Дело № 2-3138/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ДД.ММ.ГГГГ) года Коминтерновский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Л.В.Анисимовой,
при секретаре Л.В.Исайкиной,
с участием заявителя Т.А. Леоновой,
представителя заинтересованного лица (Госорган3) <адрес> Ю.В. Алексеевой, действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица (Госорган2) <адрес> И.В. Бахтиной, действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица (Госорган1) <адрес> С.И. Диденко, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Леоновой Т. А. о признании незаконным приказа (Госорган3) <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) года (№) в части п. 1.3. о включении в реестр с (ДД.ММ.ГГГГ) года, обязании (Госорган3) <адрес> включить в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории <адрес> с (ДД.ММ.ГГГГ) года,
Установил:
Т.А. Леонова обратилась в суд с заявлением об обязании (Госорган3) <адрес> включить ее в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории <адрес> с (ДД.ММ.ГГГГ) года, а не с (ДД.ММ.ГГГГ) года. В обоснование заявления указала, что была поставлена на учет в качестве имеющей право на бесплатное получение земельного участка в собственность для целей индивидуального жилищного строительства на территории городского округа <адрес> с (ДД.ММ.ГГГГ) года распоряжением (Госорган1) <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) года (№). Постановлением (Госорган2) <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) года (№) полномочия по принятию решения о постановке на очередь с (ДД.ММ.ГГГГ) года были возложены на (Госорган3) <адрес>. (Госорган2) <адрес> по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) года был сформирован сводный (единый) список многодетных семей, изъявивших желание на бесплатное получение земельного участка и передан в (Госорган3) <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ) года, в данном списке номер ее очереди (№). После обращения в (Госорган3) <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ) года для уточнения очередности, заявителю пришлось заново сдавать документы, подтверждающие право на земельный участок. Приказом (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) заявитель была включена в реестр по дате обращения непосредственно в (Госорган3), т.е. с (ДД.ММ.ГГГГ) года, номер очереди (№). Заявитель считает, что действиями (Госорган3) <адрес> нарушена законность ее постановки на очередь на бесплатное получение земельного участка.
В дальнейшем Т.А. Леонова уточнила заявление, просит признать незаконным приказ (Госорган3) <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) года (№) в части п. 1.3. о включении ее в реестр с (ДД.ММ.ГГГГ) года, обязать (Госорган3) <адрес> включить ее в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории <адрес>, с (ДД.ММ.ГГГГ) года.
Определением Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены (Госорган2) <адрес>, (Госорган1) <адрес>.
Заявитель Т.А. Леонова в судебном заседании поддержала заявление.
Представитель заинтересованного лица (Госорган3) <адрес> Ю.В. Алексеева, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления, представила письменные возражения.
Представитель заинтересованного лица (Госорган2) <адрес> И.В. Бахтина, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления.
Представитель заинтересованного лица (Госорган1) <адрес> С.И. Диденко, действующий на основании доверенности, в удовлетворении требований Т.А. Леоновой полагался на усмотрение суда.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Частью 1 ст. 254 ГПК РФ установлено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии со статьей 12 Закона <адрес> от 13.05.2008 года № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории <адрес>» земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории <адрес> и относящихся к одной из категорий, определенных статьей 13 настоящего Закона <адрес>.
Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии с настоящим Законом <адрес> осуществляется однократно, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, в пределах норм, установленных статьями 8, 9 и 10 настоящего Закона <адрес> и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и по желанию граждан по одному из следующих видов землепользования в соответствии с действующим законодательством:
1) индивидуальное жилищное строительство;
2) ведение садоводства;
3) ведение огородничества;
4) ведение личного подсобного хозяйства.
Согласно п. 5 ч. 1 статьи 13 Закона <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) года № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории <адрес>» право на бесплатное предоставление земельных участков имеют граждане, имеющие трех и более детей.
К гражданам, имеющим трех и более детей, указанным в статье 8.1 настоящего Закона <адрес> и в пункте 5 части 1 настоящей статьи (далее - многодетные граждане), в целях настоящего Закона <адрес> относятся граждане, являющиеся родителями (одинокими родителями), на содержании которых находятся постоянно зарегистрированные по месту жительства совместно с ними трое и более несовершеннолетних их детей и (или) детей его (ее) супруга (супруги), включая детей старше 18 лет, получающих образование в очной форме в образовательных организациях, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста, и (или) являющиеся опекунами (попечителями), на содержании которых находятся трое и более несовершеннолетних детей.
В соответствии с ч. 2 статьи 13.1. Закона <адрес> от 13.05.2008 года № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории <адрес>» предоставление земельных участков многодетным гражданам осуществляется на основании заявления, которое подается одним из родителей, опекуном (попечителем) (далее - заявитель) в уполномоченный орган или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, по месту постоянного проживания заявителя.
