашено, что ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью.
Доводы апелляционной жалобы в части ненадлежащего извещения ответчика о месте и времени слушания дела опровергаются имеющимся в материалах дела отчетом об извещении с помощью СМС-сообщения (л.д. 52). Кроме того, как усматривается из материалов дела, спор рассмотрен ДД.ММ.ГГГГ с участием представителя ФИО1 по доверенности ФИО14, который против рассмотрения дела в отсутствие его доверителя не возражал (л.д. 63-64)
Иные доводы выводов суда первой инстанции не опровергают и не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда в апелляционном порядке.
Нарушений, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся основанием для отмены либо изменения решения суда в апелляционном порядке, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Гудермесского городского суда Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО2 к ФИО1 об определении места жительства детей и взыскании алиментов, оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий: ФИО17-А.
Судьи: ФИО16, Вагапов М.А.
Копия верна: ФИО16