Дело №2 - 1706 (2017)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 апреля 2017 года г. Брянск
Советский районный суд города Брянска в составе
председательствующего судьи Борлакова М.Р.,
при секретаре Польшаковой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Брянска в интересах Кузиной А.И. к Брянской городской администрации о предоставлении специализированного жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Брянска в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что Кузина А.И., <дата> г.р., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители К.И.В. и мать К.Г.А. решением Фокинского районного суда г. Брянска от <дата> лишены родительских прав в отношении Кузиной А.И., <дата> г.р.
Согласно Постановлению Брянской городской администрации от 13.01.2017 г. №45-п «Об утверждении списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма специализированных жилых помещений» Кузина А.И. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма специализированных жилых помещений под номером 314.
До настоящего времени Кузина А.И. жилым помещением по договору специализированного найма жилого помещения не обеспечена.
С учетом изложенного истец просит обязать Брянскую городскую администрацию предоставить Кузиной А.И. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения в черте города Брянска по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, в установленном законом порядке.
В судебном заседании ст. помощник прокурора города Брянска Орловская Н.В., Кузина А.И. исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить.
Представитель ответчика - Брянской городской администрации в судебное заседание не явилась, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных пояснениях представитель Брянской городской администрации Кулешова Э.В. исковые требования не признала, полагая, что их удовлетворение нарушит права других лиц, стоящих в очереди на жилье перед Кузиной А.И. При этом не оспаривала право Кузиной А.И. на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Представитель третьего лица – Комитета по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации Прусакова С.П. поддержала позицию ответчика.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области в судебное заседание не явился, о дне и времени извещался надлежащим образом, письменный отзыв на исковое заявление содержит ходатайство о рассмотрение дела в отсутствие представителя. Согласно письменному отзыву на исковое заявление, разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, родители Кузиной А.И. - К.И.В. и мать К.Г.А. решением Фокинского районного суда г. Брянска от <дата> лишены родительских прав в отношении Кузиной А.И., <дата> г.р.
Согласно Постановлению Брянской городской администрации от 13.01.2017 г. №45-п «Об утверждении списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма специализированных жилых помещений» Кузина А.И. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма специализированных жилых помещений под номером 314.
Распоряжением администрации Унечского района Брянской области №...-р от <дата> над Кузиной А.И. установлена опека.
До настоящего времени Кузина А.И. жилым помещением по договору социального найма жилого помещения не обеспечена.
Оценивая обоснованность заявленных требований, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме данных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пунктам 7, 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что законодательство определило основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные им дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в Законе Брянской области от 29 декабря 2012 года №107-3 «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области», который регулирует порядок предоставления жилых помещений указанной категории граждан на территории Брянской области.
В соответствии со статьей 2 Закона Брянской области № 124-3 от 02 декабря 2011 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», введенного в действие на территории Брянской области с 01 января 2012 года, вышеназванные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот переданы от органа исполнительной власти субъекта РФ к органам местного самоуправления, обладающих статусом городского округа и муниципального района.
На территории Брянской области и города Брянска муниципальным образованием, обладающим статусом городского округа, является муниципальное образование «Город Брянск».
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку Кузина А.И. относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, она имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в пределах города Брянска, следовательно, требования прокурора Советского района г. Брянска, действующего в интересах Кузиной А.И., подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика - Брянской городской администрации, изложенные письменно, о том, что удовлетворение исковых требований нарушит права других лиц, стоящих в очереди перед Кузиной А.И. так же не может служить основанием для отказа в обеспечении Кузиной А.И. жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Советского района г. Брянска, действующего в интересах Кузиной А.И. к Брянской городской администрации о предоставлении специализированного жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить.
Обязать Брянскую городскую администрацию предоставить Кузиной А.И. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения в пределах города Брянска по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, в установленном законом порядке.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Р. Борлаков
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 04 апреля 2017 года.
Мотивированное решение изготовлено 06 апреля 2017 года.