В силу ст. 29 Закона <адрес> от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории <адрес>» предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 раздела III Правил учета граждан, обратившихся для постановки на очередь на бесплатное получение земельных участков в собственность, на территории городского округа <адрес>, утвержденных постановлением главы городского округа <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), учет граждан, имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность, осуществлялся в управах районов городского округа <адрес> в соответствии с имеющимся делением территории городского округа <адрес> на внутригородские районы. Указанные правила утратили силу в связи с изданием Постановления (Госорган2) <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), вступившего в силу после официального опубликования (ДД.ММ.ГГГГ)
В соответствии с п. 1.3.1 Административного регламента (Госорган2) <адрес> по предоставлению муниципальной услуги «Учет граждан в качестве имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность для целей индивидуального жилищного строительства и ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства», утвержденного Постановлением (Госорган2) <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), органом, предоставляющим муниципальную услугу, является (Госорган2) <адрес>. Структурным подразделением (Госорган2) <адрес>, обеспечивающим организацию предоставления муниципальной услуги, является департамент муниципальной собственности (Госорган2) <адрес>.
Постановлением Правительства <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) утвержден Порядок ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории <адрес>, на (Госорган3) <адрес> возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Постановления привести реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории <адрес>, в соответствие прилагаемому Порядку.
В соответствии с п. 2.7 указанного Порядка ведения реестра многодетных граждан многодетные граждане, обратившиеся в (Госорган3), орган местного самоуправления до вступления в силу настоящего Порядка, включаются в Реестр в порядке очередности в соответствии с датой поступления заявления, зарегистрированного путем присвоения входящего номера в соответствии с инструкцией по делопроизводству в правительстве <адрес>, исполнительных органах государственной власти <адрес> или органов местного самоуправления.
Согласно п. 2.8 указанного Порядка (Госорган3), орган местного самоуправления обеспечивают внесение в Реестр записей о многодетных гражданах, обратившихся с заявлением о предоставлении земельного участка до вступления в силу настоящего Порядка, путем направления таким гражданам заказным письмом с уведомлением о вручении запросов о представлении документов в соответствии с ч. 3 ст. 13.1 Закона и проведения проверки соответствия сведений, представленных такими гражданами, в соответствии с ч. 6 ст. 13.1 Закона.
В соответствии с п. (ДД.ММ.ГГГГ) постановления Правительства <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «Об утверждении Положения о (Госорган3) <адрес>» (в редакции постановления Правительства <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№)) департамент осуществляет функции по ведению реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории <адрес>.
Установлено, что Леонова Т.А. имеет троих несовершеннолетних детей: сына (ФИО3), (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, дочь (ФИО2) (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, дочь (ФИО1) (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения.
Распоряжением (Госорган1) <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) года (№) Леонова Т.А. была поставлена на учет на бесплатное получение земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства в порядке очередности с даты регистрации заявления, с (ДД.ММ.ГГГГ) года.
(ДД.ММ.ГГГГ) года Леонова Т.А. обратилась в (Госорган3) <адрес> с заявлением о возможности предоставления ей земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в соответствии с Законом <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) года № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории <адрес>», в котором указала, что распоряжением руководителя (Госорган1) <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) года (№) она была поставлена на учет в качестве имеющей право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства.
Приказом (Госорган3) <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) года (№) Леонова Т.А., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, проживающая по адресу: <адрес>, была включена в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории <адрес>, в группу индивидуальное жилищное строительство с (ДД.ММ.ГГГГ) года.
Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда. При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Как следует из материалов дела, с заявлением об оспаривании приказа (Госорган3) <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) года (№) Леонова Т.А. обратилась в суд (ДД.ММ.ГГГГ) года, то есть в предусмотренный законом срок для обжалования.
На основе представленных и исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что заявление Леоновой Т.А. является обоснованным и подлежит удовлетворению, поскольку (Госорган3) <адрес> неправомерно включил Леонову Т.А. в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, лишь с (ДД.ММ.ГГГГ) года, так как она уже была поставлена (Госорган1) <адрес> на учет (ДД.ММ.ГГГГ) года, а передача полномочий между исполнительными органами, обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах своей компетенции, не может являться основанием для снятия с учета многодетных лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков. Леонова Т.А. подлежит включению в реестр многодетных граждан в порядке очередности с даты обращения с заявлением в управу и постановки ее на учет управой района.
Доводы представителя заинтересованного лица (Госорган3) <адрес> суд находит несостоятельными, не соответствующими действующему законодательству и опровергаемыми материалами гражданского дела.
В соответствии со статьей 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.
Руководствуясь статьями 194–198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Леоновой Т. А. удовлетворить.
Признать незаконным п. 1.3. приказа (Госорган3) <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) года (№) в части даты с (ДД.ММ.ГГГГ) года включения в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории <адрес>, Леоновой Т. А., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, проживающей по адресу: <адрес>.
Обязать (Госорган3) <адрес> включить Леонову Т. А., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, проживающую по адресу: <адрес>, в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории <адрес> с (ДД.ММ.ГГГГ) года.
Решение суда направить для устранения допущенного нарушения закона в (Госорган3) <адрес> в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд, вынесший решение.
Судья: подпись Л.В. Анисимова
Мотивированное решение
изготовлено (ДД.ММ.ГГГГ) года
Копия верна.
Судья:
Секретарь: